Анализ стихотворения Пушкина Бесы 9 класс по плану

Поэт посетил Болдино для того, чтобы решить вопросы о предстоящей женитьбе. Задержавшись там на некоторое время, он создал произведение «Бесы».

В этом стихотворении Александр Сергеевич берет тему русского народного творчества. Описывает страдания путников во время пурги, как тяжело им приходится.

В начале автор просит ямщика, чтобы тот побыстрее гнал лошадей. И в ответ на свою просьбу автор слышит историю о том, что странники заблудились, и проблемой тому являются бесы, которые заманили путников в ледяной капкан. Рассказчик говорит о том, что много поведал нечисти на своем пути.

Поэт с уважением и вниманием относился к подобным историям, считая их важной частью народного фольклора. И как вменяемый и образованный человек Пушкин понимал, что это всё выдумки и сказки, всему этому найдется логическое объяснение.

Но в стихотворении, действительно, говорится о заблудившихся странниках. Эти странники — крепостные люди Руси, над которыми властвуют высшие сословия. Пушкин сравнивает власть с бесами, которых он так ненавидит и раздражен ими.

Людей, которые считают себя избранными, автор готов простить, но он не видит смысла в их существовании. Ведь каждый вправе сам выбирать свою дорогу, никто не имеет правд навязывать свое мнение другому и властвовать над чужой жизнью.

Поэт замечает, что он зависит от чужого мнения, ему от этого противно, для него это мнение фальшиво. И эти мысли заставляют автора о многом задуматься, начать мыслить по-другому и жить по-новому.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Бесы» №2

Бесы стих пушкина

А.С. Пушкину в 1830 году пришлось отправиться в Болдино. Там ему предстояло решить имущественные вопросы, связанные с наследством и подготовиться к свадьбе. Поэт хотел быстро уладить свои дела и вернуться в Москву, но ему пришлось задержаться из-за вспышки холеры. Находясь в Болдино, он написал несколько философских произведений, в том числе и стихотворение «Бесы».

Читая это произведение, становится страшно и даже жутко. Пушкину удалось с помощью художественный приемов создать такую мрачную картину, что дух захватывает. Вначале ямщик и лирический герой заблудились, ни о каких бесах и речи не было. Однако Пушкин использовал повторы и звукоподражания («страшно, страшно», «еду, еду», «дин-дин-дин»), чтобы создать напряженную атмосферу. Сразу становится как-то страшно, тем более, что ямщик начинает говорить о бесах, якобы заманивших в ловушку. Невольно начинаешь ждать чего-то нехорошего.

Стихия разгулялась не на шутку и лирическому герою действительно страшно. Но вот появляются бесы, которые кружатся в своем сумасшедшем танце. Что делать человеку, находящемуся далеко от деревни? Откуда ждать помощи и что будут делать те самые бесы, заманившие в ловушку? Метафоры еще больше нагнетают обстановку: «вьюга злится», «колокольчик умолк», «вьюга визгом надрывает сердце» и др. Эта страшная картина прямо предстает перед глазами, становится жутко.

Стихотворение «Бесы» написано октавой. При написании использовалась традиционная перекрестная рифмовка. Это стихотворение является образом мечущейся души, человека, сбившегося с пути. Скорее всего, Пушкин имел в виду крестьян, которые до сих пор были крепостными. Их души рвались на свободу, но они были терзаемы переживаниями и трагическими страстями.

Культура -> Литература | Автор: Братенькова Татьяна Геннадьевна | Добавлено: 2015-04-22

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Бесы»

Бесы стих пушкина

Стихотворение «Бесы» было написано А.С.Пушкиным 6 сентября 1930 года, в самом начале его трехмесячного пребывания в Болдине. Это произведение считается одним из самых мрачных в творчестве поэта. Автор тяжело переживал последствия декабристского восстания, невосполнимой утратой для него стала смерть Дельвига, он испытывал одиночество, разочарование в жизни, приносящей ему новые и новые испытания, выдержать которые было нелегко в условиях душевного напряжения и постоянного надзора со стороны правительства. Единственным спасением по-прежнему оставалось творчество, и вынужденная изоляция в Болдине дала толчок поэтическому вдохновению А.С.Пушкина.

Структура стихотворения «Бесы» многопланова. Сначала автор рисует образ ночи – мрачной, таинственной, даже зловещей. Поэт отдает предпочтение олицетворениям («мчатся тучи, вьются тучи»), желая показать ночь как живое существо, действующее лицо тех событий, о которых пойдет речь далее. Сравнение луны с невидимкой дополняет картину движения: на небе разыгрывается некая битва, во время которой силы тьмы (тучи) взяли верх над силами света (луной), и поэтому ночь стала беспросветной. Луна же «невидимкою», то есть едва проникающим сквозь тучи размытым сиянием, «освещает снег летучий». Как ни старается она разогнать мрак, силы ее малы, значительно уступают тьме. Автор завершает характеристику неба и ночи повторяющимся эпитетом «мутно».

