Как быстро выучить стихотворение

Выучить стихотворение наизусть – типичное школьное задание по литературе. Однако не всем легко дается запомнить и красиво прочесть произведение Пушкина, Есенина или Шекспира. Наша методика может показаться на первый взгляд сложной, требующей многих знаний, но если вы будете следовать ей и совершенствоваться с каждым шагом, то со временем сможете быстро и качественно заучивать самые разные стихотворения.

Шаги Править

Метод 1 из 2:
Метрическое стихотворение Править

Выучить стих пушкина

Выучить стих пушкина

Прочитайте стихотворение вслух несколько раз. Важно помнить, что любые стихи, рифмованные или нет, восходят к устной традиции и предполагают восприятие на слух. [1] Поэзия была развлечением и способом рассказать историю задолго до телевидения. В те времена, когда многие были неграмотны, поэзия обрела определенные характеристики, включая рифму и стихотворный метр, которые помогали запомнить стихотворение тем, кто не мог прочитать его с листа.
  • Прежде чем вы начнете учить стихотворение наизусть, прочтите его вслух несколько раз. ПОПРОБУЙТЕ ЕГО ПЕРЕПИСАТЬ ИЛИ ПЕРЕПЕЧАТАТЬ.
  • Не проговаривайте слова механически; постарайтесь читать с выражением, как будто рассказываете слушателям историю. Понижайте голос там, где требуется спокойное повествование, и выделяйте интонацией эмоциональные моменты. Помогайте себе жестами, чтобы подчеркнуть самое важное. Призовите на помощь театральное мастерство.
  • Очень важно читать стихотворение вслух, а не только про себя. Если вы его услышите, то сможете лучше уловить рифму и ритм, и это поможет его запомнить.

Выучить стих пушкина

Выучить стих пушкина

Найдите слова, которые вам непонятны. Язык поэзии очень богат, и поэты часто используют незнакомые вам слова. Если вам нужно выучить старинное стихотворение, наверняка в нем встретятся устаревшие слова или грамматические обороты, а также незнакомые имена или названия. Для примера возьмем стихотворение А. С. Пушкина "Пророк". [2]
  • В этом стихотворении множество архаизмов: "персты" (пальцы), "зеницы" (глаза), "отверзлись" (открылись), "уста" (рот),"горний" (находящийся в вышине), "десница" (правая рука). Незнакомым может показаться и слово "серафим", означающее ангела высшего чина.
  • Если пересказать своими словами, к примеру, первые восемь строк, получится: "В пустыне я встретил ангела. Своими легкими пальцами он коснулся моих глаз, и они открылись, как у орлицы".
  • Иногда затруднение вызывают не сами значения слов, а метафоры, к которым прибегает поэт. Пройдемся еще раз по тексту "Пророка". Теперь вы нашли значения всех незнакомых слов по отдельности, но, возможно, вам трудно понять суть отдельных фраз или текста в целом.
  • "И внял я неба содроганье, / И горний ангелов полет, / И гад морских подводный ход" – когда серафим коснулся ушей пророка, тот обрел дар слышать все, от полета ангелов в небесах до движения рыб в море.
  • Мы видим преображение человека: он обретает "жало мудрыя змеи" вместо языка, "угль, пылающий огнем" вместо сердца. С одной стороны, этот текст перекликается с Книгой пророка Исайи и темой очищения, необходимого для служения Богу; с другой – пушкинский пророк воплощает идеал поэта и свободной поэзии. Он все видит, все слышит, говорит правду, и в душе его горит огонь.
  • Заключительные строки говорят о предназначении истинного поэта и пророка – "глаголом жги сердца людей": его слова должны быть такими, чтобы проникать прямо в сердце и не оставлять людей равнодушными.
  • Если вам трудно понять стихотворение, найдите, что о нем говорится в учебнике или на сайтах, посвященных изучению литературы. [3] [4] [5]

