Мудрые мысли Пушкина. Словарь

К 175-летию со дня смерти А. С. Пушкина

Каждое слово Пушкина драгоценно.
Д. Мережковский

АМБИЦИЯ.
Мы все глядим в Наполеоны. (Евгений Онегин).

Мы почитаем всех нулями, А единицами — себя. (Евгений Онегин).

АНЕКДОТ.
Дней минувших анекдоты. (Евгений Онегин).

АФОРИЗМ.
Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание. (Метель).

БАНАЛЬНОСТЬ.
Как стих без мысли в песне модной, Дорога зимняя гладка. (Евгений Онегин).

БЕДА.
Беда стране, где раб и льстец Одни приближены к престолу, А небом избранный певец Молчит, потупя очи долу. (Друзьям).

БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ.
Описывать слабости, заблуждения и страсти человеческие не есть безнравственность, так, как анатомия не есть убийство. (Les consolations. Poesies par Sainte Beuve. -- Утешения. Стихотворения Сент-Бева).

БЕСПРАВИЕ.
Народ безмолвствует. (Борис Годунов). Выражение употребляется в значении: бесправное положение народа.

БЕССМЕРТИЕ.
Ах! Ведает мой добрый гений, Что предпочел бы я скорей Бессмертию души моей Бессмертие своих творений. (В альбом Илличевскому).

БЕССМЫСЛИЦА.
Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая — от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения. (Отрывки из писем, мысли и замечания).

БИТВА.
Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. (Песнь о вещем Олеге).

БЛАГОДАТЬ.
Нет ни в чём вам благодати, С счастием у вас разлад, И прекрасны вы некстати, И умны вы невпопад. («Нет ни в чем вам благодати. »).

БЛАЖЕНСТВО.
Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть умел. («Евгений Онегин»).

БОЖЕСТВО.
Без божества, без вдохновенья… (К*** «Я помню чудное мгнове-нье…»).

БРАК.
Брак холостит душу. (Письмо Вяземскому П. А. не позднее 24 мая 1826 г.).

БУЛАТ. См. Золото.

ВДОХНОВЕНИЕ.
Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впе-чатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. (Отрывки из писем, мысли и замечания).

Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии. (Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине»).

И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут. (Осень).

ВЕК.
С веком наравне. (Чаадаеву).

ВКУС.
Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности. (Отрывки из писем, мысли и замечания).

ВЛАСТИТЕЛЬ.
Властитель дум. (К морю).

ВЛАСТЬ.
Живая власть для черни ненавистна. Они любить умеют только мёртвых. (Борис Годунов).
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! (Борис Годунов).

ВНИМАНИЕ.
Сладостное внимание женщин – почти единственная цель наших усилий. (Арап Петра Великого).

ВОЛЯ.
На свете счастья нет, но есть покой и воля. («Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. »).

ВООБРАЖЕНИЕ.
Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения. (История села Горюхина).

ВОСПИТАНИЕ.
Слишком жестокое воспитание делает из них [воспитанников] палачей. (О народном воспитании).

ВОСТОРГ.
Восторг есть напряженное состояние единого воображения. Вдохновение может быть без восторга, а восторг без вдохновения не существует. (Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине»).

Восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного. Восторг не предполагает силы ума, располагающей части в их отношении к целому. Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно не в силе произвесть истинное великое совершенство (без которого нет лирической поэзии). (Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине»).

ВЫМЫСЕЛ.
Над вымыслом слезами обольюсь. (Элегия. «Безумных лет угасшее ве-селье…»).

ГАРМОНИЯ.
Поверил я алгеброй гармонию. (Моцарт и Сальери).

ГЕНИЙ. См. Просвещение.

ГЛУПЕЦ.
Должно стараться иметь большинство голосов на своей стороне: не оскорбляйте же глупцов. (Отрывки из писем, мысли и замечания).

ГОРДОСТЬ.
Что за аристократическая гордость, дозволять всякому негодяю швырять в вас грязью. (Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений).

ГОСТЬ.
Каменный гость. (Названии драмы А. С. Пушкина). Выражение употребляется в значении: страшный гость.

ГРАММАТИКА.
Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи. (Заметки и афоризмы разных годов).

ДЕКАБРИСТЫ.
Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. («Во глубине сибирских руд. »).

ДОВОЛЬСТВО. См. Воображение.

ДОЛГОТЕРПЕНИЕ.
Нет ничего безвкуснее долготерпения и самоотверженности. Со слов А.П.Керн («Воспоминания о Пушкине»).

