"Свиридов и Пушкин"

Мундыбаш, 2015 год

Цель: познакомить учащихся с творчеством Г. В. Свиридова

Задачи: формирование личности способной к творческой деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к своему народу, Родине, уважения к ее традициям, многонациональной культуре

Оборудование и технические средства.

Мультимедийное оборудование: медиа-проектор, ноутбук, экран; звуковое оборудование микрофоны; фонограммы произведений Г. В.Свиридова

Ведущие: Каптюк С. Ю.; А. Гребенщикова, А. Чикурова. ученицы класса художественного чтения

Место проведения: школа №15

ОРНИ «Общий танец» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского

ВЕД 1: Началом нашей встрече мы сделали яркий, праздничный номер – «Общий танец» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Именно таким должно быть настроение начала концерта!

ВЕД 2: Наступивший год несёт нам большое количество славных юбилейных дат! 2015 год объявлен в нашей стране Годом литературы, Годом Чайковского, Годом Свиридова, в мае мы будем отмечать 70-летие Великой Победы над фашистской Германией. Есть и наш, мундыбашский, юбилей – школе №15 исполняется 85 лет.

ВЕД 1: А мы начинаем нашу концерт-беседу! Следующим номером программы прозвучит ещё один прелестный танец из балета «Лебединое озеро» - «Танец маленьких лебедей».

ОРНИ «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского

ВЕД 2: Вы услышите сейчас фрагмент знаменитого музыкального произведения «Время, вперёд!» Г. В. Свиридова, юбилей которого – 100-столетие со дня рождения – в нашей стране отмечается в 2015 году, что и стало поводом для нашей встречи.

Фонограмма «Время, вперёд!»

ВЕД 1: Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городе Фатеж, ныне Курской области России. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем.

ВЕД 2: В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте — балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. В 1932 году Свиридов переехал в Ленинград. где занимался по классу фортепиано в Центральном музыкальном техникуме. а затем в Ленинградской консерватории. В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.

ВЕД 1: Во время Великой Отечественной войны жил в Новосибирске. Как и другие композиторы, он писал военные песни, музыку для спектаклей театров, эвакуированных в Сибирь.

ВЕД 2: Свиридов – автор симфоний, концертов, ораторий, кантат, песен и романсов.

ВЕД 1: Сегодня мы поговорим только об одном произведении композитора…

ВЕД 3: Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным (1799—1837) в 1830 году, в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень» и давшую невиданную россыпь гениальных произведений, вылившихся из-под пера поэта как бы в одночасье.

Образец великолепной, лаконичной и ясной прозы, «Метель», написанная в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, анекдот о провинциальной семнадцатилетней девице, Марье Гавриловне Р. которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек.

Кинорежиссёр Владимир Басов предложил Свиридову написать музыку для экранизации пушкинской повести. Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России.

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».

ВЕД 1: Что такое иллюстрация? Это описание. Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами. Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно “увидеть” (услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем.

ВЕД 2: Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.

Фонограмма «Пастораль», на её фоне – начало повести

ВЕД 3: «В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу. Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей.

Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и следственно была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне. Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстию, и что родители его любезной, заметя их взаимную склонность, запретили дочери о нем и думать, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя».

«Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно…

Марья Гавриловна долго колебалась; множество планов побега было отвергнуто. Наконец она согласилась: в назначенный день она должна была … ехать за пять верст от Ненарадова в село Жадрино, прямо в церковь, где уж Владимир должен был их ожидать».

Все безрассудство главных героев, приведшее к таким необычным последствиям, передано в музыке «Тройки», которая звучит взволнованно, порывисто.

Кони мчатся по буграм
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий…
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
(Жуковский)

Фонограмма «Тройка» из «Метели»

ВЕД 1: Давайте вновь обратимся к Пушкину – “… жизнь Марьи Гавриловны шла своим чередом. Владимир уже не существовал: он умер в Москве, накануне вступления французов. Память его казалась священной для Маши; по крайней мере, она берегла все, что могло его напомнить: книги, им когда-то прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для нее. Соседи, узнав обо всем, дивились ее постоянству”.

ОРНИ «Весна и осень»

ВЕД 2: Есть хорошая русская поговорка – Время лечит. Поэтому шестой номер этого цикла называется “Весна и осень”. Вы его сейчас услышали. Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний.

ВЕД 1: Эти же чувства звучат и в пьесе «Отзвуки вальса». Они пронизаны светлой грустью, легкой тихой печалью, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству – зрелому и глубокому.

ОРНИ «Отзвуки вальса»

ВЕД 2: Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является “Романс”.

ВЕД 3: Первое проведение темы – начало объяснения. “Я вас люблю, – сказал Бурмин, – я вас люблю страстно…” (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже).

ВЕД 1: Второе проведение темы. “Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…”

ВЕД 2: Третье проведение темы. “Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…” – “она всегда существовала, – прервала с живостью Марья Гавриловна, – я никогда не могла быть вашею женою…” “Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание … я женат!”

ВЕД 3: Четвертое проведение темы. “Я женат, – продолжал Бурмин, – я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь”.

ВЕД 1: Пятое проведение темы. “Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.

-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это были вы! И вы не узнаете меня?

Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…”

ВЕД 2: Липа вековая

Над рекой шумит,

Луг покрыт туманом,

Поделиться