Александр Сергеевич Пушкин и география

Литературные произведения А. С. Пушкина пользуются большой популярностью у читателя. Освещение такого важного эпизода в жизни А. С. Пушкина, как поездка на восток России, до сих пор оставляет желать лучшего. Даже в самых подробных биографиях поэта об этом путешествии говорится очень коротко. В школе больше внимания этому выдающемуся человеку уделяется на уроках литературы. Но мы часто обращаемся к его имени и на уроках географии, применяя его стихи при изучении различных природных регионов России. Так у нас возникла идея проследить географию путешествий Пушкина, его литературное наследие в повседневном общении людей, пополнить знания ребят о путешествии поэта на восток России, о посещении наших земель, пусть даже проездом.

Пушкин в лицее не желал всерьёз заниматься математикой и немецким языком, которые казались ему скучными и не интересными, и, наоборот, получал большое удовольствие от уроков словесности, истории и географии. В своей работе мы пытались раскрыть тему географии в жизни Пушкина. Он любил путешествовать, а в путешествиях рождались его гениальные произведения. Не счесть этих «верст полосатых» - столбов верстовых, что промелькнули перед глазами Александра Сергеевича Пушкина.

Страничку истории мы посвятили родословной А. С. Пушкина, проследив её почти за 700 лет, попробовали найти объяснение происхождения фамилии. Ниточка истории и географии Пушкина привела нас в Татарстан, а конкретнее в Нижнекамский район, в село Красная Кадка. От Лаишева до Симбирска не было ни одной почтовой станции, поэтому фактических записей нет, подтвердить это документально очень сложно. Но даже если есть предположения, что Пушкин проезжал здесь, это уже заинтересовало нас и заинтриговало. Мы хотим, чтобы наши предположения оправдались.

Неразрывна с географией наука – топонимика. В поэтических произведениях А. С. Пушкина встречаются до трехсот географических названий, почерпнутых из мифологии и реальной географии – от Англии до Китая и от Невы до Евфрата. Мы исследовали происхождение названия острова в сказке о царе Салтане – остров Буян.

Актуальность темы: Тема Пушкина в любые времена имеет большое преимущество, т. к. его имя прославило Россию и русский народ, его произведения являются шедеврами мировой классики. И наше небольшое участие, вклад, в изучение темы о Пушкине мы считаем за большую удачу. Эти эпизоды жизни поэта, достоверные факты, вызвали большой интерес у ребят

Объект исследования – произведения А. С. Пушкина, материалы периодической печати.

Исследовательская часть нашей работы заключается в работе с литературными источниками, с архивными материалами, в истории родословной и происхождении фамилии Пушкина, в соответствии переименования улиц в городе Казани, в использовании «крылатых выражений» из произведений А. С. Пушкина. Виды исследования – теоретический, практический (социологический опрос).

Практическая направленность – применение данного материала, как национально- регионального компонента, на уроках истории, географии, литературы, при проведении внеклассных мероприятий и классных часов. Данная тема позволит расширить поисковую деятельность во внеклассной работе по географии.

Гипотеза: Путешествие из Казани в Петербург.

Из Казани Пушкин выехал по Лаишевскому тракту. До Симбирска было 2 дороги. Поэт выбрал ту, что вела через Великие Булгары. В Лаишево он переехал через Каму и направился в Булгары. Есть предположение, что Пушкин из Булгар заехал к другу поэта Николаю Языкову в село Языково Мензелинского уезда, близ Петровки. Если так, то из Булгар в Языково Пушкин ехал через мост в деревне Старый Токмак (в Заинске моста через реку Зай ещё не было), далее Заинск, далее на Петровку в Языково. От Лаишева до Симбирска не было ни одной почтовой станции, поэтому фактических записей нет. Дорога между Б. Атами и Красной Кадкой называют «Пушкинской», потому что здесь проезжал Пушкин (по мнению местных жителей).

Пушкин и география

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня (по новому стилю) 1799 года в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина.

Детство Пушкина протекало в Москве и подмосковном сельце Захарове. Маленький Пушкин рос задумчивым, мечтательным. С самого детства его пленяют русская речь, русский стих. Он жадно слушает рассказы бабушки Марии Алексеевны о семейных предках, о Петре1. Но больше всего он любил слушать няню Арину Родионовну. На всю жизнь остались они большими друзьями. И, пожалуй, трудно найти человека, которому бы великий поэт посвятил столько теплых, душевных слов.

Годы учения в Царскосельском лицее пролетели быстро. Это были годы отрочества и юности, годы становления характера поэта. В 1816 году Пушкин окончил лицей. Покидая его, молодой поэт прощался со своей тревожной и кипучей юностью.