ДОРОГА. См. Банальность.

ДРАМАТУРГИЯ.
Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах -- вот чего требует наш ум от драматического писателя. (О народной драме и о "Марфе Посаднице" М. П. Погодина).

ДРУГ.
Врагов имеет в мире всяк, Но от друзей спаси нас, Боже! (Евгений Онегин).

Иных уж нет, а те далече. (Евгений Онегин).
Ни музы, ни труды, ни радости досуга, Ничто не заменит единственного друга. (Чаадаеву. «В стране, где я забыл тревоги прежних лет…»).

ЕВРОПА.
В Европу прорубить окно. (Медный всадник).

ЖЕНА.
Жена и дети, друг, поверь -- большое зло: От них все скверное у нас произошло. (Послание цензору).

ЖЕНЩИНА.
Браните мужчин вообще, разбирайте все их пороки, ни один не подумает заступиться. Но дотроньтесь сатирически до прекрасного пола -- все женщины восстанут на вас единодушно -- они составляют один народ, одну секту. (Материалы к «Отрывкам из писем, мыслям и замечаниям»).

ЖИЗНЬ.
Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? («Дар напрасный, дар случайный. »).

Земная жизнь в болезни, в нищете, В печалях, в старости, в неволе. будет раем В сравненье с тем, чего за гробом ожидаем! (Анджело).

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (Элегия. «Безумных лет угасшее веселье…»).

ЗАБОТА.
Жизни мышья беготня. (Стихи, сочиненные во время бессонницы). Цитата употребляется в значении: ежедневные будничные заботы.

ЗАВИСИМОСТЬ.
Зависеть от властей, зависеть от народа — Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать: для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи. (Из Пиндемонти).

Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным. (Письмо Н. Н. Пушкиной, 8 июня 1834 г.).

ЗАВИСТЬ.
Зависть — сестра соревнования, следственно, из хорошего роду. (Заметки и афоризмы разных годов).

ЗЛОСЛОВИЕ.
Злословие даже без доказательств оставляет почти вечные следы. (Гости съезжались на дачу).

ЗНАТОК.
С ученым видом знатока. (Евгений Онегин).

ЗОЛОТО.
Все куплю, — сказало злато; Все возьму, — сказал булат. (Золото и булат).

ИСКУССТВО.
Главное достоинство искусства есть польза. (О народной драме и о "Марфе Посаднице" М. П. Погодина).

По строгим правилам искусства. (Евгений Онегин).

ИСТИНА.
Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви. (Александр Радищев).

ИСТОРИЯ.
Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбину. (Борис Годунов).


Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков (Письмо П. Я. Чаадаеву, 19 октября 1836 г.).
От Ромула до наших дней. (Евгений Онегин). Выражение употребляется в значении: начинать повествование издалека.

Уважение к минувшему -- вот черта, отличающая образованность от дикости. (Наброски статьи о русской литературе).

КАРАМЗИН.
Древняя Россия … найдена Карамзиным, как Америка Колумбом. (Отрывки из писем, мысли и замечания).

Карамзин есть первый наш историк и последний летописец. (История русского народа).
Карамзин Николай Михайлович (1766—1826) — русский писатель, публицист и историк.

КЛЕВЕТНИК.
Клеветник без дарованья Палок ищет он чутьем, А дневного пропитанья Ежемесячным враньем. (Эпиграмма. «Клеветник без дарованья…»).

КОМЕДИЯ.
Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров. (О народной драме и о "Марфе Посаднице" М. П. Погодина).

КРАСОТА.
Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей. («Евгений Онегин»).

Гений чистой красоты. (К*** «Я помню чудное мгновенье…»).

Красота дело вкуса. (Гости съезжались на дачу).

КРАТКОСТЬ. См. Точность.

КРИТИКА.
Где нет любви к искусству, там нет и критики. (О критике).

Критик смешивает вдохновение с восторгом. (Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине»).

Критика -- наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы. (О критике).

Кто в критике руководствуется чем бы то ни было, кроме чистой любви к искусству, тот уже нисходит в толпу, рабски управляемую низкими, корыстными побуждениями. (О критике).
Презирать критику значит презирать публику. (Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений).

Скажут, что критика должна единственно заниматься произведениями, имеющими видимое достоинство; не думаю. Иное сочинение само по себе ничтожно, но замечательно по своему успеху или влиянию; и в сем отношении нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных. (О журнальной критике).