Выучить стих пушкина

Выучить стих пушкина

Поймите и прочувствуйте историю, рассказанную в стихотворении. Когда вы разберетесь со всеми сложными словами, выражениями и образами, вам нужно уяснить для себя его тему и сюжет. Если вам непонятно, о чем идет речь в стихотворении, вам будет тяжело его выучить, так как очень трудно запомнить слова, за которыми не видишь ни связи, ни смысла. Перед тем как учить текст наизусть, вы должны быть в состоянии рассказать по памяти, о чем оно. На этом этапе не старайтесь воспроизвести стихотворение дословно – только краткое содержание.
  • Некоторые стихотворения носят повествовательный характер, то есть от начала к концу в них развивается история. Хорошим примером может послужит "Анчар" А. С. Пушкина. [6]
  • Вначале в стихотворении описана пустыня и зловещее ядовитое дерево. Ни птица, ни зверь не приближаются к нему. Но затем, рассказывает нам поэт, человек посылает за ядом другого человека, своего раба; раб покорно отправляется в путь, наутро приносит царю яд и умирает; царь же пропитывает ядом стрелы, и они несут смерть в соседние владения.

Выучить стих пушкина

Выучить стих пушкина

Найдите связь между строфами. Не во всех стихах рассказывается подобным образом: вначале случилось то, потом другое. Однако во всех речь идет о чем-то, и в лучших примерах – какие обычно и изучают в школе – происходит развитие от начала к концу даже при отсутствии истории. Если сюжета как такового в стихотворении нет, постарайтесь понять его смысл и связь между строфами или частями. Для примера возьмем "В Рождество все немного волхвы…" Иосифа Бродского. [7]
  • Стихотворение начинается со слов "В Рождество все немного волхвы". Тема и время действия, таким образом, обозначены в самой первой строчке.
  • Большая часть этого произведения не подчинена строгой хронологии; события библейских времен и современные поэту реалии переплетены, скорее, ассоциативно, нежели в соответствии с формальной логикой.
  • Итак, волхвы в стихотворении – самые обычные люди, покупающие еду и подарки к праздникам. Поэт рисует картину хаоса и столпотворения в магазине, и в следующей строке неожиданно говорит о том, что за хаосом не видно дороги в Вифлеем. Но люди несут дары, садятся с ними в транспорт, расходятся по домам и дворам, даже зная, что в пещере никого нет (следует понимать реалии – речь идет об атеистическом Советском Союзе).
  • Мысль о пустоте вызывает внезапное ощущение света. Чудо все неизбежнее – и в этом состоит "основной механизм Рождества". Люди чувствуют это и празднуют, даже не веруя, но испытывая потребность верить, и уподобляются пастухам, разжегшим в ночи костры.
  • Образ зимней ночи и напряженного ожидания продолжается в следующей строфе: валит снег, дымят трубы, люди не понимают, кто грядет, и боятся не узнать его.
  • В заключительной строфе на пороге возникает неясная фигура в платке (мы можем предположить здесь ассоциацию с Богородицей) – и человек ощущает Святой Дух в самом себе. Тогда он смотрит в небо и видит появившуюся звезду.
  • Это стихотворение может быть трудно запомнить по порядку, так как строфы не связаны между собой хронологически. Однако постарайтесь выстроить ассоциативный ряд, объединяющий их, и вам будет проще выучить: в Рождество все становятся волхвами → покупки, давка в магазине, и за хаосом не видно тропы в Вифлеем → но "волхвы" возвращаются с дарами, даже зная, что в пещере пока никого нет → мысль о пустоте вызывает мысль о чуде → чудо – это суть Рождества, и люди празднуют его, даже не сознавая этого → зима, валит снег, растет чувство тревожного ожидания → человек приходит к ощущению Бога в себе и видит звезду.