Ещё в лицее Пушкин подружился с людьми, которые через десять лет выведут войска на Сенатскую площадь Петербурга, чтобы бросить вызов Николаю. Поступив на службу, Пушкин заводит новые знакомства с передовыми людьми. Особенно близко сходится он с блестящим гусаром Саадаевым. Это к нему обратился Пушкин с пламенными строками:

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Заря пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Стихи Пушкина получили широкую известность. О молодом поэте заговорили и критики, и читатели. Но чем большей популярностью пользовался Пушкин, тем холоднее относились к нему знать, высшее общество. Стихи «Деревня», «Вольность», злые эпиграммы вызвали гнев Александра. Положение стало опасным. Чтобы спасти Пушкина от высылки в Сибирь или на Соловки, друзья поэта добились его отъезда в Екатеринослав в распоряжение генерала Инзова.

За годы ссылки Пушкин написал несколько так называемых «южных поэм»» «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». В этих поэмах уже виден переход от юношеской романтики к реализму. Последующие семнадцать лет творчества А. С. Пушкина-это яркая страница всей русской литературы. А конце 20-х и в 30-е годы Пушкин поднялся до таких вершин, что его имя по праву стоит рядом с классиками мировой литературы - Шекспиром, Гете, Гейне.

В «Путешествии в Арзрум» поэт признавался: «С детских лет путешествия были моею любимою мечтою. Они нужны мне нравственно и физически». Кроме многократных поездок из Петербурга в Москву и в свои родовые места он совершил по своей и не по своей воле (отправляясь в ссылку) три больших путешествия: два на юг и одно на восток – в Приуралье по следам Пугачева. Известно, что суммарная протяжность его маршрутов превышает 34 тыс. км. Не счесть этих «верст полосатых» - столбов верстовых, что промелькнули перед глазами Александра Сергеевича Пушкина, не счесть подорожных, отмеченных каракулями станционных смотрителей. Не случайно ведь в стихах поэта так часто упоминаются дороги – «то снежные, то пыльные, то в грязи непролазные тонущие».

География пушкинских мест в России начинается с Москвы. Пушкин родился в Москве. Первое путешествие маленького Саши Пушкина было недальним. В 1804 году его бабушка Ганнибал приобрела маленькое сельцо Захарово, располагавшееся в Звенигородском уезде под Москвой.

В черновиках к «Евгению Онегину» есть такие строки:

В изгнанье, в горести, в разлуке – Москва!

Как я люблю тебя,

Святая Родина моя!

Москва пушкинского детства поражает «царствием разнообразия».

В почтенной кибитке, в шушуне.

Москва премилая старушка!

Разнообразной и живой

Она пленяет пестротой.

Москва пушкинская – это объемная тема.

Пушкин любил свой родной город и в его произведениях Москва упоминается часто. Вспомним опять лирические строфы «Евгения Онегина»:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва! Я думал о тебе!

Пушкину с детства было дорого подмосковное Захарово. Имение бабушки Марии Алексеевны Ганнибал:

Мне видится мое селение,

Следующее путешествие было уже подальше – в Петербург. 19 октября 1811 года в пригороде столицы Царском Селе был открыт Лицей – новое для страны учебное заведение. Пушкин попал в число его воспитанников.

Здесь, в Лицее распахнулась его душа. Впервые слава осенила его кудрявую голову, здесь верили в его блистательную будущность, здесь он узнал первую дружбу, которой оставался верен всю жизнь.

В июне 1817г. Александр Пушкин окончил Лицей и с грустью распрощался с друзьями. После окончания Лицея жизнь Пушкина связана до самой смерти с Петербургом:

Люблю тебя. Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид!

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия.

Настоящие же «версты полосаты» замелькали уже после того, как Пушкин закончил Лицей, начал писать стихи и за одно из них – оду Вольность – заслужил царскую немилость. Через 3 года после окончания Лицея Пушкин за свои вольнолюбивые стихи и эпиграммы на властителей был сослан на юг с назначением в канцелярию генерал лейтенанта Инзова. И с этого момента начинается кочевая жизнь поэта. Пушкинская кибитка кочевая стала темой для песни «Дорога».

Пять месяцев провожали Пушкина «версты полосаты» по землям белорусским, украинским. Сначала до Елизаветграда, а потом с семейством генерала Раевского – на Кавказ.

Конечным пунктом первого дальнего путешествия поэта был город Кишинев.