Состояние критики само по себе показывает степень образованности всей литературы вообще. (Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений).

Это уж не ново, это было уж сказано — вот одно из самых обыкновенных обвинений критики. Но все уже было сказано, все понятия выражены и повторены в течение столетий: что ж из этого следует? Что дух человеческий уже ничего нового не производит? Нет, не станем на него клеветать: разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов. (Об обязанностях человека).

ЛАКЕЙ.
Лакей сиди себе в передней, А будет с барином расчет. («Надеясь на мое презренье…).

ЛЕНЬ.
Мы ленивы и нелюбопытны. (Путешествие в Арзрум).

ЛУКАВСТВО.
Лукавый царедворец. («Борис Годунов»).

ЛОМОНОСОВ.
Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. (Путешествие из Москвы в Петербург).

ЛЬСТЕЦ.
Льстецы, льстецы! Старайтесь сохранить И в подлости осанку благо-родства. («Сказали раз царю, что наконец…»).

ЛЮБОВЬ.
Болезнь любви неизлечима! (Надпись на стене больницы).
В миг, когда любовь исчезает, наше сердце еще лелеет ее воспомина-ние. (Заметки и афоризмы разных годов).
И может быть на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою про-щальной. (Элегия. «Безумных лет угасшее веселье…»).
И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может. («На холмах Грузии лежит ночная мгла. »).
Кому судьбою непременной Девичье сердце суждено, Тот будет мил на зло вселенной; Сердиться глупо и смешно. (Руслан и Людмила).
Кто в силах удержать любовь? (Цыганы).
Любви все возрасты покорны. (Евгений Онегин).
Любви не утаишь. («Ты вянешь и молчишь; печаль тебя снедает. »).
Любите самого себя, Достопочтенный мой читатель! Предмет достой-ный: ничего Любезней, верно, нет его. (Евгений Онегин).
Любовь есть самая своенравная страсть. (Возражения критикам «Полтавы»).
Любовь одна – веселье жизни хладной, Любовь одна – мучение сердец: Она дарит один лишь миг отрадный, А горестям не виден и конец. («Любовь одна -- веселье жизни хладной…»).
Недолго женскую любовь Печалит хладная разлука: Пройдет любовь, настанет скука, Красавица полюбит вновь. (Кавказский пленник).
Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя. (Письмо П. А. Вяземскому, ноябрь 1825 г.).
Но я, любя, был глуп и нем. (Евгений Онегин).
Первая любовь всегда является делом чувствительности. Вторая – делом чувственности. (Письмо В. Ф. Вяземской, не позднее 28 апреля 1830 г.).
Первый несчастный воздыхатель возбуждает чувствительность жен-щины, прочие или едва замечены или служат лишь. Так, в начале сражения первый раненый производит болезненное впечатление и истощает сострадание наше. (Заметки и афоризмы разных годов).
Против солнышка луна не пригреет, Против милой жена не утешит. (Яныш королевич).

ЛЮДИ.
Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей. (Евгений Онегин).
О люди! Все похожи вы На прародительницу Эву: Что вам дано, то не влечет; Вас непрестанно змий зовет К себе, к таинственному древу, Запретный плод вам подавай, А без того вам рай не рай. (Евгений Онегин).
О люди! жалкий род, достойный слез и смеха! (Полководец).

МГНОВЕНИЕ.
Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило. («Если жизнь тебя обманет…»).

МЕРКАНТИЛЬНОСТЬ.
Всяк суетится, лжет за двух, И всюду меркантильный дух. (Евгений Онегин).

МЕЧТА.
Мечтам и годам нет возврата. («Евгений Онегин).
Мечты поэта, историк строгий гонит вас» (Герой).

МОЛОДОСТЬ.
Вольнее птицы младость. (Цыганы).
Здравствуй, племя младое, незнакомое! («Вновь я посетил…»).
И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть. («Брожу ли я вдоль улиц шумных. »).
Когда легковерен и молод я был. (Черная шаль).
Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана. (Евгений Онегин).

МОСКВА.
Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось, Как много в нем отозвалось! (Евгений Онегин).

МУДРОСТЬ.
Воды глубокие Плавно текут, Люди премудрые Тихо живут. («Воды глубокие…»).
Есть время для любви, Для мудрости – другое. (Фавн и пастушка).

МУЖЧИНА.
В некотором азиатском народе мужчины каждый день, восстав от сна, благодарят Бога, создавшего их не женщинами. (Отрывки из писем, мысли и замечания).

