Доклад: Лицейские годы Пушкина

г.Сыктывкар 1999 год

Внутренней, самой близкой отчизной, отчизной душиПушкина, был лицей, Царское Село. О них он вспоминал часто, постоянно, всегда.В одном из лучших своих лирических стихотворений, «19 октября» (1825 года),обращаясь к друзьям, он скажет то, что жило в его сердце:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим,свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастье куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир судьбина;

Отечество нам ЦарскоеСело.

Пушкина привезли в Царское Село летом 1811 года, в скоре после того, как былообъявлено о предстоящем открытии лицея. Привез его дядя, Василий ЛьвовичПушкин, известный в свое время поэт, оказавший на юного Пушкина некотороелитературной влияние. По своим литературным взгляда Василий Львович былубежденный карамзинист и враг всех литературных «староверов» во главе сШишковым. Из Москвы в Петербург он ехал не только для сопровождения племянника,но и для того, чтобы поскорее напечатать одно из своих полемическихлитературных посланий Шишкову. В Петербурге юный Пушкинпоселился в доме дяди. Здесь он и жил все то время, пока готовился к экзаменамв лицей. Лицей был задуман Александром I как закрытоепривилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданныхслуг государства. Задуманному им учебному заведению Александром I придавал столь важное значение, что собирался в начале поместитьтуда и великих князей. Позднее он от этой мысли отказался, но своего интересак лицею не потерял. Программа обученияв лицее предусматривала изучение самых разнообразных наук. Среди приглашенныхпреподавать лицеистам были также лучшие по тому времени учителя, как А.П.Куницын, А.И. Галич и другие. Интересно, что в 1816 году в Петербурге былиобъявлены курсы политических наук, которые пользовались большой популярностью впередовых кругах общества и которые помещали члены «Союза спасения» Пестель,Муравьевы, Ф. Глинка, И. Долгоруков. В числе тех, кто читал на этих курсах,были лицейские учителя Куницын и Галич. На празднование торжественногоакта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. Однако самымпамятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года былавступительная речь Куницына. В своем последнем стихотворении, посвященном дате19 октября, «была пора….» ( 1836 году), Пушкин скажет о речи Куницына - скажет, потому что всегда о ней помнил:

Выпомните когда возник Лицей,

И царь для нас открыл чертогцарицын,И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствиеммех царственных гостей…..

В своей речиКуницын призывал – и этого Пушкин тоже не забыл, потом это отзовется, вчасности, в его оде “Вольность” – привыше всего чтить законы и соблюдать их: “Приуготовляясьбыть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оное; ибо закон, нарушаемыйблюстителями оного, не имеет святости в глазах народа».

Свою речь Куницын закончил словами, обращенными к лицеистам: «Вы ли захотитесмешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждыйдень поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не возвратит мысль сея вашего воображения!Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями».

Большиенадежды, которые на него возлагались, лицей безусловно оправдал. Но не так и нев этом смысле, в каком думал император Александр I.В истории России, лицей вошел как одно из самых замечательных явлений русскойкультуры. Но не потому, конечно, что он готовил «просвященных слуггосударства», а потому, что он был колыбелью Пушкина, а значит, и всейрусской поэзии, потому, что из его стен вышли великие патриоты и мученикисвободы, как Кухельбекер, Пущин.

Для Пушкина лицей был не толькоисточником дорогих воспоминаний, но и многого существенно важного и решающего вего последующем духовном развитии. В лицее были хорошие преподаватели, тамчитались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и излагаемые иминаучные сведения, служил образованию их тесный дружеский круг. Его значение дляПушкина было неизмеримо велико. Пушкин недаром после окончания лицея отмечалкаждую лицейскую годовщину посвященной этой дате стихами. И это были стихи одружбе. Лицей, лицейское содружество были тем самым, что заменяло ему в юностистоль необходимое для человеческой души ощущения дома. Лицей, лицейскоесодружество, воспоминания о лицее были тем положительным основанием, накотором, при всех ошибках и неудачах, не только в радостях, но и в невзгодах,всегда строилась внутренняя судьба личности Пушкина. Это то, на что Пушкиноглядывался при всех поворотах своей жизни, с чем соизмерял все с нимпроисходящее.

В лицее, в атмосфере лицея, все хорошо воспитывало. Дружеские беседы изощрялиум и приучали к умственной и духовной открытости (к той открытости, без которойне может быть истинного поэта); прогулки по садам лицея заставляли вспоминать иприобщаться мыслью к прошлому человечества и к его культуре (что нашло потомсильное отражение в поэзии Пушкина). Лицей заложил культурные и человеческиеосновы пушкинской поэзии в значительной степени, нежели это могли сделатьдомашнее чтение в детстве и те уроки, которые давались Пушкину егомногочисленными домашними хорошими и плохими учителями. В лицее быливозможности свободного и естественно-непринужденного приобщения к культуре и –что не менее важно – приобщение всем дружеским кругом, вместе.

Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизньдорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кухельбекер. Двое из них были поэтами. Вселицейский друзья Пушкина - и он сам прежде всего – были более всего увлеченыделами литературными. Лицейское братство было не только человеческим, но ипоэтическим братством. Это не могло не иметь влияния на Пушкина. В лицее, каквспоминал позднее Пущин, Пушкин «постоянно и деятельно участвовал во всехлитературных журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил навсех эпиграммы и пр.»

Лицейское поэтическое братство вырастало и воспитывалось в достаточно свободнойатмосфере. Лицеисты по существу почти не знали притеснений, дружеские отношениясвязывали их не только между собой, но и с некоторыми

профессорами.С годами они получили возможность общаться и с теми, кто находился в ЦарскомСеле, но за пределами лицея.

Там за пределами лицея, Пушкин встречался сумными и блестяще образованными гвардейскими офицерами – П.Я. Чаадаевым, Н.Н.Раевским, П.П. Кавериным, М.Г. Хомутовым, В.Д. Олсуфьевым и др. В беседе сними он рассуждал о свободе и дышал ею. Воспитание свободой и воспитаниевольных чувств и стремлений были условиями – и самыми благоприятными дляПушкина – быстрого становления его поэтического таланта.

Лицей – и в этом его историческая слава изначение – был той живой и плодотворной средой, которая вырастилаПушкина-поэта. В 8-й главе «Евгения Онегина» Пушкин писал:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

АЦицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близь вод, сиявших в тишине,

Являтьсямуза стала мне.

Его первые стихотворения,написанные им в 13 и 14 лет, естественно, были не вполне самостоятельны. В нихвидны следы ученичества, школы – хотя и не всегда достаточно определенной.Известно, что в лицее Пушкина иногда называли «французом». Это былосвоеобразным признанием его начитанности во французской литературе. Французскаялитература и оказала самое сильное влияние на раннее творчество Пушкина. Этовлияние было одновременно и не слишком глубоким, и не долгим, и в достаточноймере плодотворным. Позднее Пушкин резковыступал против всякого рода воздействия французской литературы на русскую.Одинаково естественным для Пушкина было следование французским поэтическимобразам в юности и резкий отказ от него в зрелости. Во французской литературе XVIII в. дороже всего был для Пушкина ее свободный исвободолюбивый дух: он и имел положительное воздействие на юную пушкинскуюпоэзию. В сознании Пушкина-лицеиста французская литература связана была преждевсего с Вольтером. Это была литература озорная, иногда фривольная, резкокритическая и резко ироническая. Под воздействие французской литературы Пушкинуже в самых первых своих опытах мог чувствовать себя свободно, легко, мог, иподражая, оставаться самим собой. Важно и то, что после французского влияния ниодно другое иноязычное влияние не могло быть не слишком прочным, ни слишкомглубоким. Для поэта, наученного французской литературой принимать всекритически, оно во всяком случае не могло быть сколько-нибудь закрепощающимвлиянием.

В первых поэтических опытах Пушкинас самого начала поражает и восхищает прекрасное владение стихом, культурастиха. Стих у него легкий,

свободно льющийся, хорошо имитирующий непринужденнуюбеседу. При

внимательном взгляде уже самые ранние стихи Пушкина –пусть отчасти, пусть только отдаленно – обещают нам некоторые позднейшие егопоэтические открытия и достижения.

Печататься Пушкин начал в 1814 году, когда ему было15 лет. Его первым печатным произведением было стихотворение «К другустихотворцу». Здесь иная форма, чем в самых ранних стихотворениях, и иной жанр,но путь по существу тот же: путь свободного, легкого, непринужденного поэтического размышления.

Литературными учителями юного Пушкина былине только Вольтер и другие знаменитые французы, но и еще больше Державин,Жуковский, Батюшков. Как писал Белинский, «все, что было существенного ижизненного в поэзии Державина, Жуковского и Батюшкова, — все это присуществилосьпоэзии Пушкина, переработанное ее самобытным элементом». Связь с Жуковским влицейский период проявились особенно заметным в таких стихотворениях Пушкина,как «Мечтатель» (1815), «Сраженный рыцарь» (1815). Несомненное воздействие наПушкина оказал также и Державин. Очевидным образом его воздействие проявилось визвестном стихотворении лицейской поры «Воспоминание в Царском селе». СамПушкин так вспоминал о своем чтении этого стихотворения на торжественнойцеремонии экзамена в присутствии Державина: «Державин был очень стар. Он был вмундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подпершиголову рукой. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли; портретего (где представлен он в колпаке и халате) очень похожи. Он дремал до тех пор,пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глазазаблестели; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи,разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостьюнеобыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в ЦарскомСеле», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние душимоей; когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческизазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом … Не помню, как я кончилсвое чтение, не помню куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал,хотел меня обнять …. Меня искали но не нашли.

