В России они были первыми: Глинка и Пушкин. Их значение в развитии русской культуры XIX века. 6-й класс Романсы на стихи пушкина презентация

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Романсы на стихи пушкина презентация

Цели:
  • Обучающая. определить значимость творчества М.И.Глинки как первого классика в русской музыке.
  • Развивающая. развивать познавательные способности детей, придав уроку интегративный характер (связать творчество Глинки с исторической обстановкой, провести параллели с творчеством А.С. Пушкина)
  • Воспитательная. воспитывать чувство патриотизма в учениках на примере творчества М.И. Глинки и А.С. Пушкина.

Дидактический материал: мультимедийная презентация "В России они были первыми", содержащая портреты М.И. Глинки и А.С. Пушкина, А.П. Керн, Е.Е. Керн, В.К. Кюхельбекера, Л.С. Пушкина, М. Глебова, А. Бестужева-Марлинского, В.А. Жуковского, А. Грибоедова, А. Дельвига, М. Виельгорского, П. Вяземского, Н. Кукольника, высказывания Б. Асафьева, М. Горького, Н.А. Римского-Корсакова, Д.Д. Шостаковича, музыкальные записи романсов, "Камаринской", "Вальса-фантазии", увертюры и марша Черномора из оперы "Руслан и Людмила" М.И. Глинки, видеофрагменты: первая песнь Баяна из оперы "Руслан и Людмила" (постановка Мариинского театра, 1995, дир. В. Гергиев), фрагмент фильма "Композитор Глинка" (СССР, 1952, реж. Г. Александров), ария Сусанина из оперы "Иван Сусанин" (постановка ГАБТа на сцене Большого Кремлёвского Дворца Съездов, 1979, реж. А. Баранников, в гл роли Е. Нестеренко).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, акустическая система.

В истории мирового искусства есть периоды больших общественных переломов, когда под влиянием новых исторических условий внезапно проявляются творческие силы нации. В эти моменты лучшие стремления и думы целого народа находят отображение в деятельности одного-двух великих художников. Такой была эпоха В.Шекспира в Англии, Ж. Мольера во Франции, И. Гете и Л. Бетховена в Германии. Вопрос: "Какие две фамилии приходят на ум, когда мы говорим о России после первой Отечественной войны 1812 года?" Как своеобразная подсказка открывается Слайд 1 со стихами Пушкина и сценой из оперы "Руслан и Людмила" Глинки.

Конечно, это Пушкин и Глинка, родоначальники классического периода развития поэзии и музыки. Читаем вслух высказывание М. Горького: "Гигант Пушкин – величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним – волшебник Глинка".

Открывается слайд с их портретами (Слайд 2 ) и звучит музыка Глинки. Вопрос: "откуда?". Ответ: из оперы "Руслан и Людмила" (главная партия Увертюры).

Звучит романс Глинки "Я помню чудное мгновенье". Вопросы ученикам: "Чьи стихи?", "Кому посвящены?", "Кому посвятил этот романс Глинка?". На Слайде 3 ученики видят портреты А. Керн и Е. Керн.

После данных учениками правильных ответов выясняется, что композитор Глинка и хорошо знакомый нам с детства поэт Пушкин жили в одно время (уточняем, что Глинка родился на 5 лет позднее) и в одном городе (в Петербурге). Поэтому в жизненном пути мы находим много общего. Пишем подзаголовок "Глинка и Пушкин. Параллели в жизни", делим лист на две половины, вспоминаем факты из биографии художников:

ОткрываетсяСлайд 4

1. Родился в селе Новоспасском Смоленской губернии, жил там в детстве, часто бывал в зрелые годы

1. В 1824-1826 годах находился в ссылке в селе Михайловском Псковской губернии – имении своего деда, позднее неоднократно бывал здесь (похоронен в этих же местах, в Святогорском монастыре).

Вывод: знали жизнь народа не понаслышке.

Поделиться