МУЗА.
Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно. И не оспоривай глупца. («Я памятник себе воздвиг нерукотворный. »).
Прошла любовь, явилась муза, И прояснился темный ум. Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. (Евгений Онегин).

МУЗЫКА.
Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает, Но и любовь - мелодия. (Каменный гость).

МЫСЛЬ.
Мысль отдельно никогда ничего нового не представляет; мысли же могут быть разнообразны до бесконечности. (Об обязанностях человека).
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (Арап Петра Великого).
Что же и составляет величие человека, как не мысль. (Путешествие из Москвы в Петербург).

НАДЕЖДА.
В надежде славы и добра. (Стансы).
Разбитое корыто. (Сказка о рыбаке и рыбке). Выражение употребляется в значении: разбитые надежды.


НАРОД.
Народ, как дети, требует занимательности, действия. (О народной драме и о "Марфе Посаднице" М. П. Погодина).

НАРОДНОСТЬ.
Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками — для других оно или не существует, или даже может показаться пороком. (О народности в литературе).

НЕБЛАГОДАРНОСТЬ.
Зачем кусать нам груди кормилицы нашей; потому что зубки прорезались? (Письмо К. Ф. Рылееву, 25 января 1825 г.).

НЕВИННОСТЬ.
Невинность есть лучшее украшение молодости. (Отрывки из писем, мысли и замечания).

НЕЛЕПОСТЬ.
Нелепость, как и глупость, подлежит осмеянию общества. (Мнение М. Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной).

НЕОПЫТНОСТЬ.
К беде неопытность ведет. (Евгений Онегин).

НЕСОВМЕСТИМОСТЬ.
В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань. (Полтава).

НЕСЧАСТЬЕ.
Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному. ( Письмо П. В. Нащокину, март 1834 г.).

НРАВ.
Отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться. (О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова).

ОБМАН.
Ах, обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад! (Признание).

ОБЫЧАЙ.
Обычай — деспот меж людей. (Евгений Онегин).

ОДНООБРАЗНОСТЬ.
Однообразность в писателе доказывает односторонность ума, хотя, может быть, и глубокомысленного. (Отрывки из писем, мысли и замечания).

ОПЫТ. См. Просвещение.

ОСТРОУМИЕ.
Остроумием называем мы способность сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения. (О втором томе "Истории русского народа" Полевого).

ОТКРОВЕННОСТЬ.
Откровенные, оригинальные выражения простолюдинов повторяются и в высшем обществе, не оскорбляя слуха, между тем как чопорные обиняки провинциальной вежливости возбудили бы общую улыбку. (О новейших блюстителях нравственности).

ОТРИЦАНИЕ. См. Сомнение.

ОТЧИЗНА.
Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! (К Чаадаеву).

ОШИБКА.
Ошибаться и усовершенствовать суждения свои сродни мыслящему созданию. Бескорыстное признание в оном требует душевной силы (Письмо А. А. Бестужеву, 24 марта 1825 г.).

ПАМЯТНИК.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа. («Я памятник себе воздвиг нерукотворный. »).

ПАТРИОТ.
Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потемкина, имеют некото-рое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке. (Отрывки из писем, мысли и замечания).

ПАТРИОТИЗМ.
Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство. (Письмо П. А. Вяземскому, 27 мая 1826 г.).

ПЕРЕВОДЧИК.
Переводчики — почтовые лошади просвещения. (Заметки и афоризмы разных годов).

ПЕРЕМЕНА.
Охота к перемене мест. (Евгений Онегин).
С корабля на бал. (Евгений Онегин). Выражение употребляется в значении: резкая перемена обстоятельств.

ПЕТЕРБУРГ.
Москва девичья, а Петербург прихожая. (Отрывки из писем, мысли и замечания).

ПЕЧАЛЬ.
Долгая печаль не в природе человеческой, особенно женской. (Арап Петра Великого).

ПЕЧАТЬ.
Никакая власть, никакое правление не может устоять противу всераз-рушительного действия типографического снаряда. (О цензуре).

ПИР.
Пир во время чумы. (Название драматических сцен А. С. Пушкина). Выражение употребляется в значении: беспечная жизнь во время какого-либо бедствия.

ПИСАТЕЛЬ.
Всякая строчка великого писателя становится драгоценной для потомства. (Вольтер).
Кс. находит какое-то сочинение глупым. -- Чем вы это докажете? -- Помилуйте, -- простодушно уверяет он, -- да я мог бы так написать. (Материалы к «Отрывкам из писем, мыслям и замечаниям»).