Почему же он использует этот эпитет дважды в одной строке? «Мутно» - значит «тускло», «туманно», «неясно», «нечисто». Да, нечисто этой ночью на дороге… Первые три строки стихотворения рефреном проходят через все произведение: автор приводит их в первой, четвертой и седьмой строфах (то есть через две строфы) как напоминание о страшной картине ночной вьюги, на фоне которой происходят события.

Образ дроги в стихотворении «Бесы» - центральный. Путь пролегает по «чистому полю», среди «неведомых равнин». Представляется безбрежное пространство, занесенное снегом, вокруг ни домика, ни деревца. Простор на много верст, лишь узкая дорога наводит на мысль о том, что края эти «хоженые». Однако мутной ночью большого труда стоит не сбиться с этой дороги. Что будет, если ямщик свернет с пути? Не трудно догадаться, что сулит это большую опасность. Не случайно поэт в первой строфе использует повтор: «Страшно, страшно поневоле…» Чего боятся автор, его герои – ямщик и барин? Они боятся неизвестности, которая окружает их в пустынном месте. «Что там в поле?» - звучит вопрос, на который дается ответ новым вопросительным предложением: «Кто их знает? пень или волк?» Ровная дорога или овраг? А может быть, сама нечистая сила - бес или демон? Напряжение путников нарастает еще и потому, что они видят, как неспокойны кони: «нет мочи: коням, барин, тяжело;», «все дороги занесло», «хоть убей, следа не видно…» Реалистичности изображения автор достигает благодаря воспроизведению точной речи персонажей, включающей восклицательные побудительные («Эй, пошел, ямщик. ») и вопросительные предложения («Что там в поле?»), обращения барина и ямщика друг к другу, их беседу, разговорные выражения: «Хоть убей», «нет мочи». Картина заблудившихся в ночной степи путников настолько достоверна, что держит в напряжении читателя, заставляет его перенестись в зимнюю ночь и ощутить бесприютность, одиночество, страх. «Сил нам нет кружиться доле; Колокольчик вдруг умолк; Кони стали…», - вещает А.С.Пушкин. Это кульминационный момент: напряжение достигает наивысшей точки.

Олицетворение «колокольчик умолк» предвещает опасность: если кони остановились зимней холодной ночью посреди неведомой равнины, значит, человек бессилен перед стихией, он во власти судьбы. Ему приходится лишь надеяться на спасение, на милость природы.

Природа этой ночью заявила о своей силе вовсю. Олицетворения «вьюга злится», «вьюга плачет» добавляют красок картине ночи. Вьюга «слипает очи» ямщику, не дает ему ехать. Чем она так рассержена? Возможно, демонстрирует свое превосходство над заблудившимися людьми, говоря, что перед стихией равны и одинаково беззащитны все: как бедные, так и богатые, то есть и ямщик, и барин. И действительно, после приказной реплики в начале второй строфы барин мужику никаких указаний не дает. Не время и не место демонстрировать свое господство. Более того, сейчас важно, чтобы ямщик справился с лошадьми и выехал наконец к жилью. Иначе погибель.

А может быть, вьюга исполняет волю темных сил, которые гонят тучи по небу, метут снег в яростном гневе на людей. Ведь неспроста А.С.Пушкин от изображения путников переходит к характеристике бесов.

Эпитет «чистое поле», встречающийся в первой строфе стихотворения, известен читателю по произведениям устного народного творчества. «Чистое» можно рассматривать как «незаселенное» поле, «свободное от растительности». Однако есть и другое толкование этого слова. С.В.Федоров, исследователь фольклорного творчества, сделал наблюдение, что «чистое поле» в произведениях фольклора «является пограничным пространством, разграничивающим «этот» и «другой» миры».

В этом описании преобладают глаголы: «играет», «дует», «плюет», «толкает», «торчал», «сверкнул», «пропал» - и три раза повторяется слово «вон», которые конкретизируют образ, делают его, как ни странно это покажется, реалистичным. Выражение «дует, плюет на меня» восходит к народным поверьям, заговорам, магическим заклинаниям. Вероятно, ямщик опасается колдовства со стороны нечистой силы, боится чар и ритуальных заклятий.