Выучить стих пушкина

Выучить стих пушкина

Поймите, каким метром написано стихотворение. Метр – это ритм поэтической строки, ее структура, характеризующаяся количеством слогов и ударений. [8] Самым употребительным считается ямб. Это двусложный размер – первый слог безударный (слабый), второй ударный (сильный). Ритм звучит как та-ТА, например, "мой ДЯдя САмых ЧЕСТных ПРАвил". [9]
  • Другие распространенные в русской поэзии стихотворные метры – это двусложный хорей (ТА-та; "БУря МГЛОю НЕбо КРОоет") и трехсложные дактиль (ТА-та-та; "ТУчки неБЕСные, ВЕЧные СТРАНники"), амфибрахий (та-ТА-та; "не ВЕтер буШУет над БОром") и анапест (та-та-ТА; "ШагаНЭ ты моЯ, ШагаНЭ"). [10]
  • Многие стихи на русском языке написаны ямбом, при этом размер может различаться из-за разного количества стоп, то есть повторов сочетания сильных и слабых слогов. Это также важная характеристика стихотворения, на которую следует обратить внимание.
  • Стихотворная строка обычно ограничена размером. Например, размер, назыаемый пятистопным ямбом, означает, что строка имеет схему та-ТА-та-ТА-та-ТА-та-ТА-та-ТА, то есть ямбическая стопа повторяется пять раз. Примером такого размера может служить строка "сравНЮ ли с ЛЕТним ДНЕМ твоИ черТЫ" (18-й сонет Шекспира в переводе С. И. Маршака).
  • Трехстопный ямб означает три ямбических стопы в каждой строке, четырехстопный – четыре, шестистопный – шесть. Крайне редко вам встретится строка длиннее семи стоп.
  • Найдите ударные слоги и посчитайте количество стоп в каждой строке, тем самым определив размер стихотворения. Это поможет вам запомнить его ритм.
  • Например, вы сразу услышите различие между четырехстопным ямбом "Мороз и солнце; день чудесный. " А. С. Пушкина и трехстопным анапестом "На заре ты ее не буди…" А. А. Фета.
  • Как в самом начале, прочитайте стихотворение вслух несколько раз, но теперь обращайте особое внимание на его музыкальность и ритм. Читайте его, пока мелодия стихотворения, включая его размер, не станет для вас такой же близкой и предсказуемой, как мелодия любимой песни.

Выучить стих пушкина

Выучить стих пушкина

Запомните структуру стихотворения. Метрическое стихотворение имеет определенный размер, длину строфы и сочетание рифмованных строк. [11] Теперь вы уже знаете размер, так что нужно разобраться с ритмическим рисунком и количеством строк в каждой строфе. Существуют твердые поэтические формы, подчиняющиеся определенным правилам – например, сонеты, секстины или рондо. Посмотрите, относится ли стихотворение, которое вы учите, к одной из таких форм, или же его структура придумана самим поэтом.
  • Вы можете почитать в Интернете о том, какие бывают твердые поэтические формы и как их отличить. [12] [13] [14]
  • Запомнив структуру стихотворения, вы скорее сможет вспомнить, что дальше, если при чтении наизусть вдруг споткнетесь.
  • Например, если вы читаете наизусть "Белеет парус одинокий" М. Ю. Лермонтова и вдруг собьетесь, вы можете вспомнить, что первая строка каждой строфы рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой. [15]
  • Например, в последней строфе первая строка оканчивается на "лазури", а вторая на "золотой"; значит, окончание третьей будет рифмоваться с "лазури" ("бури"), а четвертой – с "золотой" ("покой").
  • Вы также можете опираться на ритм стихотворения, чтобы вспомнить забытую строку. Даже если вам трудно отличить ямб от хорея, запоминайте просто мелодию (как в песне, если напевать ее без слов): "Та-ТА, та-ТА-та, та-та-ТА-та".

