Пушкинские традиции в творчестве А.И. Куприна

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Пушкинские традиции в творчестве А.И. Куприна

Писательский талант А.И.Куприна можно уподобить крупному бриллианту: он ярок и многоцветен. Разносторонне творческое наследство, которое оставил выдающийся русский писатель-реалист. Это замечательные - великой правды жизни - повести, это и неповторимые, исполненные большой художественной силы рассказы и очерки, и интересные воспоминания, статьи.

Целью курсовой работы является выявление художественных традиций А.С.Пушкина в прозе А.И.Куприна.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

ѕ Изучить научно-критическую литературу по теме исследования.

ѕ Составить художественный контекст произведений А.С.Пушкина и А.И.Куприна.

ѕ Раскрыть общие традиции в произведениях А.И.Куприна и А.С.Пушкина.

В настоящее время нет работ, посвященных изучению традиций Пушкина в произведениях Куприна. В этом определяется научная новизна и актуальность данного исследования.

Теоретической основой исследования явились труды Ф.И.Кулешова, М. Нахратовой, Волкова А.А. и др.

Использование предлагаемой курсовой работы при изучении курса литературы 19в. в вузе, а также на факультативных занятиях в школе обуславливает её практическую значимость.

В ходе нашего исследования использовались сравнительно-типологический метод, метод биографического и исторического комментария, а также конкретно-текстуальный анализ. Используются также синхронно-описательный метод, включающий такие приемы, как прием сплошной выборки фактического материала, наблюдение, сопоставление и обобщение.

Материалом для исследования послужили тексты художественных произведений А.С.Пушкина и А.И.Куприна.

Объектом исследования в работе является интерпретация художественных традиций Пушкина Куприным.

Апробация работы. Материалы курсовой работы были апробированы в виде сообщения на спецкурсе.

Традиция - это культурно-художественный опыт прошлых эпох, воспринятый и освоенный писателями в качестве актуального и непреходяще ценного, ставший для них творческим ориентиром. Осуществляя связь времени, традиция знаменует избирательное и инициативно-созидательное овладение наследием предшествующих поколений во имя решения современных художественных задач, и потому ей закономерно сопутствует обновление литературы, т.е. новаторство.

Традиция осуществляет себя в качестве влияний (идейных и творческих), заимствований, а также в следовании канонам. Часто выступая как сознательная, «программная» ориентация писателей и литературных направлений автора. В качестве традиции писателями усваиваются темы прошлой литературы, обусловленные социально и исторически («маленький человек», «лишний человек» в русской литературе 19 в.) или обладающие универсальностью (любовь, смерть, вера, страдание долг, слава, мир, война), а также нравственно-философские проблемы и мотивы (духовное прозрение), черты жанров (свойства древней эпопеи в монументальных произведениях 19-20 вв.), компоненты формы (тип стихосложения, стихотворные размеры, принципы портретной «живописи», приемы воссоздания психики).

«Уважение к преданию умной старине», духовная причастность ценностям прошлой культуры - условия органичной и полной приобщенности писателей к традиции. В противном случае использование предшествующей литературы может обретать самодовлеюще-игровой или рассудочно-эстетический характер, при котором компоненты формы наследуются как отчужденные от соответствующего им содержания.

Курсовая работа посвящена «пушкинским традициям» в творчестве А.И.Куприна. Прежде чем анализировать творчество А.И.Куприна, нужно выделить литературные традиции, присущие А.С.Пушкину.

Для представления о собственно пушкинской традиции надо предварительно сразу же отрешиться от расхожего мнения, так красиво впервые заявленного Аполлоном Григорьевым: «Пушкин - наше все». Вообще-то, если всмотреться в эту красоту, Григорьев вовсе не утверждает, что в Пушкине можно найти все, а с другой стороны, что и для нас он исчерпывает все необходимое или присутствует во всем. Григорьев говорит, что «Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами». То есть Пушкин - главная наша духовная ценность. Однако такое представление не определяет традиции как таковой, потому что говорит о ценности, а не о характерности. А ценность включает в себя далеко не только характерное.