ПОЭЗИЯ.
А поэзия; прости Господи, должна быть глуповата. (Письмо П. А. Вя-земскому, май, 1824 г.)
Глас поэзии чудесной Сердца враждебные дружит. (Графу Олизару).
Почитай поэзию доброй, умной старушкою, к которой можно иногда зайти, чтобы забыть на минуту сплетни, газеты и хлопоты жизни, повеселиться ее милым болтаньем и сказками; но влюбиться в нее — безрассудно. (Письмо Л. С. Пушкину, 24 сентября 1820 г.).
Поэзия бывает исключительною страстию немногих, родившихся по-этами; она объемлет и поглощает все наблюдения, все усилия, все впечатления их жизни. (О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова).
Поэзия выше нравственности — или по крайней мере совсем иное де-ло. (Заметки на полях статьи П. А.Вяземского «О жизни и сочинениях В.А.Озерова»).
Поэзия как ангел-утешитель Спасла меня, и я воскрес душой. («Вновь я посетил…»).
[Поэзия] не должна унижаться до того, чтоб силою слова потрясать вечные истины, на которых основаны счастие и величие человеческое, или превращать свой божественный нектар в любострастный, воспалительный состав. (Les consolations. Poesies par Sainte Beuve. -- Утешения. Стихотворения Сент-Бева).
Поэзия … по своему высшему, свободному свойству не должна иметь никакой цели, кроме самой себя. (Les consolations. Poesies par Sainte Beuve. -- Утешения. Стихотворения Сент-Бева).
Сохрани нас боже быть поборниками безнравственности в поэзии. (Les consolations. Poesies par Sainte Beuve. -- Утешения. Стихотворе-ния Сент-Бева).

ПОЭТ.
Все поэты – Любви мечтательной друзья. (Евгений Онегин).
И неподкупный голос мой Был эхом русского народа. (К Н. Я. Плюсковой).
Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. (Поэт и толпа).
Нет, если ты небес избранник, Свой дар, божественный посланник, Во благо нам употребляй: Сердца собратьев исправляй. (Поэт и толпа).
Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен. (Поэт).
Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы. (К другу стихотвор-цу).

ПРАВДА.
Нет правды на земле, Но правды нет и выше. (Моцарт и Сальери).

ПРАЗДНОСТЬ.
Гуляка праздный. (Моцарт и Сальери).

ПРЕДАНИЕ.
Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой. (Руслан и Людмила).

ПРЕДКИ.
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
Неуважение к предкам есть первый признак дикости <и> безнравст-венности. (Гости съезжались на дачу).

ПРЕДПОЧТЕНИЕ.
Печной горшок тебе дороже, Ты пищу в нем себе варишь. (Поэт и толпа).

ПРИВЫЧКА.
Привычка свыше нам дана: Замена счастию она. (Евгений Онегин).

ПРИЛИЧИЕ.
Чувство приличия зависит от воспитания. (О статьях кн. Вяземского).

ПРИМЕР.
Его пример другим наука. (Евгений Онегин).

ПРОВИДЕНИЕ.
Сквозь магический кристалл. (Евгений Онегин). Выражение употребляется в значении: о провидении, проникновении в будущее.

ПРОЗА.
Лета к суровой прозе клонят. (Евгений Онегин).

ПРОСВЕЩЕНИЕ.
О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель. («О, сколько нам открытий чудных…).

ПРОСТОТА.
Не мудрствуя лукаво. (Борис Годунов). Употребляется в значении: просто, без затей.

ПУБЛИКА.
Искренно признаюсь, что я воспитан в страхе почтеннейшей пуб-лики и что не вижу никакого стыда угождать ей и следовать духу времени. (Письмо к издателю «Московского вестника»).

ПУШКИН.
Ай да Пушкин! ай да сукин сын! (Письмо П. А. Вяземскому, около 7 ноября 1825 г.).

РАВНОДУШИЕ.
Добру и злу внимая равнодушно. (Борис Годунов).

РАДОСТЬ.
Чредою всем дается радость; Что было, то не будет вновь. (Цыганы).

РАЗБОЙНИК.
Братья-разбойники. (Заглавие поэмы А. С. Пушкина).

РАЗГОВОР.
Какова компания, таков и разговор. (Писатели, известные у нас под именем аристократов. ).

