Тема дружбы в лирике пушкина
Главная | О нас | Обратная связь

Тема дружбы в лирике Пушкина

«К Чаадаеву» (1818), «Демон» (1823), «Коварность» (1824), «К морю» (1824), «Дружба» (1824), «19 октября» (1825), «И.И. Пущину» (1826), «Няне» (1826), «Во глубине сибир­ских руд. » (1827), «Арион» (1827), «Чем чаще празднует лицей. » (1831).

Пушкин — один из немногих русских поэтов, в лирике ко­торого широко и полно представлена тема дружбы. Лицей стал местом, где образовались связи на всю жизнь, которые затем оказались проверены самыми суровыми испытаниями судьбы. Не случайно в лицейской лирике Пушкина так популярен жанр послания. Это послания к однокурсникам Горчакову, Пущину, Дельвигу, Юдину, Илличевскому, к преподавателю Галичу, по­этам Батюшкову, Вяземскому, Жуковскому, дяде поэта В.Л. Пуш­кину. Душевная открытость, горячность, отзывчивость Пушкина, его потребность в обмене впечатлениями во многом определяли эти отношения. Особенность лицейской дружбы в том, что она проникнута поэтическими интересами, она произрастала «под сенью дружных муз». И тема многих посланий юного Пушкина — именно поэзия. В дружеском кругу хотелось высказаться, поспо­рить, здесь яснее и ярче становились мысли, определялись убеж­дения. Эта дружба неразлучна с весельем, шутками, розыгрыша­ми. Многочисленные эпиграммы, например на Кюхельбекера, тоже характеризуют эти отношения.

В лицейские годы Пушкин познакомился с П.Я. Чаадаевым; его гусарский полк был расквартирован в Царском Селе. Друж­ба с этим офицером, участником наполеоновских войн, умным и скептичным, высоко ценилась юным Пушкиным. И одно из са­мых вдохновенных посланий петербургского периода — «К Чаа­даеву» (1818). «Друг», «товарищ» — так обращается Пушкин к Чаадаеву. В этом не только выражение полного доверия, но осо­знание единства взглядов, единства пути. «Мы», «нас», «наши» — так в стихотворении выражается душевное слияние людей, объе­диненных не развлечениями, досугом, поэтическим поприщем, а гораздо большим — «горением», жаждой свободы. Это придает дружбе высоту, благородство, истинную красоту. «Имена дру­зей», написанные на обломках ненавистной власти, которая лег­ла на отчизну «гнетом», символизируют красоту совместного по­двига во имя родины, призвавшей на помощь своих сынов.

Южная ссылка отсеяла немало ненастоящих друзей Пушки­на. В стихотворениях «Демон» (1823), «Коварность» (1824) поэт подверг художественному исследованию те психологические тай­ны предательства, какие прежде не были доступны лирической поэзии. Не способный к предательству сам, Пушкин потом, в стихотворении «19 октября» (1825), будет вспоминать об этой об­манутой доверчивости: «Друзьям иным душой предался неж­ной, // Но горек был небратский их привет».

Не случайно, видимо, море сравнивается Пушкиным с «дру­гом». Герой послания «К морю» (1824) обнаруживает свою тягу к морю, слышит его «зов», «шум призывный», чувствует его красо­ту, родство своей душе. А в человеческой дружбе лирический ге­рой поэта в это время разочарован: он видит в ней обиды, тще­славие, способ ухода от безделья, позор покровительства («Друж­ба», 1824).

В Михайловском, в псковской глуши, Пушкин благодарно почувствовал дружескую поддержку лицейских товарищей. И к очередной лицейской годовщине, которую его товарищи отмеча­ли в Петербурге, он пишет стихотворение «19 октября» (1825).

Пушкину суждено было испытать чувство братского едине­ния с «товарищами», чувство единства поколения. И он, нахо­дясь в отдалении, своим стихотворением тоже участвует в «брат­ской перекличке». Увы, через 6 лет после выпуска уже нет среди них Николая Корсакова, музыканта, — он умер во Флоренции в 1820 году:

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной.