Сравнение беса с «верстою небывалой» говорит о большом размере этого злого духа, сравнение же с «искрой малой» оставляет надежду на то, что эта нечистая сила вернулась в свой привычный мир, покинув мир реальный. Эпитет «во тьме пустой» - то есть в потусторонней жизни - подтверждает нашу догадку.

Казалось бы, опасность миновала, бес «пропал во тьме пустой», но небо по-прежнему мутно, да и «сил…нет кружиться доле». Наступает кульминация. Бес вовсе не исчез, он где-то рядом. Иначе кони вели бы себя спокойно, а они, «чуткие», «храпят». Оказывается, бес «далече скачет», и не один, а с собравшимися другими духами. Эпитеты «бесконечны», «безобразны» рисуют отталкивающие образы бесов, которые закружились в игре. Метафора «в мутной месяца игре» не оставляет места сомнениям: развлечения духов не безобидны, а опасны для человека. Сравнение «будто листья в ноябре» свидетельствует о многочисленном сборище. «Сколько их!» - восклицает автор и тут же спрашивает: «Куда их гонят? Что так жалобно поют?» И предлагает антитезу: «Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают?» Противопоставление свадьбы и похорон - это обращение к народной традиции оплакивания жизни. К тому же, как известно, данные мероприятия обычно проходят при большом скоплении людей. В стихотворении А.С.Пушкина речь идет об обряде бесов, которые мутной ночью «в беспредельной вышине» «визгом жалобным и воем» (эпитет и инверсия) «надрывают сердце» (метафора) человека. Логично предположить: не потому ли плачет вьюга, что она сочувствует бесам? Путники оказались в гуще событий сил неземных, в одно целое соединяются картины реального и нереального миров… Однако умолкнувший на время колокольчик вновь запел. Звукоподражание «дин-дин-дин» в пятой строфе привносит мелодичность и упорядоченность в хаотичную звуковую картину происходящего. Хочется задать вопрос: «Куда же снова понеслись кони?» Неужели бесы взяли верх, смогли увести за собой путников? Неужели они завоевали мир земной? Почему надрывается сердце автора? Седьмая строфа заканчивается многоточием. Думается, поэт использует умолчание с целью призвать читателя самому найти ответ на вопрос: «Произошло ли вторжение нечистой силы в человеческую душу или путники успешно выдержали противостояние бесам?»

Первый вариант названия стихотворения – «Шалость». Согласно словарю С.И.Ожегова это «веселая, забавная проделка». Автор выбрал название «Бесы» («злые духи», «злобные бесплотные существа, демоны, черти»), на наш взгляд, потому, что оно более точно отражает идею стихотворения: ужас неизвестности, мучения человека в ожидании результата бесовской игры, трагическое ощущение надвигающейся беды.

Похожие статьи

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Бесы"

Бесы стих пушкина

Осенью 1830 года Пушкин приехал в Болдино улаживать имущественные дела перед женитьбой и надолго остался там из-за холерных карантинов. Тогда и было написано стихотворение «Бесы».

Стихотворение построено на множестве повторов разных уровней: композиционных, лексиче­ских, звуковых.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Это четверостишие повторено трижды, оно звучит лейтмотивом стихотворения и делит его на три композиционных отрезка. Первые две части — по три восьмистишия каждая; последняя часть гораздо короче и состоит из одного восьмистишия. Многочисленные повторы прекрасно пе­редают круговое движение снежных вихрей. Постоянно повторяются образы кружения, мутного освещения, мглы, сбивающие с толку.

Второе четверостишие возвращает взгляд на землю при помощи чисто фольклорной реплики: «Еду, еду в чистом поле. » Со второго восьмистишия появляется бес. В появлении своем он про­ходит как бы несколько ступеней, становясь все более и более реальным. Сначала ямщик выска­зывает предположение: «В поле бес нас водит, видно. ». Затем он придает воображаемому бесу все более и более осязаемые черты:

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вот — теперь в овраг толкает

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой.

Присутствие нечистой силы нарастает. Следом за суеверным ямщиком почуяли неладное кони:

Кони стали. «Что там в поле?» — «Кто их знает? пень иль волк?»

Автор постоянно акцентирует внимание на дороге, на конях, на колокольчике, подчеркивает, что путники сбились с дороги, заблудились, им страшно. В тот момент, когда «кони снова по- неслися», наступает кульминация: бесы приобретают вполне реальные черты, теперь их видит не только ямщик, не кони, а сам седок, обозначенный лирическим «я». С этого момента земля в стихотворении совсем исчезает и начинается вакханалия, шабаш:

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре.