Выпадающий в силу своей грандиозности из всех, как кажется, типологических ухватов, Пушкин тем не менее является передаточным звеном культурно-исторического процесса, помимо своего абсолютного значения. Ценность уникальная, он, как человек и литератор, говорил и писал на общепонятных языках. Гений, понимание которого для потомков привычно недостаточно, он был, однако, доступен пониманию окружающих.

С.М. Бонди говорил: «Встреча с Пушкиным - важный момент в творческой биографии каждого русского писателя». В ходе работы мы постараемся узнать, была ли «встреча» у Куприна с Пушкиным.

Строгое понимание традиции предполагает не любое наследование «черт» и использование предшественника, но принятие, усвоение, развитие неких содержательных или формальных принципов, индивидуально присущих Пушкину, большей частью творчески им подтвержденных.

В представлении о традиции применительно к Пушкину должна учитываться далеко не только художественность и собственно эстетика. Раз духовный феномен Пушкина обнаруживает общекультурное наполнение, то пушкинская традиция неизбежно включает и внехудожественное содержание, то есть пушкинское индивидуальное мироотношение в его единстве; она не может мыслиться как простая совокупность отдельных «черт» или поэтических признаков.

Традиция как индивидуальная характерность - таково самое первое ограничение, оно же первый подступ к определению. Поэтому когда говорят - в плане идейном - о гуманизме, вольнолюбии, или - в плане эстетическом - о «точности и краткости» прозы как пушкинской традиции, то это не верно, конечно, но не специфично; ведь надо еще специально разбираться в особенностях пушкинского понимания ценности человека как личности, что очень непросто, надо установить и несводимость «краткости» к общему объему, или количеству слов, что чаще всего имеется в виду.

Таким образом, в данной работе будут рассмотрен идейно-эстетический аспект традиций. Будут выявлены темы, проблемы и мотивы в произведениях А.С.Пушкина идентичные или переосмысленные А.И.Куприным.

Высокую цель отечественного искусства - предвосхищение будущего - выделял Куприн в наследии трех своих кумиров: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.

А.С Пушкина назвал «борцом мысли», «пророком, обещающим нам близость тех времен,

Когда народы, распри позабыв,

В великую семью соединятся…»

В художественном феномене Л.Н.Толстого нашел открытие «земли, неба, людей» и завет, «соединяющий миллионы душ»: «Смотрите, как лучезарно прекрасен и как велик человек!»

От А.П.Чехова воспринял веру «в то, что грядущая истинная культура облагородит человечество», стремление воссоздавать жизнь, чтобы изображенная картина сама подсказывала идейные выводы. А.И.Куприн писал о А.П.Чехове: «О, как ошибались те, которые в печати и в своем воображении называли его человеком равнодушным к общественным интересам, к жгучим вопросам современности. Он за всем следил вдумчиво и пристально; он волновался, мучился и болел всем тем, чем болели лучшие русские люди». (Волков, стр. 23)

Биографические сведения о А.И.Куприне важны для дальнейшего анализа его творчества. Становление творческого пути неразрывно связано с детскими и юношескими впечатлениями А.И.Куприна.

А.И.Куприн родился 26 августа 1870 года в городе Наровчате Пензенской губернии в семье чиновника, секретаря мирового судьи; отец будущего писателя был разночинцем, мать происходила из дворян. Когда Куприну не было еще и года, умер отец. Семья осталась без всяких средств, и мать была вынуждена поселиться в Московском Вдовьем доме. Мальчик жил вместе с ней. Мечтая о том, чтобы сын стал офицером, мать определила Сашу в Разумовский пансион, где он имел возможность подготовиться в среднее военное учебное заведение. В пансионе Куприн находился около четырех лет. С 1880 года он стал учиться во второй Московской военной гимназии, позже реорганизованной в кадетский корпус.