РЕВНОСТЬ.
Да, да, ведь ревности припадки – Болезнь так точно, как чума, Как черный сплин, как лихорадка, Как повреждение ума. (Евгений Онегин).

РИФМА.
Рифмы запросто со мной живут; Две придут сами, третью приведут. (Домик в Коломне).

РИФМОПЛЕТ.
Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет. (К другу стихотворцу).

РОДИНА.
Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. («Два чувства дивно близки нам. »).
Я далёк от того, чтобы восхищаться всем, что вижу вокруг себя; как писатель я огорчён…, многое мне претит, но клянусь вам моей честью – ни за что в мире я не хотел бы переменить Родину, или иметь иную историю, чем история наших предков, как её нам дал Бог. (Письмо П. Я. Чаадаеву, 19 октября 1836 г.).

РОМАН.
Роман требует болтовни. (Письмо А. А. Бестужеву, май – июнь 1825 г.).
РОССИЯ.
От финских хладных скал до пламенной Колхиды. (Клеветникам России). Выражение цитируется как характеристика безграничных просторов России.

РУКОПИСЬ.
Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать. (Разговор книгопродавца с поэтом).

САМОЛЮБИЕ.
Одна из причин жадности, с которой читаем записки великих людей, — наше самолюбие: мы рады, ежели сходствуем с замечательным че-ловеком чем бы то ни было: мнениями, чувствами, привычками — даже слабостями и пороками. (Материалы к «Отрывкам из писем, мыслям и замечаниям»).

САМООТВЕРЖЕННОСТЬ. См. Долготерпение.

СЕМЬЯ. См. Зависимость.

СЕРДЦЕ.
Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность. (Заметки и афоризмы разных годов).
Сердце в будущем живет. («Если жизнь тебя обманет…»).

СКАЗАНИЕ.
Еще одно последнее сказанье, И летопись окончена моя. (Борис Году-нов). Цитата употребляется в значении: последнее замечание, послед-нее слово.

СКАЗКА.
Сказка -- ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. (Сказка о золотом петушке).

СКРЯГА.
Скупой рыцарь. (Названии драмы А. С. Пушкина). Выражение упот-ребляется в значении: скупец, скряга.

СКУКА.
Скука есть одна из принадлежностей мыслящего существа. (Письмо К. Ф. Рылееву, вторая половина мая 1825 г.).

СЛАВА.
Обманчивей и снов надежды, Что слава? Шепот ли чтеца? Гоненье ль низкого невежды? Иль восхищение глупца? (Разговор книгопродавца с поэтом).
Уважение к именам, освященным славою, не есть подлость (как осмелился кто-то напечатать), но первый признак ума просвещенного. (История русского народа).
Что слава?— Яркая заплата На ветхом рубище певца. (Разговор книгопродавца с поэтом).

СЛЕЗЫ.
Девица плачет, что роса падет; Взойдет солнце, росу высушит. (Борис Годунов).

СЛУЧАЙ. См. Просвещение.

СМЕЛОСТЬ.
Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план об-ширный объемлется творческой мыслью. (Материалы к «Отрывкам из писем, мыслям и замечаниям»).

СМЕРТЬ.
Перед собой кто смерти не видал, Тот полного веселья не вкушал И милых жен лобзаний не достоин. («Мне бой знаком — люблю я звук мечей. »).

СМЕСЬ.
Какая смесь одежд и лиц, Племен, наречий, состояний. (Братья-разбойники).

СОВЕСТЬ.
Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. (Борис Годунов).

СОЛНЦЕ.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Вакхическая песня).

СОМНЕНИЕ.
Дух отрицанья, дух сомненья. (Ангел).

СОН.
В объятиях Морфея. (К Дельвигу). Выражение употребляется в значении: спать.
Не ужинать — святой закон, кому всего дороже сон. (Сон).

СОРАТНИК.
Птенцы гнезда Петрова. (Полтава). Выражение употребляется в значении: ближайшие соратники какого-либо видного государственного деятеля.

СОРЕВНОВАНИЕ. См. Зависть.

СОЧИНЕНИЕ.
Безнравственное сочинение есть то, коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство. (Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений).

СПОКОЙСТВИЕ.
Быть славным — хорошо, Спокойным — лучше вдвое. (К другу сти-хотворцу).

СПОР.
И грянул бой, Полтавский бой! (Полтава). Цитата употребляется в качестве характеристики шумного спора или ссоры.
Разберись, кто прав, кто виноват, да обоих и накажи. (Капитанская дочка).