Другого выпускника, путешественника, моряка Федора Ма-тюшкина, тоже наверняка нет на празднике — ведь он «чужих небес любовник беспокойный», в морях его дорога. В строках о Матюшкине впервые мелькнуло название силы, враждебной дружбе, братству, — «судьба», «рок». Сохранить «в блуждающей судьбе» лучшее из прошлого — «прекрасных лет первоначальны нравы» — залог человеческой стойкости перед лицом «тайного рока».

Но рок бессилен перед лицом истинного братства — и вот лицейская дружба подтвердилась поступками друзей поэта. Тро­их лицейских товарищей он обнял в Михайловском, в «забытой сей глуши»: Пущина, Дельвига, Горчакова. Он призывает сюда Кюхельбекера — «брата родного по музе, по судьбам». Одиннад­цать раз в этом стихотворении упоминается слово «судьба» («судьбина», «рок», «фортуна»). Это, в основном, сила безрассуд­ная и злая: она «блуждающая», «суровая», «строгая», ей свойст­вен «гнев», она «бросает» людей, ставит «сети», «назначает» пу­ти. Рок может осудить человека, судьба «глядит» на подвластных ей людей, и они «вянут». Однако же судьбу поэт «благословил», когда к нему приехал Дельвиг, а Кюхельбекер для него — брат «по судьбам». Значит, судьба не столь слепая сила, и дружба мо­жет ее обуздать.

Остаться без лицейского друга для автора стихотворения «19 октября» — несчастье. «Несчастным другом» Пушкин назы­вает того, кому «под старость день лицея // Торжествовать при­дется одному». И пусть протекшее время не повернуть вспять и человек после утраты своих друзей обречен на одиночество — па­мять о прошлом, свет далекой дружбы станет для него «отрадой хоть печальной», окрасит годы старости. Дружба преодолевает расстояния, побеждает испытания судьбы, — может быть, дарит бессмертие: ведь человек не умирает в памяти близких. Никакие испытания не разрушат истинной дружбы.

Эта мысль звучит и в пушкинском послании «И.И. Пущину» (1826). Здесь ярко проявилось чудесное пушкинское качество — благодарность. Как когда-то в январе 1825 года Пущин навестил его в Михайловской ссылке, так и теперь Пушкин хочет облег­чить участь заключенного декабриста. В благодарной памяти по­эта остался тот январский день, когда уединенный двор, занесен­ный снегом, «огласил» колокольчик его «первого друга», «друга бесценного». Голос колокольчика разрушил тягостную тишину, уничтожил ощущение заброшенности, и ссыльный «судьбу бла^ гословил» — настолько он был счастлив. Теперь поэт молит «свя­тое провиденье», чтобы его послание, его «голос» даровал «то же утешенье» другу, озарил его заточение «лучом лицейских ясных дней». Конечно, это стихотворение придало Пущину силы и до­казало верность и святость дружбы.

«Подруга» — такое слово найдено Пушкиным для человека, к которому он испытывал трогательную нежность, своей няне:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Няня оказалась подругой не только веселых, спокойных дней; она испытана «суровыми» днями его Михайловской ссылки. И на всю жизнь Пушкин бьш благодарен Арине Родионовне за то, что она согрела теплотой его одиночество, заботилась о нем и жале­ла его. Не знала и не понимала старушка глубоких и сложных мыслей своего воспитанника, не осознавала, конечно, его значе­ния как поэта. Другое, исконное, нерассуждающее чувство ценит Пушкин в ней: крепкую привязанность и всегдашнюю заботу и жалость к его судьбе. Поэт неизменно отвечал ей тем же. Взаим­ная теплота их чувства выражается просто и человечно. Она, рас­ставшись с ним, теперь ждет, горюет, глядит на дорогу, и грудь ее стесняется чувством, столь хорошо знакомым ее воспитанни­ку, — «тоска, предчувствия, заботы». Эта теплая ласковая друж­ба, проверенная временем и испытаниями, — еще одна несо­мненная человеческая ценность, воспетая Пушкиным.

