Анализ стихотворения «19 октября» А. С. Пушкина

Произведение посвящено лицейскому братству. Анализ стихотворения 19 октября проводится по традиционной схеме. Название ассоциируется со строкой: «Роняет лес багряный свой убор». Слово «роняет» навевает тоску, располагает к восприятию печали от утрат в каждом из произведений этого цикла. Текст имеет два плана, показывающих осеннее угасание природы с наступлением зимы, утраты, неизбежно преследующие опального поэта.

День 19 октября связан с открытием знаменитого Царскосельского лицея, где прошли счастливейшие годы ученической юности. Здесь родился, окреп тот неистребимый дух братства, верности, который лицеисты пронесли через всю жизнь, сохранив навсегда священное братство, товарищество. Эти великие чувства выросли на уважении к достоинству и чести личности.
Влияние Лицея на судьбу поэта очень велико:

  • Здесь юный лицеист обрел домашнее тепло.
  • Сформировалась дружба на всю жизнь.
  • Посвящение в поэты связано с Лицеем.

Первый выпуск (среди них был и Александр Сергеевич) договорился каждый год встречаться в этот день. Пушкин свято отмечал 19 октября новым творением, обращенным к товарищам юности (Пущину, Кюхельбекеру, Дельвигу). В трудные минуты жизни, он был отделен от товарищей (ссылки, в которых опальный поэт, находившийся под негласным надзором полиции, не мог приехать на встречу). Опальный узник неизменно отправлял свой стих. Одним из них является «19 октября».

Жанр стихотворения – дружеское послание. Первая и последняя строфы составляют контраст в настроении. Начало строфы первой высвечивает основную тему произведения – глубокую тоску поэта о лицейских друзьях, «пирующих» «на брегах Невы». Многих к этому времени уже нет в живых.

Текст о неумолимой судьбе, уносящей очередного друга, констатирует факт, что опять кого-то не досчиталось ученическое братство. Таково глубокое чувство утраты об умершем в Италии в сентябре 1820 года Николае Корсакове, композиторе, писавшем романсы. Он был «певцом».

Переживание трагедии в пейзажных зарисовках нарисовано мрачными, печальными нотками. Лирический герой горюет от разлуки, которую не удается превозмочь силой воображения. Звучат пророческие предсказания о злом роке, уносящем друзей. Они уже ровно через два месяца после написания начинают сбываться. 25 декабря 1825 года, после восстания на Сенатской площади Санкт-Петербурга, часть друзей декабристов будут обречены на суровые удары судьбы.

В следующих строках повторяется мотив потери, вечной разлуки, затем он сменяется на временную длительную разлуку, касающуюся Федора Матюшкина. Здесь речь идет о преодолении невзгод, надежде на встречу. После рассказа появляется гимн о лицейской дружбе, выделенный отдельной строфой:

Становясь старше, Пушкин понимает, что лицейские товарищи, - это единственно надежный оплот, потому что для них Лицей родной дом. Слова, эти полны любви к близким и родным людям, ставшим не просто случайными попутчиками, встретившимися по воле судьбы, но Союзом единомышленников, пронесших юношескую дружбу через всю жизнь, свято сохраняя ее живую душу. Душа эта вечна, свободна, непоколебима. Выросло это великое братство под покровительством «дружных муз». Никакие превратности судьбы не смогут разъединить его, потому что для Союза родных по духу людей остается весь окружающий мир чужим, а Царское Село – единственной милой Родиной.

Постепенно мотив дружбы влияет на улучшение настроения. Зарождается надежда о новой встрече. Глубоко благодарен Александр Сергеевич людям, посетившим его в годы ссылки. С трогательными словами обращается к Ивану Пущину, первым навестившему Михайловское, превратив свой визит в день лицея.

Завершающие строки текста окрашены печалью о сужающемся круге оставшихся в живых. Герой произведения выражает надежду, что сможет обнять друзей при следующей встрече. В тексте в виде предсказания звучит страстная мысль, выражающая желание встречи, которая непременно произойдет через год. В строках пульсирует стремление к исполнению заветных мечтаний.

Послание проникнуто стержневой мыслью о великом союзе, ставшем опорой в наиболее трудные годы суровых испытаний. Пушкин глубоко оценил надежность, верность истинных друзей, отмечая, что ему приходилось испытать уроки жестокого разочарования, ставшего ценой ошибок.

В стихотворении автор жалуется на превратности судьбы, не позволяющие вырваться из пут, сетей, ловушек, расставленных судьбой. Бесконечно обуреваемый грозой, герой стремиться обрести дружбу и покой на плече родного человека, обращается к нему с мольбой о помощи и поддержке. Но доверчивость жестоко обманута: вместо помощи следует коварство, предательство и горечь разочарования.

Завершающие строки являются более оптимистичными, чем первые, которые отличала неспособность подняться над бедами силой воображения. Здесь появляется надежда на встречу. В воображении герой уже вместе с лицеистами – в будущем. Значит, этот день обязательно наступит.

Послание рассказывает о творческом воображении героя, сумевшего к концу произведения подняться над бедами, невзгодами реального мира, воссоединиться с друзьями. Герой сумел прожить этот день дважды: в реальном и вымышленном мире фантазии, которой не сумела лишить его суровая действительность.

Поделиться