Годы, прожитые Куприным в казенных учебных заведениях, были для него тяжелыми. Омертвляющий режим, палочная дисциплина, «классные дамы, озлобленные девы», которые насаждали в воспитании пансиона «почтение к благодетельному начальству, взаимное подглядывание и наушничество… и - главное - самое главное - тишайшее поведение» - все это впоследствии было ярко описано Куприным в ряде произведений. Многие произведения являются автобиографическими.

В эти кадетские годы юношу привлекают образы свободолюбивых и смелых людей, созданные Пушкиным, Лермонтовым, Беранже и Гейне.

Единственным преподавателем, которого ценили и любили воспитанники корпуса, был учитель русской словесности Михаил Иванович Цуханов (в повести «Кадеты» - Турханов). Имя Цуханова тесно связано с историей московского Артистического кружка, созданного в 1865 году А.Н.Островским вместе с В.Ф.Одоевским, П.М.Садовским. Он был членом этого кружка. Таков этот интересный воспитатель А.И.Куприна в кадетском корпусе. Трепетной и крепкой любовью к Пушкину и ко всей классической литературе, любовью к образному русскому слову, к эмоциональной, живой речи Куприн, прежде всего, обязан Цуханову - вдохновенному, чуткому, знающему педагогу-словеснику. Его влияние на будущего писателя было глубоким, сильным, благотворным.

Александр Иванович Куприн - один из выдающихся писателей-реалистов конца 19 - начала 20 века. Он вошел в наш духовный обиход как певец светлых и здоровых человеческих чувств, как наследник демократических и гуманистических идей великой русской литературы 19 века. Он оставил нам прекрасные образцы реалистического повествования, острого и динамичного по сюжету, лаконичного, интересного в психологическом отношении. Куприн был создателем яркого и радостного искусства, проникнутого любовью к жизни, любовью к России и русскому народу.

Наставником Куприна-писателя был М.Горький, приверженец реализма. «Горький был трогательным товарищем по литературе, умел вовремя поддержать, подбодрить», - так отзывался о нем сам Куприн.

Но реализм А.И.Куприна вырос на почве романтизма. В нем было заложено «эллинское» начало, о котором рассказывает дочь писателя Ксения Куприна: «Он был на редкость здоровым человеком, здоровым не только физически, но и нравственно. Он страстно любил жизнь со всей ее красотой, со всеми ее цветами и звездами, радостями и горестями… недаром любимейшим его поэтом был светлый и гармоничный Пушкин…» (Волков, стр.15)

Реалистическое в своих основах творчество Куприна заключает в себе яркие романтические тенденции.

Романтизм подразумевает под собой крайнюю неудовлетворенность действительностью, глубокое сомнение в том, что жизнь общества в целом и даже жизнь отдельной личности может быть построена на началах добра, разума, справедливости. Другой полюс романтического миросозерцания - мечта о полном обновлении, о коренном переустройстве мира и человека, страстное стремление к возвышенному идеалу, недостижимому, но властно подчиняющему себе душу художника.

«Пушкинский период» русской литературы был романтическим, именно с этого времени получил расцвет русский романтизм.

Становление Пушкина-прозаика определено предшествующей, отечественной и западной литературной традицией, а также современниками поэта. Создание новой русской прозы было делом коллективным по общему своему характеру. При всей несоизмеримости художественных открытий Пушкина и куда более скромных достижений большинства его современников прозаическое творчество Пушкина решало те же задачи, которые стояли перед всей русской и западноевропейской прозой его эпохи. Отсюда невозможность конкретной и исторически справедливой оценки как каждого из этапов развития, так и отдельных произведений вне историко-литературного контекста, учитывающего все богатства литературных традиций и направлений, все многообразие проблем и форм, определявших содержание литературно-общественной жизни и так или иначе преломлявшихся в литературном сознании и художественной практике Пушкина.

Важнейшим художественным открытием Пушкина-романтика стало умение выразить сложность, индивидуальную неповторимость чувства, связь его с конкретной, единичной жизненной ситуацией.

Начиная с 1840-х годов романтизм утрачивает свои былые позиции, но он живет как литературная традиция, к которой обращаются писатели.