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Образ бесов вводится здесь целым комплексом средств, обрушивается, как настоящий обвал. По­следняя строфа вновь возвращает читателя к началу стихотворения, заставляя по-другому взглянуть на ту же картину. Тучи параллельны бесам, напрямую связаны с ними. Мчащиеся тучи оказывают­ся мчащимися бесами. Невозможно понять, кто есть кто. В результате резко ослабевает реальность и тех, и других:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне.

В «Бесах» изображен символический образ мира, сбившегося с пути, и состояние души, охваченной трагическими страстями. С первых же строчек читатель погружается в стихию тоски и тревоги, жутких предчувствий (образ кружения, снежного вихря, бесконечного, бесовского кру­говорота метели — эти мотивы помогают воссоздать картину мира, сбившегося с пути). В «Бесах» воплощена своеобразная иерархия зла, многоликость враждебных стихий, опутавших личность и сбивающих с пути Россию.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Текст «Бесы» А.Пушкин

Бесы стих пушкина

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин .
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

«Эй, пошел, ямщик!» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело,
Вьюга мне слипает очи,
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня,
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной,
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».

Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»

Вьюга злится, вьюга плачет,
Кони чуткие храпят,
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их? куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…

Анализ стихотворения Пушкина «Бесы»

Осенью 1830 года Александр Пушкин приехал в Болдино, чтобы уладить все вопросы, связанные со вступлением в права владения имением и подготовиться к предстоящей свадьбе. Однако из-за того, что в Москве началась эпидемия холеры, поэт был вынужден на несколько месяцев задержаться в имении. В этот период он создал множество философских и лирических произведений, одним из которых стало стихотворение «Бесы».

В нем автор вновь затрагивает так близкую и понятную для себя тему народного фольклора, описывая путешествие в метель, которое у любого путника того времени вызывало настоящий ужас. «Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин!», — отмечает поэт и тут же обращается к ямщику с просьбой, чтобы тот что есть силы гнал лошадей. В ответ он слышит весьма типичный для того времени рассказ, что путники заблудились, и виной тому являются бесы, которые заманили их в снежную ловушку. «В поле бес нас водит, видно, да кружит по сторонам», — отвечает своему спутнику ямщик и приводит множество примеров, как за время путешествия ему довелось столкнуться с нечистью. Она заманила лошадей в овраг, потом предстала в виде верстового столба и огонька в далекой избушке. И вот, наконец, упряжка вообще остановилась, так как «вот уж он далече скачет, лишь глаза во мгле горят».

Пушкин с огромным интересом и уважением относился к подобным рассказам, считая их неотъемлемой частью русской культуры. Однако как человек образованный, поэт прекрасно понимал, что бесы, сбивающие путешественников с пути, являются всего лишь вымыслом. И любому явлению всегда найдется простое и логическое объяснение, которое даст ответы на любые вопросы. Почему же тогда автор сделал акцент именно на этот мифический и заведомо лишенный правдоподобия сюжет? Все объясняется достаточно просто в последних строчках стихотворения, где Пушкин проводит параллель между бесами и людьми, в чьих руках сосредоточена власть. Заблудившиеся путники в стихотворении «Бесы» символизируют русский народ, который действительно потерян среди снежных равнин и не может найти свою дорогу к более счастливой и свободной жизни. Виной этому являются не суеверия и не безграмотность людей, которые бережно хранят свои традиции и культуру. Причина в том, что русские крестьяне до сих пор еще являются крепостными, и их жизнь не принадлежит им самим, заключается именно в тех самых бесах – кучке сытых и самодовольных людей, которым попросту невыгодно терять дармовую рабочую силу и развеивать иллюзии низших сословий, давая им знания, которые при определенных условиях могут стать одним из самых мощных видов оружия. Именно с бесами Пушкин сравнивает правящую элиту России, которая строит козни «простым путникам», т.е. постоянно усложняет жизнь обычным людям, заставляя их испытывать страх, унижение и обиду. У Пушкина же бесы в человеческом обличии чувство отвращения и раздражения. «Бесконечны, безобразны, в мутной месяца игре закружились бесы разны», — именно так они представляются поэту, который в этих строках проводит аналогию со светскими балами, которые в Москве не прекратились даже во время холерного карантина.