В мае 1820г. А. С. Пушкин с семьей генерала Н. Н. Раевского отправился путешествовать по Кавказу. В письме брату Пушкин писал: «Жалею, мой друг, что ты со мной вместе не видел великолепную цепь этих гор: ледяные вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и неподвижными». Но лучше всего Пушкин выразил свои впечатления в стихотворении «Кавказ».

В августе 1820г. Пушкин с Раевским морем отправились в Крым. Сначала прибыли в Гурзуф, купались в море, объедались виноградом, потом через Алупку, Севастополь и Бахчисарай проехали в Симферополь, а затем в Кишенев. По дороге осматривали Бахчисарайский дворец. Здесь Пушкин узнал легенду о похищении крымским ханом Кирим – Гиреем польской княжны Марии Потоцкой. В честь прекрасной возлюбленной хан Гирей во дворце построил фонтан. Этот фонтан назвали не только фонтаном любви, но и фонтаном слез.

Принес я дар тебе

В августе 1823 года Пушкин перебирается в Одессу.

Южная ссылка Пушкина связана с еще одним географическим местом России – Одессой, где он жил до августа 1824г. а уезжая, написал замечательное стихотворенье настоящий гимн Черному морю.

Характер у поэта был непоседливый, а потом он неутомимо ездит и ездит. Судите сами: по Украине Пушкин совершил 22 поездки, свыше шести верст покрыл.

И снова пролегла ему дорога на север. 24 июля 1824 года крамольному поэту было объявлено о «высочайшей воле» ехать в ссылку в родовое село Михайловское, что лежит на Псковской земле. Всем известны пушкинские заповедные места Псковщины: старинные парки и сады усадеб Михайловского, Тригорского, Петровского, былинная стать Святогорского монастыря, где покоится прах поэта. Здесь, на не большом пространстве, можно увидеть удивительное сочетание «глуши лесов сосновых», и светлы живописных далей, древних городищ и небольших «озер лазурных», соединенных «тихоструйной речкой». Указом Елизаветы от 12 января 1742г. прадеду Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу была пожалована большая часть Михайловской губы, в которую входила 41 деревня, где проживало 800 крепостных крестьян. Позже эти деревни были поделены между потомками.

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья

Пушкин любил ставшее родным Михайловское. И здесь он нашел свой последний приют.

Среди многих памятных мест России ,связанных с именем поэта, по особому примечателен уголок земли в нижегородском имении Пушкиных селе Болдино. Знаменитая Болдинская осень 1830г. связана и с именем Натальи Николаевны Гончаровой - будущей жены поэта.

Немало «верст полосатых» осталось за спиною поэта и на соседней земле - Тверской.

Мелькают на страницах пушкинских книг названий: Торжок, Старица, Вышний Волочек, Городня, Берново, Грузино, Малинник Тверское удельное княжество долгое время с Московским о первенстве Руси.

С берегов Верхневолжья пролегли поэту пути и в Заволжье. В 1833 году, работая над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой». Пушкин посетил Нижний Новгород, Казань, Оренбург, Уральск, Симбирск

Эта страница путешествий Пушкина особо интересна нам.

Пушкин в Казани

В 1833 году Пушкин приступает к большому историческому труду «История Пугачева».

Он тщательно изучал архивные документы этой эпохи вплоть до казни «Злодея». Но ему необходимы были свежие впечатления. Пушкин решил предпринять путешествие по следам Пугачёва, побывать в местах, где проходила крестьянская война. Надеялся найти очевидцев, посмотреть на места, связанные с этим событием.

Путешествие от Москвы до Оренбурга длилось почти месяц. Был проделан путь 2 тысяч вёрст. Ехать надо было на перекладных. Коляска у Пушкина была своя. Была осень – любимая пора Пушкина. Погода, к счастью, благоприятствовала путешествию: было тепло и сухо. Побывав в Муроме, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Пушкин 5 сентября 1833 года в 11 часов ночи приехал в Казань, остановился в гостинице для именитых приезжих при дворянском собрании. Дом дворянского собрания находился в ту пору в Петропавловском переулке (ныне ул. Рахматуллина, 6). Город Казань, где в 1774 году развернулись драматические события.

«Я в Казани с пятого, здесь я возился со стариками, современниками моего героя, объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что посетил эту сторону». (Из письма к жене Наталье Николаевне)

В гостинице Пушкин нежданно-негаданно встретил своего друга-поэта Е. А. Баратынского, который по пути в имении, находящееся в окрестностях Казани, тоже остановился в гостинице. И хотя друзья проговорили до глубокой ночи, Пушкин утром следующего дня, не теряя времени, стал заниматься сбором материала. Е. А. Баратынский пригласил Пушкина в свой дом и помог ему встретиться с местными культурными деятелями и очевидцами пугачёвского бунта.