А.И.Куприн, опираясь на романтические традиции, прежде всего на литературные традиции Пушкина, выработал своеобразный свод правил для писателя:

«Если хочешь что-нибудь изобразить, сначала представь себе это совершенно ясно»;

«В описаниях картин природы в рассказе видит действующее лицо»;

«Изгони шаблонные выражения»;

«Красочные сравнения должны быть точны»;

«Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы»;

«Не бойся старых сюжетов, но подходи к ним совершенно по-новому, неожиданно»;

«Никогда не выкладывай в рассказе твоих намерений в самом начале»;

«Обдумай материал: что показать сначала, что после»;

«Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь». (Волков, стр.357)

В данной работе мы попытаемся выявить эти положения в творчестве Куприна и Пушкина, раскрыть традиционные мотивы Пушкина и их переосмысление Куприным.

§ 3. А.И.Куприн - поэт

В отроческие и юношеские годы Куприна происходил сложный внутренний процесс его духовного роста: усиленно работала мысль, развивалась пытливая любознательность, пробуждалась любовь к книге, поэзии и художественной прозе, на дне души отлагались впечатления окружающего.

Свои сокровенные думы и чувства Куприн поверял самому себе в стихах, которые усердно и во множестве писал в кадетском корпусе. Покровителем литературного таланта и своеобразным «крестным отцом» начинающего стихотворца был поэт Л.И. Пальмин. Он сам увлекался поэзией Пушкина и, следует отметить, что, корректируя стихи Куприна, он опирался на поэтические традиции Пушкина.

Стоит заметить, что у лицеиста А.С.Пушкина также был ангел-хранитель в поэзии - это Жуковский. Жуковский писал П.А.Вяземскому: «Я сделал еще приятное знакомство! С нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». (Шер)

А.И.Куприн написал довольно много стихотворений. Здесь и лирические, и сатирические, и шутливые стихотворения, экспромты, эпиграммы. Кроме того, Куприн выступал и как поэт-переводчик. Он переводил произведения Т.Кернера, Гейне, Беранже, итальянского поэта Стеккетти, венгерских поэтов, Т.Шевченко, значительная часть стихотворений была опубликована в дореволюционное время в журналах и газетах - как в столичных, так и провинциальных. К сожалению, приходится констатировать, что эта сторона в творчестве А.И.Куприна остается слабо изученной и почти неизвестной современному читателю.

В стихотворениях Куприна намечена очень важная тема - тема любви к отчизне и свободе, к родной земле и народу. Она разрабатывается, прежде всего в стихотворении «Боец» (1885г.). Лирическим героем автор избрал воина, который мужественно сражается за «родину дорогую», против ее врагов, бьется за народ, за «святую правду» и, сам погибая, призывает своих товарищей без страха встретить ненавистного врага, отомстить ему за кровь и слезы народа. Образ бойца ассоциируется у Куприна с народовольцами-революционерами, тоже приносившими себя в жертву. Герой говорит перед смертью:

«Бился я долго за правду святую,

В жертву принес ей себя,

Бился за родину я дорогую,

Бился, народ, за тебя.

Братья! Я гибну… Возьмите же знамя,

Встретьте без страха врагов,

Слезы народные, братья, за вами,

Горькие слезы и кровь».

Читая стихотворение А.И.Куприна, появляются ассоциации со стихотворением А.С.Пушкина «К Чаадаеву»:

«Пока свободою горим, пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!»

Дружеское послание «К Чаадаеву» пронизано сильной, убежденной, страстной верой («Товарищ, верь…») в скорое пробуждение России («Россия вспрянет ото сна…»), в ее свободное будущее, в то, что великую миссию освобождения народа от крепостного права («на обломках самовластья») выполнит поколение поэта («напишут наши имена»). Этим чувством после Отечественной войны 1812г. в России жили многие лучшие представители дворянского общества, часть их выйдет на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года.