ССОРА.
Вы, рыцари парнасских гор, Старайтесь не смешить народа Нескромным шумом ваших ссор; Бранитесь — только осторожно. (Руслан и Людмила).

СТАРОСТЬ.
И хором бабушки твердят: «Как наши годы-то летят!». (Евгений Оне-гин).

СТИХИ.
И выстраданный стих, пронзительно-унылый, Ударит по сердцам с неведомою силой. (Ответ анониму).

СТРАСТЬ.
И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. (Цыганы).

СУДЬБА. См. Страсть.

СУЕВЕРИЕ.
Как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам. (Капитанская дочка).

СЧАСТЬЕ.
А счастье было так возможно, Так близко. («Евгений Онегин»).

ТАЙНА.
Не надобно все высказывать — это есть тайна занимательности. (Письмо П. А. Вяземскому, 6 февраля 1823 г.).

ТАЛАНТ.
Как часто мимо вас проходит человек, Над кем ругается слепой и буйный век, Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведет в восторг и в умиленье! (Полководец).

ТОЧНОСТЬ.
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не слу-жат. (О прозе).

ТРУД.
Птичка божия не знает Ни заботы, ни труда. (Цыганы).

УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ. См. Истина.

УВАЖЕНИЕ.
Уважен хочешь быть, умей других уважить. (О г-же Сталь и о г. А. Муханове)

УЖИН.
Не откладывай до ужина того, что можешь съесть за обедом. (Заметки и афоризмы разных годов).

УМ.
Не дай мне Бог сойти с ума -- Уж лучше посох да сума… (Не дай мне Бог сойти с ума).
Первый признак умного человека — с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера… (Письмо А. А. Бестужеву, январь 1825 г.).

УПОЕНИЕ.
Есть упоение в бою И бездны мрачной на краю. (Пир во время чумы).

УЧЕБА.
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь. (Евгений Оне-гин).

ХАРАКТЕР.
Разве у хорошеньких женщин должен быть характер? главное -- это глаза, зубы, ручки и ножки. (Письмо А. П. Керн, 13 – 14 августа 1825 г.).

ХРАБРОСТЬ.
Я еду, еду, не свищу, А как наеду, не спущу. (Руслан и Людмила).

ХРИСТИАНИН.
Ныне христиане стали скупы: деньгу любят, деньгу прячут, мало Богу подают. (Борис Годунов).

ХУДОЖНИК.
Взыскательный художник. (Поэту).

ЧЕЛОВЕК.
Вращается весь мир вкруг человека, — Ужель один недвижим будет он? («Была пора: наш праздник молодой…»).

ЧЕРНЬ. См. Власть.

ЧИН.
Он чином от ума избавлен. (Евгений Онегин).
Чины не дают ни честности плуту, ни ума глупцу, ни дарования за-дорному мараке. (Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем).

ЧУВСТВО.
Кто чувствовал, того тревожит Призрак невозвратимых дней. (Евгений Онегин).

ШУМ.
О чем шумите вы, народные витии? (Клеветникам России). Цитата употребляется для характеристики бурных споров и дискуссий.

ШУТ.
Не хочу быть шутом ниже у Господа Бога. (Письмо Н. Н. Пушкиной, 8 июня 1834 г.). «Ниже» в переводе с архаичного русского языка «даже».

ШУТКА.
Острая шутка не есть окончательный приговор. (Заметки и афоризмы разных годов).
Шутка, вдохновенная сердечной веселостию и минутной игрою воображения, может показаться безнравственною только тем, которые о нравственности имеют детское или темное понятие, смешивая ее с нравоучением (Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений).

ЭГОИЗМ.
Эгоизм может быть отвратительным, но он не смешон, ибо отменно благоразумен. Однако есть люди, которые любят себя с такой нежно-стью, удивляются своему гению с таким восторгом, думают о своем благосостоянии с таким умилением, о своих неудовольствиях с таким состраданием, что в них и эгоизм имеет смешную сторону энтузиазма и чувствительности. (Отрывки из писем, мысли и замечания).

ЭСТЕТИКА.
Прекрасное должно быть величаво. (19 октября. «Роняет лес багряный свой убор…»).
Прекрасное есть подражание изящной природе. (О народной драме и о "Марфе Посаднице" М. П. Погодина).

ЯЗЫК.
Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. (О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова).