Поэт не наносит официальных визитов, не знакомится с архивом - он стремится быстрее встретиться с людьми, которые были очевидцами взятия Казани Пугачевым. Пушкин понимал, что ему нелегко будет добиться расположения людей, которые пережили тревожное время и держались весьма осторожно с незнакомыми людьми. Поэтому Пушкин решил искать встреч со старожилами в трактирах. В письме жене он писал: «Я таскался по окрестностям, по полям, по кабакам» 6 сентября Пушкин посетил «Горлов кабак», в Суконной слободе, там он беседовал с В. П. Бабиным, старым суконщиком, очевидцем пугачёвского бунта в 1774 году.

Беседа с В. П. Бабиным дала много ценных сведений о Пугачёве, вошедших потом в книгу Пушкина. В. П. Бабин рассказал, как суконщики сначала оказали сопротивление Пугачёву, но потом были сломлены и обратились в бегство. Путь пугачёвцам был открыт. И они от Суконной слободы устремились в город, поджигая дома на своём пути. За суконщиками закрепилось клеймо предателей, хотя большинство их них ими не было. После подавления восстания многие суконщики были высланы из Казани.

В Суконной слободе Александр Сергеевич осмотрел места, связанные с пугачевскими событиями: Суконную фабрику, Шарную гору (Третью гору, теперь улица Калинина).

На другой день, т. е. 7 Александр Сергеевич, проводив Баратынского, едет на Арское поле, откуда пугачевцы начали штурм Казани, съездил к Троицкой мельнице, где когда-то располагался лагерь Пугачева, в 10 верстах от Казани, месте главной ставки Пугачёва 12-15 июля 1774года. С высокого берега Казани Пушкин осматривал окрестности города, обозревал села Караваево и Сухую реку, куда после упорной борьбы отступили пугачевцы. Вдали виднелись избы деревень Савино, хорошо был виден кремль и строения города. После неудачного штурма кремля повстанческий бунт был подавлен, а Пугачёв был взят в плен.

Осмотрел А. С. Пушкин стены Казанского кремля, ещё хранящего следы ядер и обрушений. Пушкин интересовался кремлём и потому, что предок его Абрам Ганнибал привлекался Петром I к инженерным работам в кремле

( Интересно заметить,что Петр I,желая сделать из кремля сильную крепость ,привлек к инженерным работам своего любимца ,прадеда Пушкина. Абрама Петровича Ганнибала. Но проекты не были осуществлены). География корней Пушкина уводит нас в далёкую Африку.

Тяжелые воспоминания вызвал у Пушкина Сибирский тракт, по которому через Казань провезли его друзей-декабристов. После осмотра города Пушкин посетил своего знакомого по Петербургу Эраста Перцова, жившего на Малой Проломной (ныне Профсоюзная, д. 23). Здесь он как пишут Н. Калинин, А. Егерев, пробыл примерно с двух часов дня до шести вечера. Эти часы поэт провел превосходно, в непринужденном разговоре, собеседниками в котором были хозяин дома, два брата, жена и новый знакомый Пушкина профессор Казанского университета доктор Карл Фукс. Александр Сергеевич познакомился с Фуксом, когда тот пришел проводить Баратынского.

От Перцова Пушкин поехал к Фуксу. Его дом стоял на углу Сенной площади и Поперочно - Тихвинской улицы (ныне угол улиц Кирова и Галиаскара Камала). Здесь, как и в доме Перцова, Пушкин в хорошем настроении провел несколько часов. Уже в час ночи, уезжая в гостиницу, Пушкин обнял Фукса и сказал:

«Я не думал, чтобы минутное знакомство было причиною такого грустного прощанья, но мы в Петербурге увидимcя»

Вечер 7 сентября Александр Сергеевич провел в доме Карла Фёдоровича Фукса, узнал от него много интересного о Пугачёве. И потом слушал стихи его супруги, Александры Андреевны Фукс. Фуксы гостеприимно принимали Александра Сергеевича. Пушкин был благодарен К. Ф. Фуксу за его интересные сведения по истории Казани и Пугачёва. Александра Андреевна Фукс сохранила бесценные сведения о посещении поэтом Казани.

Хочется отметить ещё одну деталь. Фукс сводил поэта в дом Крупенникова, владельца мукомольных фабрик, богача, миллионера, который в молодости был в плену у Пугачева. Попав в плен к пугачёвцам, он едва избежал смерти, поэтому был зол на повстанцев и испытывал к ним ненависть. И о личности Пугачёва ничего не мог сообщить Пушкину.