Бессмысленность существования людей, которые считают себя избранными, поэт готов им простить со спокойной душой, ведь каждый человек, по его мнению, вправе стоить свою жизнь так, как считает нужным. Однако при этом никто не имеет права бездарно распоряжаться судьбами других, используя людей для того, чтобы улучшить свое благосостояние за счет их нужд и проблем. Поэтому у Пушкина праздность светского общества, которую автор сравнивает с бесовским шабашем, вызывает глубокую печаль, «визгом жалобным и воем надрывая сердце мне». Поэт, так зависящий от мнения высшего света, наконец-то осознает, что оно является насквозь фальшивым и представляет собой очередной жизненный мираж, «игру бесов», которые готовы запутать сбить с пути и уничтожить любого здравомыслящего человека не по злобе душевной, а исключительно ради собственного развлечения. И это неутешительное открытие заставляет автора по-новому взглянуть на свою принадлежность к дворянскому сословию и правящей касте, где он является таким же изгоем, как и любой крестьянин.

«Бесы», анализ стихотворения Алексадра Пушкина по плану

«Бесы» - одно из самых известных детищ Пушкина. написанное 7 сентября 1830 года в Большом Болдино. Произведения этого периода отличаются глубиной поэтического и философского смысла. «Бесы» же справедливо относят к вершинам философской лирики писателя.

Как родится гениальное?

Предыстория создания «Бесов» начинается 6 мая 1830 года, когда было сделано официальное объявление о помолвке Натальи Гончаровой и поэта. Сыграть свадьбу все не удавалось: мать не хотела отдавать Наталью замуж без приданого, в августе 1830 умер дядя Александра Сергеевича. 31 августа Пушкину пришлось отправиться в Болдино, чтобы решить вопрос с введением во владение деревни Кистенево. 3 сентября года поэт прибыл в Болдино.

Пушкин был подавлен и раздражен тем, что бытовые хлопоты отнимают у него время на творчество. Осень была его любимым временем для литературных трудов, а «урожай» - основным источником средств для существования. Напряженное, тревожное настроение художника отразилось на атмосфере стихотворения «Бесы», которое было создано одним из первых по приезде. Его строки сквозят усталостью и меланхолией, но совсем скоро настроение Александра Сергеевича переменилось. Покинуть Болдино поэту помешала эпидемия холеры, но это не тревожило Пушкина, только радовало. Писатель сообщает невесте и Плетневу о том, что задержится на порядочное время. Его наполняет радость от предстоящих литературных трудов. Мирным пребывание в деревне назвать нельзя: угроза смертельной болезни веселила, дразнила любящего риск и опасность Пушкина.

Тема. Композиция. Сюжет.

Стихотворный размер произведения – четырехстопный хорей с использованием перекрестной системы рифмовки. Написаны «Бесы» октавой или восьмистишьем. Литературное направление – романтизм. Жанрово можно отнести к лирической балладе и философской лирике. Композиция - симметрично кольцевая благодаря троекратному повторению одного и того же четверостишья в начале каждой из частей произведения:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

Первая часть описывает разбушевавшееся ненастье, виной которому, как говорит ямщик – бес, желающий свести в поле путников и «кружит по сторонам». Ямщик, склонный верить в мистический мир, видит в разгуле непогоды бесовскую силу и повествует главному герою о том, что и раньше сталкивался с нечистью. В рассказе путника раскрывается фольклорный мотив произведения.

Мистическое впечатление от опасного путешествия усиливают повторения и звукоподражания («дин-дин» ). Метафоры, описывающие буйство ненастья, помогают явно вообразить состояние природы («мутно небо». «ночь мутна». «вьюга плачет» ). Путешествие сопровождается тревожными раздумьями лирического героя, его пронизывает страх.

Второй эпизод – кульминация. Главный герой замечает дьявола и его горящие во тьме глаза. Взору предстает разгул дьявольской силы:

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре.

Картина бесовского разгула заставляет его душу надрываться. В третьей части особенно хорошо видна символичность мистического сюжета. Главный герой не хочет участвовать в игре с бесами, которые заполонили все вокруг, поднимается над ней, хочет отстраниться от нее. Страх уступает место переживаниям души за то, что происходит вокруг него. Параллель, проводимая между бесовской силой и людьми, власть имеющими, становится очевидной.

Путники, сбившиеся с пути – это русский народ в поисках лучшей, счастливой жизни. Правящая элита – бесы, закрывающие людям доступ к знанию, к свободе. Они устраивают простым людям козни, усложняя им жизнь, заставляют переживать унижение, страх и обиду. Сердце главного героя, жаждущего для народа лучшей жизни, мучается при виде праздности высшего света. Он понимает, что высший свет – это «игра бесов». которые готовы погубить кого угодно забавы ради. Лирический герой – изгой, который поневоле принадлежит правящей касте, но не хочет более соприкасаться к ней, зависеть от нее.

Слушать стихотворение Пушкина Бесы

Соседние темы

Поделиться