Как у А.С.Пушкина, так и у А.И.Куприна одно из чаще всего повторяющихся слов - слово - свобода (или равнозначные - вольность, воля). Бесконечны оттенки смысла и содержания этого слова, но главный, сокровенный смысл его всегда одинаков.

В излишне фривольном духе выдержано, например, стихотворение «Маша», под которым Куприн позже из предосторожности написал: «Не читать никому». «Языческая» влюбленность поэта в жизнь, проповедь земных наслаждений, культ красоты женского тела, воспевание чувственной, плотской любви, общая жизнерадостная настроенность лирического героя, шаловливый тон рассказа, легкость стиха и непринужденность разговорных интонаций - таковы черты названного стихотворения.

Можно сравнить это стихотворение с некоторыми лицейскими стихами Пушкина о любви и веселье. Во многих лицейских посланиях доминирует настроение беззаботности, счастливой праздности. Призыв Горация «лови день» варьируется во многих ранних стихотворениях Пушкина, и эпикурейская проповедь наслаждения в это время является для поэта главным критерием человеческого счастья.

В названиях стихотворений номинации женских имен, это сразу задает тон, настраивает читателя на содержание стихотворений.

Сидел я и впивал

Ее дыханье. Адом

Клянусь: я умирал.

Ее я стан обвил, и поцелуй губами

И с Маши вдруг слетело

Все лишнее долой,

Увидел пред собой…

Так, Наталья! Признаюся,

Я тобою полонен,

Первый раз еще, стыжуся,

В женски прелести влюблен…

Вижу, в легком одеянье

Будто милая со мной;

Робко, сладостно дыханье,

Белой грудки колебанье,

Снег затмившей белизной…

Переосмысливая традицию стиля и языка Пушкина, Куприн пишет о женщине не идеализируя («нагое тело»), когда у Пушкина «вижу, в легком одеянье…». В этих стихотворениях схож (но по-своему) образ «любовного заточения». Если у Пушкина передача чувств героя по отношению к любимой, описана размыто, идеально, высоким слогом («Я тобою полонен…»), то лирический герой Куприна говорит эмоционально, правдиво, передавая свои чувства в данный момент («Клянусь: я умирал…»).

Стихи Куприна полны осуждения общественного порядка, державшегося на деспотизме. Интересно отметить, что у Куприна есть не только страстная критика царизма, но и очень заметно глубокое сочувствие революционерам, в частности народовольцам, которые решили убить Александра Третьего. Здесь следует назвать стихотворение «Сны». Оно написано было незадолго до вынесения жестокого приговора по делу народовольческой группы Александра Ульянова, готовившей покушение на царя. «Сны» - это протест против казни Ульянова и его товарищей.

Вдруг смолкла вся площадь, и жутко молчанье…

Послышался детский отрывистый плач,

И снова все стихло. Один в ожиданье

По доскам помоста шагает палач.

Телега. И молча толпа расступилась,

И зверскую радость сменил робкий страх.

Я видел, как петля над кем-то спустилась,

Я видел, как билась скамейка в ногах.

Я видел: раскрылись глаза широко,

Я видел последние страшные муки,

И слышен был стон далеко-далеко!

И в конце стихотворения - строка, которая показывает отношение автора, его чувства и переживания:

Свершилося гнусное, страшное дело…

Это стихотворение можно рассмотреть с натуралистических позиций. Куприн изображает страшную казнь - повешение. Лирический герой видит тело казненного.

С такими подробностями есть и стихотворение у Пушкина - «Утопленник». Причем, в обоих стихотворениях описываются не столько мертвые люди, сколько впечатления и переживания лирических героев.

Подводя итог анализу стихотворений Куприна, следует отметить схожесть описаний, но в то же время и некое переосмысление лирики Пушкина. А.И.Куприн разрабатывает свой стиль, но при этом, опирается на классические традиции в стихосложении, в том числе и на литературные традиции А.С.Пушкина.

Юношеская поэзия Куприна была сильно пропитана литературными реминисценциями, и в число тех, кто так или иначе влиял на дух и форму его лирики, можно было бы включить многих русских поэтов - предшественников и современников Куприна.

«Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает, а другие люди заражаются этими чувствами и переживаниями». Этими словами Л.Н.Толстой как бы подытожил развитие русской реалистической литературы, которая к концу прошлого века достигла необычайно высокого умения «заражать» читателя самыми возвышенными переживаниями и чувствами.

С особым чувством Куприн всегда писал и размышлял о любви, полагая, что в ней скрыта самая волнующая тайна человека. Он был убежден, что «никаким афоризмом этого предмета не исчерпать», что «любовь - это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в голосе, не в красках, не в походке, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви. Ибо вся вышеперечисленная бутафория только и служит что оперением любви».

В курсовой работе мы попытаемся раскрыть смысл понимания любви в произведениях А.И.Куприна и А.С.Пушкина.

Подобранный нами иллюстративный материал можно разделить по трем содержательным компонентам:

ѕ рассуждения о любви;

ѕ описание любовных свиданий;

ѕ любовь и семейные отношения;

При анализе и сопоставлении произведений двух авторов, мы выделили отличительные стороны понимания любви героев.

У А.С.Пушкина, любовь - это идеальное чувство. И герои у него романтичны, идеальны. Любовь стоит над жизнью.

«Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть…вот блаженство!» («Евгений Онегин», стр.220)

Любовь, которая «поразила» героя, величава, и он готов отдать все, ничего не требуя взамен.

У А.И.Куприна герои не идеальны. Это люди, максимально приближенные к реальной жизни. Жизненные обстоятельства не позволяют им быть идеальными, романтическими героями. Поэтому и понимание любви у них зависит от внешних сторон жизни.

Так Желтков (из повести «Гранатовый браслет») до смерти носит в сердце идеал любимой женщины. Только после встречи с мужем Веры, Желтков пишет ей прощальное письмо:

«…для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай Вам Бог счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу…»

Даже умирая, герой повторяет: «Да святится имя Твое», выражая тем самым вечную любовь. Он не желает оставлять свою любовь на земле и забирает с собой на небеса. Женщина, которую он полюбил, в его понимании - единственная в мире:

«Я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…»

Куприн, рисуя аристократов в более светлых красках, чем провинциальное мещанство, тем не менее, вскрыл их духовную нищету, проявляющуюся перед лицом большой и чистой любви. Именно в сопоставлении с громадным чувством, «поразившим» маленького чиновника Желткова, обнажается очерствение души людей, считающих себя по культуре и интеллекту стоящими гораздо выше его.

Однако Куприн не пытается изобразить любовь по-новому. Он переосмысливает пушкинское идеальное понимание любви.

Один из героев «Гранатового браслета», генерал Аносов, говорит: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты, компромиссы не должны ее касаться». Любовь есть исключительное по силе и глубине чувство, поэтому представления о ней часто реализуются в словах с предельным значением:

«…почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм… она целует, обнимает, отдается - и она уже мать. Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни - всю вселенную!»

Высшее проявление любви по Пушкину - желание счастья другому.

Так лирический герой стихотворения «Я вас любил: любовь еще, быть может…» отказывается от любимой ради ее счастья:

«Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим».

«Пушкинский» человек выделяется исключительным мироощущением, которое в то время еще не получило воплощения в любовной лирике и которое сохраняет свою этическую ценность во все времена. Гуманистическое содержание стихотворения на любовную тему, выраженное в совершенной художественной форме, обеспечивает этому произведению вечную жизнь. Пушкин рассказал об одном из сильных человеческих чувств без гиперболизации и внешней аффектации. Глубина, сложность и противоречивость переживаемых лирическим героем чувств оказывается скрытой в подтексте.

В романе «Дубровский» герой отказывается от мести, потому что любит:

«За вас отдал бы я жизнь, видеть вас издали, коснуться руки вашей было для меня упоением. О, как я должен ненавидеть того… но чувствую, теперь в сердце моем нет места ненависти». («Дубровский», стр. 178)

Для Дубровского и для Марьи Кирилловны любовь - решающий момент на пути самопознания, на пути к зрелости. Соединенная против воли с князем Верейским, Маша отказывается нарушить данное ею слово, сохраняя верность долгу. Этим она дает Дубровскому урок нравственной твердости.