У купца Крупенникова было несколько домов в городе, но жил он со своей семьей в двух домах на Воскресенской улице (ныне Ленина). В одном из них, что стоит через улицу от главного корпуса университета (Ленина,35), и побывал Пушкин. Рассказ купца мало заинтересовал поэта, и он поспешил уехать снова к Фуксам.

На следующее утро 8 сентября 1833 года Пушкин отправился в путь, который лежал теперь в Симбирск. По дороге туда он сделал крюк и побывал в Булгаре. Александр Сергеевич был поражен величием мёртвого города и оставил свои впечатления в путевых заметках. Поездка Александра Сергеевича Пушкина в Казань оказалось плодотворной.

В письме жене он писал: «здесь возился со стариками, современниками моего героя, объезжал окрестности города, осматривая места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону»

Казанский историк Н. Калинин в своей книге «Пушкин в Казани» передает местное предание о пребывании Пушкина в Лаишеве. Пушкин ехал по Лаишевскому тракту днём и ночью, меняя лошадей через каждые 20-25 вёрст. В подорожной Пушкина было написано, что он «едет по особому высочайшему повелению в Оренбургский край для розыска материалов по Пугачёвскому бунту и что все губернаторы и местные власти обязаны оказывать ему на месте остановок всякую помощь, содействие и беззамедлительное следование в дороге».

Здесь у поэта вышло столкновение с местным станционным смотрителем из-за лошадей. Фамилия Пушкина смотрителю ничего не говорила, он поинтересовался только у Пушкина, не родственник ли он местному вельможе Мусину – Пушкину, на это, согласно преданию, Пушкин произнес экспромт:

Я Пушкин, а не Мусин,

В стихах весьма искусен,

И очень невоздержан,

Когда в пути задержан.

Лошади были поданы, и поэт поехал дальше. Имя А. С. Пушкина носит улица Вахитовского района.

Путешествие из Казани в Петербург

На уроках и внеклассной работе мы проследили по карте путь Пушкина до Казани и особенно после Казани. Почему после? Потому что при стечении нескольких обстоятельств сложилась интригующая таинственная обстановка, из которой появляется надежда, что возможно Пушкин проезжал здесь из Казани в Петербург, здесь, мимо нас, через Нижнекамский и Заинский район. В деревне Красная Кадка часть дороги из брусчатки называется «пушкинской». Почему? Жители отвечают, что проезжал Пушкин.

Теперь по порядку. Из Казани Пушкин выехал 8 сентября 1833 года по Лаишевскому тракту. До Симбирска было 2 дороги. Поэт выбрал ту, что вела через Великие Булгары, о которых ему рассказал Фукс. В Лаишево он переехал через Каму и направился в Булгары. Есть предположение, что Пушкин из Булгар заехал к другу поэта Николаю Языкову в село Языково Мензелинского уезда, близ Петровки.

Село Языково было славным и достойным, народ умелым и трудолюбивым. Приезжал ли Пушкин в это село? Не занесла ли его туда быстроногая тройка?

Если так, то из Булгар в Языково Пушкин ехал через мост в деревне Старый Токмак (в Заинске моста через реку Зай ещё не было), далее Заинск, далее на Петровку в Языково. От Лаишева до Симбирска не было ни одной почтовой станции, поэтому фактических записей нет. Но есть письмо Пушкина к жене от 10 сентября 1833 года: «Заехал к другу поэту Языкову, его не застал домаи т. д. » (Из села Языково в Петербург). Для нас это почти открытие. Нам предстоит уточнить, доказать, дойти до истины, проезжал ли здесь Пушкин.

Подтверждение нашему предположению мы нашли в книге О. А. Миннеханова «История моей деревни – судьба моего народа». Автор пишет, что дорога, которая проходит между сёлами Большие Аты и Красная Кадка называется «пушкинской», что именно здесь проезжал поэт, затем через село Старый Токмак, выехав на развилку дорог, отправился в сторону Мензелинска.

«Когда А. С. Пушкин приезжал в Оренбургскую область за материалом для «Капитанской дочки», вероятно занесла его быстроногая тройка к другу – поэту Николаю Языкову. Ведь вскоре после этой поездки появилась повесть «Дубровский». А село – то называлось «Дубровкой» (Елизавета Кузнецова, по материалам газеты «Новый Зай», от 7 августа 1999г. )

Пушкин хорошо знал историю России и постоянно изучал подробности исторических событий. Достаточно вспомнить «Полтаву», «Медного всадника», «Бориса Годунова» и др. Осенью 1833г. Александр Сергеевич Пушкин отправился в путешествие по пугачевским местам Поволжья и Оренбургской губернии. Результатом этих поездок стали «История Пугачева» и «Капитанская дочка».