Выучить стих пушкина

Выучить стих пушкина

Прочитайте стихотворение вслух еще несколько раз. Теперь вы читаете его намного более осознанно, чем поначалу, так как понимаете тему стихотворения, его смысл, ритм, мелодику и структуру.
  • Прочтите стихотворение медленно и с выражением. Пользуйтесь всеми новыми познаниями, чтобы улучшить качество чтения. Чем больше понимания и эмоций вы вкладываете в декламацию, тем лучше стихотворение закрепится у вас в памяти.
  • Когда строки стихотворения начнут сами всплывать в памяти, читайте все больше наизусть и все меньше смотрите в текст.
  • Не бойтесь, однако, подглядывать в книгу, если вам нужно. Опирайтесь на текст столько, сколько вам потребуется.
  • Продолжайте читать стихотворение вслух снова и снова, и вы увидите, что все больше и больше строк вспоминаются сами собой.
  • Постепенно вы без усилия перейдете от чтения по книге к чтению наизусть.
  • Когда вы смогли прочитать наизусть все стихотворение, повторите его не менее пяти-шести раз, чтобы закрепить в памяти и читать без запинки.

Выучить стих пушкина

Выучить стих пушкина

Будьте готовы, что свободный стих запоминается труднее, чем метрический. Свободный стих, или верлибр, стал популярен в начале двадцатого века, когда некоторые поэты-авангардисты (например, Эзра Паунд) объявили, что рифма, стихотворный метр и разделение на строфы, доминировавшие в поэзии на протяжении всей ее истории, придуманы искусственно и не в состоянии отразить истину и реальность. [16] В результате в поэзии последнего столетия часто отсутствует рифма, заданный ритм или длина строфы, и такие стихи гораздо сложнее запомнить. Следует, впрочем, отметить, что верлибр распространился на Западе намного шире, чем в России, поэтому вряд ли вам придется учить его наизусть, если вы не изучаете углубленно зарубежную литературу.
  • Даже если вы всегда успешно учили стихи наизусть, не ждите, что свободный стих дастся вам так же легко.
  • Будьте готовы приложить больше усилий.
  • Если у вас есть выбор, какое стихотворение выучить к уроку, а времени мало, то выберите традиционную форму, а не верлибр.

Выучить стих пушкина

Выучить стих пушкина

Прочитайте стихотворение вслух несколько раз. Для начала вам нужно, как и в случае метрических стихов, почувствовать ритм. Хотя у свободных стихов и нет формальных свойств, благодаря которым их было бы легче запоминать, но, как отметил Т. С. Элиот, "автор верлибра свободен во всем, если не считать необходимости создавать хорошие стихи". [17]. Он имел в виду, что в любом языке, даже в обычном разговорном, можно выявить метрический ритм и схемы, заложенные в него на бессознательном уровне, и хороший поэт сделает строку музыкальной даже без соблюдения жесткой структуры. Согласно ему, нельзя представить строку, которая не зазвучала бы как стих. [18]
  • Когда вы читаете стихотворение вслух, постарайтесь уловить интонацию поэта. Использовал ли он множество запятых, которые замедлили темп стихотворения, или позволил словам литься непрерывным потоком?
  • Верлибр старается максимально передать естественный ритм речи, так что стихотворение, вероятно, будет напоминать ямбический метр, который ближе всего к естественному звучанию русского, а также английского языка. Относится ли это к вашему стихотворению?
  • Или ритм вашего стихотворения неожиданно отличается от ямба? Например, среди англоязычных поэтов Джеймс Дикки известен строками трехстопного анапеста, разбросанными по его верлибрам. [19] [20] Подобное переплетение размеров можно встретить и у А. А. Блока – "оНА приШЛА с моРОза / РаскрасНЕвшаясЯ". [21]
  • Читайте стихотворение вслух раз за разом, пока не почувствуете голос поэта и не впитаете музыкальный ритм.