В повести «Капитанская дочка» Маша Миронова благословляет Гринева:

«Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…» («Капитанская дочка», стр. 262)

Проникнутая духом восточных легенд повесть «Суламифь» о радостной и трагической любви бедной девушки к царю и мудрецу Соломону, о любви, которая «никогда не пройдет и не забудется», навеяна библейской «Песнью песней». В образе возлюбленной Соломона Суламифи воплощена любовь, страстная и чистая, жгучая и светлая. Противоположное чувство - чувство ненависти и зависти - выражено в образе отвергнутой царем Астис. Царица не прощает Соломону его любви к Суламифь и приказывает убить двух любящих.

Пораженная мечом Элиава, Суламифь говорит Соломону: «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику… Никогда не было и не будет женщины счастливее меня». А в словах прощания Соломона с Суламифью заключен сокровенный смысл повести: «До тех пор, пока люди будут любить друг друга, пока красота души и тела будут самой лучшей и самой сладкой мечтой в мире, до тех пор, клянусь тебе, Суламифь, имя твое во многие века будет произноситься с умилением и благодарностью».

Для обоих авторов критерий времени очень важен. Когда человек любит, время для него летит незаметно, время без любимого человека - показатель настоящей любви.

По Пушкину, время для влюбленного ничего не должно значить, он должен жить самой любовью, вне временных рамок:

«О жизни час! Лети, не жаль тебя,

Исчезни в тьме, пустое привиденье;

Мне дорого любви моей мученье -

Пускай умру, но пусть умру любя!» («Желание», стр. 140)

Для героев Куприна расставание на время только укрепляет любовь:

«Почти две недели не видал я Олеси и теперь особенно ясно понял, как была она мне близка и мила». («Олеся», стр. 70)

Подводя итог, следует отметить, что у Куприна в таких понятиях как любовь и вера; любовь и карьера; любовь и материальные благополучия; любовь и власть, любовь становится слабее. Его герои зависят от внешних сторон жизни, подчиняются ей. Трагический аспект в изображении любви, острый интерес к любви неразделенной возникают в творчестве Куприна под воздействием социальных контрастов, социальной несправедливости буржуазного общества; возникают в результате наблюдений над тем, как Молох вмешивается в «святая святых» человеческих отношений и грубо ломает, извращает их. В ранних произведениях писатель стремится освободить любовь от всего суетно-мещанского, что может ее запятнать, он хочет возвысить ее как благороднейшее проявление человеческого духа. Он и в дальнейшем утверждает любовь как высшую форму прекрасного. Эта черта Куприна-реалиста схожа с манерой изображения темы любви в произведениях Пушкина-романтика.

Главным для Куприна остается созидательная сила любви, побеждающая смерть. Этот мотив заявлен еще в пейзажных зарисовках: разлитая в природе любовь наделяет ее способностью к возрождению, и поэтому в олицетворенных картинах пейзажа преобладает тема отдаленной жизни.

Влюбленные встречаются в лесу, на лугах, в виноградниках. Природа служит как бы посредником любви. Эта черта характерна не только для романтика Пушкина, но и для реалиста Куприна.

Герои встречаются всегда на лоне природы:

ѕ «на повороте узкой лесной тропинке между кустами цветущего боярышника»;

ѕ «у стены в винограднике»;

ѕ «в сосновой роще»;

ѕ «в беседке у ручья».

В пейзажных зарисовках мест свиданий чувствуется одухотворенность, динамическая сторона природы. Великолепные картины пронизаны светом, согреты солнцем и жизнерадостностью, наполнены живыми красками, звуками и запахами. Эта черта характерна для обоих авторов. Как у Пушкина, так и у Куприна природа - это «немой» персонаж, который характеризует отношения героев.

В работе мы рассмотрим еще один компонент, характеризующий понимание Куприным традиции Пушкина - это любовь и семейные отношения.