Пушкин много путешествовал по России, его кибитка кочевая многократно появлялась в Твери – Торжке - Малинниках - Берново - Павловском. Старице у своих друзей Вульфов, Полторацких, Понафидиных. Здесь он создал свое знаменитое «Зимнее утро», здесь заканчивал поэму «Евгений Онегин»

Вдоль и поперек изъездил свою страну Пушкин: от берегов Балтийского моря до Арзума в горах Закавказья, от Молдавии-до Уральска. Около тридцати пяти тысяч вёрст преодолел.

То в коляске. То верхом.

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком.

И часто случалось так, что

Ни огня, ни черной хаты

Глушь и снег Навстречу мне.

Только версты полосаты

Вот и закончилось наше путешествие. Мы познакомились с географией самых знаменитых пушкинских мест и убедились, что все эти места воспеты звонкой пушкинской строкой

География и топонимика (о происхождении названия «остров Буян» в произведении А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» )

С детских лет мы знаем:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана

И, конечно, считаем этот остров сказочным, мифологическим. Ведь поэтическая сказка А. С. Пушкина основана на народной сказке, сюжет которой он записал в Михайлавском со слов Арины Родионовны. В письме к брату Л. С. Пушкину в ноябре 1824 г. писал « Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего проклятого воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

«Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкин начал писать в 1824 г. а закончил – после перерыва – в 1831 г. в другом варианте, по существу, написав заново. Он писал ее в Царском Селе летом, завершив к сентябрю, когда быстро продвинулась в перед.

Хотя название «Остров Буян» встречается в сказках, но чисто ли сказочное это название?Бывает, в легендах и мифических названиях содержаться отзвуки действительных исторических событий и наименований. Так, вероятно, обстоит дело и в данном случае. Если мнение одного из топонимистов: «С памятью о балтийских славянах, видимо, связывается встречаемый в заговорах и сказках мифологический топоним «Буян – остров», который, скорее всего, расшифровывается как вполне реальный топоним «Руян – остров», позднейший немецкий остров Рюген, на котором, как известно, размещалась Аркона, языческий центр балтийских славян». Кстати, в русском эпосе, наряду с островом Буяном, упоминается камень с магическими свойствами «Бел – горюч камень Алаторь» или «Алатырь», котором был богат этот остров, как и другие места на Балтике. Например, район поселка Янтарный в Калининградской области.

В былине о новгородском гусляре Садко упоминается остров Буян на море, «на окияне».

В. А. Никонов в своем «Кратком топонимическом словаре» пишет: «Рюген – остров в южной точнее, юго-западной части Балтийского моря (ГДР). Со II – III вв. заселен славянами, и его название объясняют из славянских языков. По Т. Милевскому, первоначальная форма Ройя (из глагола роити) – «водный ров, канава»; другие связывали с рог – «рог, остриё» (врезающийся море берег). М. Рудницкий рассматривает другие название острова: Vennia, Verania, Rana – и признается некоторые из них доиндоевропейскими.

Рана – древнее название острова Рюген и славянских племен, населявших его. Отсюда вполне очевидно, что более позднее название острова являются видоизменением более раннего наименования. Как, например, название Сарское село (от эстонского сари – «остров», «возвышенность») трансформировалась в Царское Село (современный г. Пушкин). Оно стало так именоваться и первой половине XVIII в. когда было превращено в летнюю резиденцию царя. Но еще ранних сочинениях А. С. Пушкина употребляется в форме Сарское Село (в частности, в плане «Картины Царского Села», которую поэт собирался написать, есть пункт – «Жители Сарского Села»); также в «Программах записок» и др.

Как видно, во всехвариантах названий острова можно проследить определенное сходство: Рана – Ройя, Ругилия – Рюген сближаются своими начальными частями с закономерным переходом Ройя в Руян, подобно буй в бйян, и Ругия в Рюген, причем современное наименование связывается с «Rugier или Rugen, - название восточногерманского племени».

Что касается формы Буян, то это, очевидно, еще одна переделка в позднейших народных сказаниях из малопонятного Руян в более понятное и близкое русскому слуху Бун ( по ассоциации со словом буян в сооьветствии и со смыслом его: в водном из значений, по В. Далю, «пристань, место выгрузки товара», а в другом – «возвышенное место».