Выучить стих пушкина

Выучить стих пушкина

Найдите слова и отсылки, которых вы не понимаете. Так как свободные стихи – сравнительно молодой жанр поэзии, в них вряд ли попадутся архаизмы. Некоторые поэты, пишущие в этом жанре, специально стремились приблизиться к обычной разговорной речи, а не к изысканной поэтической. По словам Уильяма Водсворта, одного из заметных предшественников свободного стихосложения, поэт – это просто человек, говорящий с людьми. [22] Однако поэты раздвигают границы языка и потому в художественных целях иногда прибегают к довольно редким словам. Пользуйтесь словарем.
  • В авангардной и современной поэзии также присутствует множество аллюзий, так что обращайте внимание на непонятные отсылки. Весьма распространены классические отсылки к греческой, римской и египетской мифологии, а также к Библии. Изучите их, чтобы понять глубинное значение строк.
  • Например, поэма Т. С. Элиота "Бесплодная земля" настолько полна аллюзий, что без примечаний ее почти невозможно понять [23] (и даже с примечаниями это трудно!).
  • И вновь напоминаем: ваша цель состоит в том, чтобы понять стихотворение, прежде чем учить его наизусть. Понятное проще запоминается.

Выучить стих пушкина

Выучить стих пушкина

Найдите в стихотворении запоминающиеся моменты. Так как ритм или рифма не смогут послужить вам подсказкой, в стихотворении нужно выбрать ключевые точки, на которые вы будете опираться. Найдите такие моменты, которые вам понравились или удивили вас. Пусть их будет несколько на протяжении всего произведения, так что оно окажется разделенным на фрагменты, в каждом из которых у вас будет особая, запоминающаяся строчка или фраза. Даже если стихотворение не разделено на строфы, вы можете выбрать по одному яркому образу или словосочетанию на каждые четыре строки или на каждое предложение, вне зависимости от того, сколько строк оно занимает.
  • В качестве примера вернемся к упомянутому выше "Она пришла с мороза…" А. А. Блока. [24] Перечислим по порядку запоминающиеся образы в этом стихотворении.
  • Она пришла с мороза; ароматом воздуха и духов; болтовней; толстый том художественного журнала; в моей большой комнате очень мало места; довольно нелепо; она захотела, чтобы я читал ей вслух Макбета; до пузырей земли; внимательно смотрит в окно; большой пестрый кот; целующихся голубей; рассердился; прошли времена Паоло и Франчески.
  • Заметьте, как каждое из этих словосочетаний или фраз хорошо запоминается и одновременно указывает точку развития событий в стихотворении.
  • Запомнив эти ключевые фразы перед тем, как пытаться заучить все стихотворение наизусть, вы наметите своего рода вехи, которые в будущем помогут вам, если вы собьетесь.
  • Запоминайте фразы дословно и именно в том порядке, в каком они появляются в тексте. У вас получится сжатое изложение стихотворения, которое пригодится вам на следующем шаге.

Выучить стих пушкина

Выучить стих пушкина

Встройте ключевые фразы в краткое содержание стихотворения. Как и в случае метрического стихотворения, прежде чем пытаться его запомнить, вы должны полностью понять содержание и смысл. Тогда, дойдя при чтении до знакомой фразы, вы должны вспомнить, что следует за ней. Сосредоточьтесь на том, чтобы встроить "вехи" из предыдущего шага в краткое содержание стихотворения: вы должны быть в состоянии пересказать его своими словами, опираясь на них.
  • Если стихотворение носит повествовательный характер, попробуйте представить его в виде пьесы, чтобы запомнить последовательность событий. Например, в "Домашних похоронах" Роберта Фроста присутствует настолько четкое повествование, мизансцена и диалоги, что это стихотворение действительно ставили на сцене. [25] [26] Правда, в остальном его выучить трудно, хотя оно написано и не верлибром, а белым стихом – нерифмованным пятистопным ямбом. [27]
Прочитайте стихотворение вслух еще несколько раз. К этому моменту вы уже должны начать запоминать его благодаря списку ключевых фраз и краткому содержанию. Продолжайте читать стихотворение вслух, и при каждом последующем прочтении старайтесь совершать путь от одной "вехи" до другой, не заглядывая в книгу.
  • Не огорчайтесь, если с первого раза ваше прочтение будет неидеальным. Если вы расстроены, расслабьтесь и прервитесь на пять минут, чтобы мозг отдохнул.
  • Не забывайте пользоваться своими "вехами" и кратким содержанием, чтобы запомнить все строки стихотворения по порядку.

Поделиться