А. С. Пушкин о Москве и москвичах

Одной из особенностей романа "Евгений Онегин" является присутствие автора в произведении. Показав русскую жизнь 10–20 годов Х1Х века, Пушкин высказал и собственное мнение по многим вопросам современности. Перечитывая роман, всякий раз поражаешься, какое множество проблем отразилось в изумительных стихах!

Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой.

Можно преклоняться перед даром предвидения Александра Сергеевича (правда, на претворение в жизнь этой мечты он отводил пятьсот лет), но ещё более удивляет, что изображённые им люди своими нравами так похожи на многих наших современников! Что роднит их, почему столетиями не меняются, или слабо совершенствуются нравственные качества личности? Наблюдая нынешнюю жизнь, сталкиваясь с интригами, клеветой, непорядочностью, видя бесконечную погоню за властью и богатством, понимаешь, что Пушкин нисколько не преувеличивал, изображая сатирически московское общество. Видимо, потому, что Москва – центр, столица, здесь сосредоточиваются основные силы претендентов на лучшее «место под солнцем». А те, кто считает, что им по праву рождения принадлежит первенство, на генетическом уровне «накопили яду» и приобрели богатый опыт уничтожения соперников, конкурентов в борьбе за жизненные блага.

Пушкин любил Москву, это родной для него город, где многое дорого. Но о представителях московского высшего света он пишет нелестно, ведь целью было реалистичное изображение общества.

Автор показывает переживания своей героини, которую везут в Москву, на «ярмарку невест». Татьяна испытывает страх, заранее предвидя кривотолки и насмешливые взгляды «московских франтов и Цирцей». Родственники встречают её радушно (Пушкин отдаёт дань московскому хлебосольству и гостеприимству), но «младые грации Москвы» удручают Татьяну «бессвязным, пошлым вздором», сплетнями, клеветой:

В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум,
Не улыбнётся томный ум,
Не дрогнет сердце, хоть для шутки.

Пушкин не щадит и мужскую половину дворянской Москвы, рисуя чопорных «архивных юношей», готовых неблагосклонно отзываться о провинциальной девушке. И только Вяземский «успел занять душу» Татьяны разговором, чем вызвал интерес к ней некоторых высокомерных москвичей. Автор сочувствует любимой героине, которую свет не замечает, даже лорнеты не наводят на неё ни дамы, ни модные знатоки и завсегдатаи театров. Но и Татьяне, как и Пушкину, не нравятся «франты записные» с их надменностью и лорнетами; у неё вызывают досаду также «гусары отпускные», которые спешат «блеснуть, пленить и улететь».
Пушкин полностью разделяет чувства Татьяны, сожалеющей о невозможности уединиться, почитать, помечтать на лоне природы. Она начинает ненавидеть «волненье света», шум, блеск, сплетни:

Ей душно здесь. она мечтой
Стремится к жизни полевой.

Автор с пониманием относится к заботам московских тётушек о женихе для Татьяны, но старшее поколение вызывает у поэта не меньше сарказма, чем молодёжь Москвы. Он отмечает, что москвичи не меняются, «всё в них на старый образец»:

Всё белится Лукерья Львовна,
Всё то же лжёт Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семён Петрович так же скуп.

Пушкин с сожалением повествует о нравах московских дворян, которые закоснели в своём барстве, в праздности и пустоте жизни, а потому не хотят замечать изъяны в поведении отдельных личностей, способных на подлость или фальшь, на ложь и измены. Они готовы лицемерить, надев маски приличия, натянуто улыбаться, а потом злословить по разным поводам. И обманутые мужья делают вид, что всё у них нормально:

Всё так же смирен, так же глух
И так же ест и пьёт за двух.

Во всем человек найдёт при желании выгоду: свобода используется для посещения клубов и игры в карты.

Читая конец седьмой главы, можно предположить, что Пушкин слишком критичен по отношению к москвичам, но на самом деле его ирония распространялась только на определённую часть дворянства. А были и другие москвичи, и была Москва, которую поэт искренне, восторженно любил:

Москва. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!

Пушкин скучает по Москве, и сердце его волнуется при встрече со столицей: «Москва, я думал о тебе!» Поэт с радостью и восторгом любуется открывающимся при въезде видом:

Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы, как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!

И не один Пушкин так жадно вглядывается в любимую и дорогую сердцу панораму. Всякому россиянину знакома гордость за свою столицу, за величие и красоту её дворцов, церквей, музеев, площадей и парков. Поэт напоминает также о Петровском замке, «свидетеле нашей славы». И о том, что Москва не стала «коленопреклонённой», «не пошла Москва моя» «с повинной головою» к Наполеону на поклон. Эта любовь Пушкина к Москве, его гордость и уважение относятся не только к городу, но и к его жителям. В романе «Евгений Онегин» Пушкин отметил огромную роль Москвы и москвичей в истории государства Российского.

© Copyright: Зоя Орлова. 2014
Свидетельство о публикации №214122200744

Поделиться