В «Капитанской дочке» Василиса Егоровна говорит:

«Ах, мой батюшка! Да разве муж и жена не един дух и едина плоть?»

(«Капитанская дочка», стр.256)

В этих словах заключен весь смысл понимания Пушкиным семейных отношений. Муж и жена - это одно целое, неразделимое. В семье должно быть равноправие и уважение, а главное - любовь. Василиса Егоровна выполняет обет, данный при венчании: «Пока смерть не разлучит нас». Под страхом смерти она просит отвести ее к покойному мужу:

«Батюшки мои! - кричала бедная старушка. - Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузмичу». («Капитанская дочка», стр.277)

У Куприна все по-иному. В «Олесе» Иван Тимофеевич рассуждает о том, стоит ли ему жениться на необразованной девушке, даже если он и любит ее. Его пугает общественное мнение:

«Мысль жениться на Олесе все чаще приходила мне в голову. Сначала она лишь изредка представлялась мне как возможный, НА КРАЙНИЙ СЛУЧАЙ, честный исход из наших отношений. Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев. «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных, - УТЕШАЛ я себя, - и живут прекрасно. Не буду же я несчастнее других, в самом деле?».

Героям Куприна всегда мешает их отношение к общественному мнению, т.е. внешняя преграда всегда сильнее желания быть счастливым.

Для героев Пушкина преградой является только отсутствие родительского благословения:

«Я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастья. Покоримся воле божией…» («Капитанская дочка», с.262)

Тогда как у Куприна о благословении не сказано не слова. Они сами создают себе проблемы, равняясь на общество.

«Твоей женой? Нет, Ванечка, милый, это не возможно! Ты и сам понимаешь, что об этом смешно и думать. Ну какая я тебе жена на самом деле? Ты барин, ты умный, образованный, а я? Ты одного стыда из-за меня не оберешься…» («Олеся», с.79)

Таким образом, следует отметить, что помехой для брака у героев Пушкина является либо отсутствие родительского благословения, либо то, что герой уже помолвлен, т.е. дал клятву перед Богом. Герои Куприна же зависят не от воли божией, а от человеческого фактора, а именно от мнения «сильных мира сего».

Проанализировав работы критиков и литературоведов, мы можем отметить, что их, в первую очередь, интересовало не рассмотрение творчество А.И.Куприна в контексте пушкинской прозы, а выявление отдельных сюжетообразующих элементов произведений двух авторов.

Подобные документы

Обзор взаимоотношения русской поэзии и фольклора. Изучение произведений А.С. Пушкина с точки зрения воплощения фольклорных традиций в его лирике. Анализ связи стихотворений поэта с народными песнями. Знакомство с лирикой А.С. Пушкина в детском саду.

курсовая работа [46,0 K], добавлен 22.09.2013

Изучение биографии русского писателя А.И. Куприна, своеобразные особенности его творческой индивидуальности. Анализ произведений на тему любви и ее воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Библейские мотивы в творчестве А.И. Куприна.

реферат [40,6 K], добавлен 15.11.2010

Рассмотрение основных тем в творчестве А. Пушкина. Исследование поэзии "Серебряного века": символизма, футуризма и акмеизма. Сопоставление произведений автора со стихотворениями А. Блока, А. Ахматовой, М. Цветаевой и Мандельштама; выделение общих тем.

презентация [5,9 M], добавлен 05.03.2012

Русская философская мысль и поэтическое олицетворение государственности в образе Петра І. Образ царя–реформатора и защитника просвещения в творчестве Пушкина А.С. Сочетание народности в содержании и стиле, жанрах художественных произведений о государе.

презентация [350,4 K], добавлен 14.02.2012

Наследие Пушкина в исторических произведениях. История "Капитанской дочки". Изображение Петра I в произведениях Пушкина. Своеобразие пушкинской исторической прозы. Традиции Пушкина-историка. Соединение исторической темы с нравственно-психологической.

презентация [905,6 K], добавлен 10.12.2013

Поделиться