Нарицательное Буян и целая поросль родственных слов (буянить, буйный, буйство и др. ) в основе имеют буй с несколькими значениями (большой, высокий и др. ). Это очень древнее славянское слово, встречающееся в памятниках письменности XI – XII вв. в том числе в «Слове о полку Игореве» («И рече ему буй тур Всеволод», где определение Всеволода как большого, сильного). С наиболее разнообразными значениями оно сохранилось в псковских говорах (в них еще означает «открытое место»). Это может дать повод думать, что апеллятив (нарицательное имя) буян А. С. Пушкин в сказке превратил в собственное имя – топоним, т. е. географическое название. Но это не так: имя как сказочное существовало уже давно и, как хорошо известно в русском фольклоре, конечно, было знакомо поэту. И дело не столько в том, знал ли А. С. Пушкин такое название действительного острова, для которого вполне подошло название Буян. Остров высоко – более чем на 160м – поднимается над водами Балтики.

С древних времен мимо Руяна пролегли торговые пути из стран Северного моря в Балтику, из западных стран в восточные, что нашло отражение в слова купцов-корабельщиков «Сказки о царе Салтане»:

А лежит наш путь далек:

Восвояси на восток,

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана

«Населявшие остров рюгенские славяне, - как пишет один немецкий автор, - занимались рыболовством и мореходством. Они упорно защищали и отстаивали свою независимость и языческую религию. Только в 1168г. датчанам удалось сломить сопротивление островитян и насильно упразднить культ Свантевита. На остров были приглашены немецкие переселены в течение многих веков славянские племена постепенно растворялись в немецкой среде».

От тех далеких времен, когда остров населяли славяне, остались многочисленные каменные могильники и курганы, а также географические названия. О них пишет В. Чивилихин в романе-эссе «Память». Хоть «славянское Поморье постепенно становилось немецким, вера славян – католической, исконные иноязычным, хотя и донесшими до нового времени славянские корни и даже следы верований, обожествлявших природу. На острове Рюген, например, у мыса Герген (Горный)» стоит огромный гранитный утес (Божий Камень), есть урочище (Святая Гора), в устье реки Двеновы деревня (Святое Устье); и сегодня на Рюгене в названиях местечек звучат славянские понятия – Позериц, Густов, Медов

Естественно, память об острове Руяне, со временем, превратившимся в народном сознании в легендарный Буян, приобрела сказочный ореол. Руян – Буян был богатым островом, и «у храма были обширные поместья, дававшие ему доход, в пользу его собирались пошлины с купцов, торговавших в Арконе, с его промышленников, ловивших сельдей у острова Рана». Не отголоском ли этого можно считать образ острова Буяна в «Сказке о царе Салтане»:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквями,

С теремами и садами

Все в том острове богаты,

Изоб нет, везде палаты

«Он не маленький, этот Рюген, Руян, Буян, - почти тысяча квадратных километров, - пишет В. Чивилихин. – Связан с континентом автодорожной магистралью. Меловые скалы глядят в море, встречают пароходы, как некогда они встречали-провожали купеческие и пиратские ладьи. Все побережье острова изрезано глубокими и укромными заливами и бухточками, в которых так удобно было прятаться норманнам, викингам, варягам. На просторах Рюгена – буковые леса, ржавые поля, светлые дюны, зеленые луга, пресные озера, минеральные источники. Здесь зимуют тысячи лебедей, живут орлы и соколы, в глубинах тихих заливов волятся гигантские черепахи и жирные нерпы. Остров сохранил сотни видов животных, птиц, насекомых и растений, исчезнувших на контингенте».

Современный Рюген, насчитывающий около 100 тысяч жителей, остров рыбаков и землевладельцев. Это также крупный курортный центр. Живописные берега острова с прекрасными пляжами привлекают сюда массу отдыхающих. Особенно известен на Рюгене курорт Бинц, сочетающий лесную красоту с морской.

Название Буян связано не только с островом Рюген. У юго-западного побережья полуострова Аляски есть остров Буян, в Финском заливе – Березовый Буян, Еловый Буян, Песчаный Буян и другие, названные так в 1950г.

Еще один Буян возник на глазах людей: «После наводнения 1726г. на Неве образовался новый остров, который назван «остров Буян, на нем вскоре построены пеньковые и масляные амбары».

В поэтических произведениях А. С. Пушкина встречаются до трехсот географических названий, почерпнутых из мифологии и реальной географии – от Англии до Китая и от Невы до Евфрата. Одно из этих трехсот названий – остров Буян.