© Copyright: Анатолий Бесперстых. 2013
Свидетельство о публикации №213052200823

Неблагодарное это дело - составлять тематические словари. Хотя, конечно, похвальное. Браво! (99 из ста авторов «Прозы» не держало в руках и обычного орфографического словаря, по крайней мере - со времен школы. Для них это вообще «китайская грамота».)

Рецензии на словари писать как-то не принято, но кое-какие замечания, уж не взыщите, имеются:

1. Следует учитывать особенности публикации в Сети. А именно: обязательно разделять абзацы пустой строкой. В противном случае - резко ухудшается читабельность. (Там же, где в тексте были такие пустые строки - видимо, следует пропускать две строки.)

2. Названия литературных и прочих произведений нужно всё же закавычивать - чтобы избегнуть вариантов прочтения. Особенно в тех случаях, - когда в названиях публикаций присутствуют имена собственные.

3. Стихотворные цитаты проще приводить в оригинале: в две, три, четыре строки… (Текстовый конвертер сервера этому не препятствует.)

4. Некоторые знаки препинания пресловутый конвертер «не понимает» (не отображает) и от большого ума заменяет их точкой с запятой. Поэтому приходится еще раз вычитывать опубликованную вещь и исправлять его огрехи. (При публикациях большого объема это крайне утомительно. Проще использовать специальные опции программы «Word»: см. «Редактор «Word» для авторов. Знай и умей!» - http://www.proza.ru/2012/11/24/1620 )

5. Так как возможности форматирования текста крайне ограничены, то поневоле приходится изобретать собственные способы. Как-то: ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ, пробелы, цифры, «звездочки» (*), «знаки равенства» (=) и т. п. (Есть символы, которые текстовый конвертер не пропускает.)

В основном, всё сказанное относится к публикации «Словаря пословиц…»

С уважением,
Виктор Аннинский

Большое спасибо за Ваши замечания. Практически все Словари, которые я выложил на сервере "Проза РУ" изданы в России и Беларуси. В книгах всё понятно, ибо написано по всем правилам составления классических словарей.
Однако в электронном варианте получилось то, что получилось. Естественно, Словари необходимо по-новому редактировать, что я и делаю. Но это займет очень много времени, которым я пока что не очень располагаю, ибо работаю над "Словарем эпитетов Игоря Григорьева", который думаю закончить к его юбилею -- 90-летию. Совсем недавно у меня в из-ве "Феникс" вышли два словаря: афоризмов Лермонтова и Чехова, которые я пока не имею права выкладывть в Интернете, но с ними можно легко познакомиться -- реклама широко предствлена во всех поисковых системах.Я знаком со многими Вашими произведениями, и, если есть желание, можете написать мне по элетронному адресу:
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. -
есть о чем поговорить.
С искренним уважением Анатолий Бесперстых.

Я не против общения, тем более – с человеком знающим и целеустремленным. Да вот незадача: которую неделю всё никак не закончу публикацию об авторских псевдонимах и названиях произведений (сервер «Проза.ру»).

Получается как в той поговорке: «Чем дальше в лес, тем больше дров». Удивительно, но факт: встречаются настолько странные и даже идиотские псевдонимы, что приходится их сортировать по степени несуразности, глупости и «клинической патологии». Появились даже подразделы «Приемный покой», «Палата № 6», «Кунсткамера»…

Нечто похожее происходило и с публикацией «Анатомия любви, или Откровения сайтов знакомств». Там со временем тоже образовалась куча всяческих приложений и даже подборка «Современные русские поговорки и прибаутки» - http://www.proza.ru/2012/12/24/339. Так что, мы друзья по несчастью…

Кстати говоря, до сих пор не могу докопаться до происхождения афоризма, приписываемого Наполеону: «Нет вина - нет солдат».

Похожая «песня» и с «Сагой о русской водке и ее роли в истории России». Непьющих правителей Руси/России отыскать не удалось и потому пилотная версия «Саги…» хотя и опубликована, однако не завершена.

Вот такие пирожки с котятами…

С уважением,
Виктор Аннинский

В моей картотеке, насчитывающей более 200 000 литературных цитат — пословиц, афоризмов, фразеологизмов, эпитетов и др. (а это более чем из 9 000 книг)— высказывания, приписываемого Наполеону, нет. Обратитесь к специалистам по французской филологии, возможно, подскажут. В интернете же просто идут повторения: см. например,В.С.Разуваев, кандидат технических наук, www.drinks.com.ua.
А. Б.

Поделиться