«Воспоминания в Царском Селе» былизаказаны Пушкину по случаю предстоящего переходного экзамена и приезда наэкзамен самого Державина. Таким образом, стихотворение должно было быть«державинским» уже по заданию. Таким оно и оказалось: и по жанру (род высокойоды), и по тематике (высоко значительной, отчасти гражданственной), и по своей чистодержавинской стилистике:

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи.

В седом тумане дальний лес….

Языкстихотворения производит впечатление одновременно и одически-возвышенного, идостаточно вещественного, конкретного- и это уже само по себе создаётпоэтическую атмосферу, близкую державинской. Близость к Державину у Пушкина нев частностях, а во общем тоне и красках стихотворения.Сам Державин почувствовалэту близость- и оттого так

восхитился чтением Пушкина. В его стихах он признал не чужое, а своё, кровное.

Разбирая «Воспоминания о Царском Селе», Б.В. Томашевский пришёл к выводу, что встихах сильнее, чем зависимость от Державина, проявляется зависимость отБатюшкова. Едва ли это так. Этому противоречит общий эмоциональный рисунокстихов. Но, безусловно, прав Томашевский в одном: черты поэтики Батюшкова встихах тоже присутствуют. Для юного Пушкина это достаточно характерно: онпишет, испытывая влияние не одного, а сразу нескольких поэтов. Он хочет некак один кто-то, а как многие и разные.

Не только в зрелости, но и в юности Пушкин не примыкает к одной какой-либошколе. В некотором, ограниченном смысле Пушкин – эклектик. Но это его как быэклектизм – защитная реакция молодого, но сильного поэтического организма. Онникому не хочет быть обязан исключительно, и своих учителей он выбирает зановои свободно-в зависимости от конкретных художественных целей, от конкретныххудожественных заданий.

После чтения на экзамене стихотворения «Воспоминания о Царском Селе» снеобыкновенной быстротой растет слава молодого Пушкина. 9 января 1815 года,видимо, по просьбе Державина Пушкин посылает ему своего стихотворения. Другойсписок оказывается в руках В.Л. Пушкина, и через него стихотворение становитсяизвестным многим писателям и поэтам, В середине января Жуковский читает друзьямэто стихотворение. В начале января Пушкин, больной «простудою», лежит влазарете, и здесь его посещает Батюшков. 17 апреля стих Пушкина напечатан вжурнале «Российский музеум» с припиской «За доставление сего подарка благодаримискренно родственников молодого поэта, которого так много обещает». В началемая Пушкина в лицее посещает Жуковский, 4 сентября он снова у Пушкина. А 19сентября он пишет к Вяземскому: «Я сделал еще одно приятное знакомство! С нашиммолодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Сарском селе. Милоеживое творение. Это надежда нашей словесности». В начале декабря Державинговорит приехавшему к нему в гости С.Т. Аксакову «…скоро явится второйДержавин: это Пушкин, который еще в лицее перещеголял всех писателей».

Одно из лучших произведений Пушкина Лицейского периода – стих «Городок».Ононаписано в 1815 году и представляет собой по жанру дружеское послание в духетех посланий, какие в большом количестве создавал Батюшков, а вместе с ним идругие поэты начала XIX века.

Дружеские послания – весьма распространенный жанр в русской поэзии этоговремени. Его популярность во многом объясняется малой канонизированностьюжанра, его принципиальной неустойчивостью, свободой выражения, Дружескоепослание- это род непринужденной беседы, не ограниченной строгими формальнымирамками. Таковым оно было в поэзии Батюшкова, таким же оно и в поэзии молодогоПушкина.

Весной 1817 года закончился лицейский курс. Наступило время прощания сместами, которые сделались дороги, прощание с друзьями. Теме дружбе ипрощания посвящены последние лицейские стихи Пушкина- его послание к лицейскимдрузьям. Они в разном роде: иные слегка шутливые(«Товарищам»), другиевзволнованные и серьезные («Разлука»). При

этомв них заключено многое «на всю жизнь».Как высокое поэтическое пророчествозвучат его слова из стиха «В альбом Пущину».

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,

Неволю мирную, шесть лет соединенья,

Печали, радости, мечты души твоей,

Размолвки дружества и сладость примиренья,

Что было и не будет в новь…

Ис тихими тоски слезами

Ты вспомни первую любовь.

Мой друг, она прошла…но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен;

Пред грозным временем, пред грозными судьбами,

Последним словамстиха суждено было сбыться, быть может, еще более, чем предполагал поэт. Грозныевремена и грозные судьбы ждали впереди и Пущина, и Кюхельбекера, и Дельвига, исамого Пушкина. И всегда, как бы тяжело ни складывалась их жизнь, голосомрадости и утешенья был для них голос верной лицейской дружбы.

Использованная литература: Е.А. Маймин «Пушкин. Жизньи творчество»

Еще работы по литературе и русскому языку

Реферат по литературе и русскому языку

Личность Греча Н.И. в отечественной журналистике XIX века (на материалах электронных версий печатных изданий XIX века)

Реферат по литературе и русскому языку

Лишний человек в произведениях русских писателей 19 века

Реферат по литературе и русскому языку

Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание

Поделиться