Понемногу о многом из жизни Пушкина

Произведения А. С. Пушкина у всех на устах, от младшего школьника до пожилого человека. Пушкин оставил потомкам не только бессмертные произведения, но и часто можно услышать высказывания, различные «крылатые выражения», встречающиеся в произведениях А. С. Пушкина. Мы попробовали проанализировать некоторые произведения и вот какие выражения нашли. Из 30 опрошенных, эти выражения применяют все, не зная их происхождения. Поэтому следующая исследовательская часть заключается в поиске и анализе произведений, в которых чаще всего применяются ставшими «крылатыми» выражения.

Неразрывны с географией страницы истории семьи Пушкиных, представляем вашему вниманию историю родословной и интересные факты из жизни А. С. Пушкина.

«Крылатые выражения» в произведениях А. С. Пушкина

1. «Белены объелся» - называют человека буяна, чудака, творящего глупости. Белена – ядовитое растение, если съешь, станешь безумным. В «Сказке о рыбаке и рыбке» старик говорит: «что ты баба белены объелась»

2. ABO OVO – по латыни «от яйца», поговорка « от яйца до фруктов» означает – с самого начала и до конца. Начнём обаво мои(А. С. Пушкин «Родословная моего героя»).

3. Альма матер- « мамка – кормилица», духовная пища, та называли учебные заведения.

4. «Вернуться в свои пенаты»- Ленский вернулся на родину из-за границы, « своим пенатам возвращённый»(Евгений Онегин), т. е. вернуться домой под родную крышу. Пенаты – божки, живущие в доме, добрые домовые, символ дома, родины.

5. «Голая истина (нагая)» (рассказ А. С. Пушкина про древних мудрецов, собравшихся у колодца), твердили: « Истина нагая в колодезь убралась тайком», и дружно воду выпивая кричали: «Здесь её найдём!». Поэты другие говорили: «Богиня Истина купалась в ручье, богиня Ложь украла её одежду. Истина осталась голой, она и не нуждалась - правда всегда остаётся правдой. Сей час выражение означает – «чистая, не прикрытая никакими прикрасами правда».

6. «За пояс заткнуть» (Сказка о царе Салтане). Царь Лебедь говорит Гвидону: «Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнёшь, да за пояс не заткнёшь», означает одержать полную победу, доказать своё преимущество. Приёмы русской народной борьбы – « борьба на поясах», с затыканием рук за пояс.

7. «Зуб иметь» - желание свести счёты, затаить обиду на другого. У Пушкина можно найти такую фразу: « с Анной Пётр бранился зуб за зуб» (Русский Пелам) – жестокая, протекающая в обоюдных нападках. физическая и словесная распря.

8. «Кануть в лету», «Как в воду канул» (А. С. Пушкин «Евгений Онегин») – Ленский, готовясь к дуэли со своим другом, написал стихи:

«Быть может, я гробницы, сойду в таинственную сень,

И память юного поэта поглотит медленная Лета»

В другом стихотворении: «Потом всему терзает свету слух, потом печатает, и в - Лету бух!». Означает – исчезнуть из памяти, быть поглощённым вечным забвением.

9. « Из искры возгорится пламя» - революционный лозунг, эпиграф к газете «Искра». В 1826г. Пушкин обращается к декабристам, сосланных в сибирские рудники: « Во глубине сибирских руд, храните гордое терпенье, не пропадёт ваш скорбный труд и дум высокое стремленье».

Поэт А. Одоевский ответил Пушкину: «Наш скорбный труд не пропадёт Из искры возгорится пламя»

10. «Льва по ногтю» - человека легко узнать по характеру слов, по поступкам. Пушкин напечатал ядовитые стихи без подписи, но его узнали.

11. «Нос повесить» - человек загрустил, приуныл.

«Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос» (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»).

12. «Терновый венец» - сплетён из тёрна. Ветки покрыты острыми шипами (о смерти Пушкина). «И прежний сняв венок – они венок терновый, увитый лаврами, надели на него.

13. «Получишь от Пушкина», «За счёт Пушкина» - каламбур, основан на игре фамилий.

Неразрывны с географией страницы истории семьи Пушкиных, представляем вашему вниманию историю родословной и интересные факты из жизни А. С. Пушкина.

География и история родословной А. С. Пушкина

Пушкин сумел проследить свою родословную почти за 700 лет. Самый древний предок поэта жил в ХIII веке. А в следующем, в ХIV столетии другой предок Пушкина, Григорий Александрович, получил прозвище Пушка. То ли был у него громовой

Поделиться