Верность дружбе — благородное качество Пушкина — про­явилось в стихотворении, посланном в Сибирь друзьям-декабри­стам, «Во глубине сибирских руд. » (1827). «Свободный глас» не стесненного цензурными условиями поэта доходит в «каторжные норы» ссыльных. Так же, уверен Пушкин, дойдут до узников «любовь и дружество». Эта дружба сродни братству: при осво­бождении «братья» отдадут борцам меч, который сохранили во имя их.

В «Арионе» (1827) та же верность товарищам, которых по во­ле судьбы разметал «вихорь шумный» — «гроза», выбросившая на берег певца. Здесь переосмыслен древнегреческий миф о чудес­но спасшемся певце. Пушкин превращает Ариона из пленника в товарища гребцов. Их судьба трагична, певцу же удалось избе­жать гибели, и теперь только он остался хранителем памяти о по­гибших товарищах. «Гимны прежние» певца — это не только вер­ность свободолюбивым идеалам юности, но прежде всего — вер­ность человеческим отношениям, которая и есть залог нравст­венной самостоятельности личности, ее неспособность к трусос­ти и предательству.

В 1831 году, в очередную «святую годовщину» 19 октября, Пушкин пишет печальное и мудрое стихотворение «Чем чаще празднует лицей. ». Круг друзей становится все уже, теснее (шесть человек умерли за это время), и все больше превращает­ся в «семью». Ушел Дельвиг, который был для Пушкина в это время самым близким другом. «И мнится, очередь за мной, // Зовет меня мой Дельвиг милый», — чувствует осиротевший по­эт, словно сам стремится в толпу «теней родных». И смерть от этого становится не столь страшна. О возможности преодоления смерти в дружбе высоко и трагично размышляет Пушкин в этом стихотворении.

Лирика дружбы — прекрасная и человечная тема Пушкина. Она вмещает в себя богатейшее содержание: это душевная от­крытость и радость единения, это совместная борьба и общность взглядов, это верность в тяжелых жизненных испытаниях, забо­та и тревога о близком, чувство поколения, придающее силы, это, наконец, ощущение единства судьбы и преодоление страха смерти.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему тема дружбы так значима для Пушкина?

2. Кто такой П.Я. Чаадаев? Прочитайте послание «К Чаада­еву». Что объединяет Пушкина и Чаадаева, на чем основывается их дружба?

3. Прочитайте стихотворения «Демон» и «Коварность». С какими событиями связано их написание? Сколько частей в стихо­творении «Демон»? Каковы взгляды, характер, эмоциональное со­стояние лирического героя, изображенные в первой части стихотворения? Каково отношение к жизни демона? Как в стихотворе­нии соотносятся эти два образа? Почему демон назван Пушкиным «злобным гением»? Какие поэтические приемы усиливают ораторскую тональность стихотворения «Коварность»? Как Пушкин относится к предательству?

4. С какими личными обстоятельствами связаны пессимисти­ческие мотивы стихотворения «Дружба»?

5. В связи с какими событиями написано стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор. »)? Каково отно­шение Пушкина к лицейским друзьям? Почему он грустит, вспоминая их? Каково значение мотива судьбы в этом стихотворении.

6. Перечитайте стихотворение «И.И. Пущину». Какие поэтические приемы передают эмоциональную взволнованность и ис­кренность чувств поэта, выраженных в стихотворении? Каково значение мотивов одиночества, судьбы, утешения? Как в стихотворении характеризуются лицейские дни?

7. Перечитайте стихотворение «Няне». Какими чувствами своей няни дорожит Пушкин? Что в стихотворении свидетельст­вует о теплоте отношения Пушкина к няне?

8. Каким образом в стихотворении «Во глубине сибирских руд. » взаимодействуют темы дружбы и свободы?

9. Каково значение мотива судьбы в стихотворении «Арион»? Что доказывает верность Пушкина идеалам свободы, дружбы? Почему для выражения своих идей Пушкин использовал мифоло­гическую основу?

10. Перечитайте стихотворение «Чем чаще празднует ли­цей. ». Какими мотивами оно взаимосвязано со стихотворением «19 октября»? Какие настроения преобладают в стихотворении, почему? Как в тему дружбы входит мотив смерти?

11. Обобщите мотивы и идеи, которые характерны для темы дружбы в лирике Пушкина. Как они взаимосвязаны с темой свободы?

Поделиться