Стихи пушкина о лицее

Императорский Александровский лицей был открыт 19 октября 1811 года как школа подготовки юношества, “особенно предназначенного к важным частям службы государственной”. Из стен этого учебного заведения вышли будущий канцлер Российской империи Александр Горчаков, Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Яков Грот, Михаил Салтыков-Щедрин, многие другие выдающиеся литераторы, военные, дипломаты, государственные деятели. Но самым знаменитым лицеистом стал А.С. Пушкин. Данная статья повествует о том, как годы учебы и дружба с лицеистами повлияли на развитие вольнолюбивой лирики поэта.

Александр Сергеевич Пушкин

ЧЕМ ЧАЩЕ ПРАЗДНУЕТ ЛИЦЕЙ

Чем чаще празднует лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину,

Тем реже он; тем праздник наш

В своем веселии мрачнее;

Тем глуше звон заздравных чаш,

И наши песни тем грустнее.

Так дуновенья бурь земных

И нас нечаянно касались,

И мы средь пиршеств молодых

Душою часто омрачались;

Мы возмужали; рок судил

И нам житейски испытанья,

И смерти дух средь нас ходил

В пиру лицейском очутиться,

Всех остальных еще обнять

И новых жертв уж не страшиться.

Проходят десятилетия, растет и крепнет русская литература, а сила гениального пушкинского слова не слабеет. А. С. Пушкин провел в Царскосельском лицее шесть лет. Любовью лицеистов пользовались свободолюбивые педагоги: Куницын, Будри. Лицеисты живо воспринимали идеи времени, критику крепостничества, защиту прав личности и свободы. Свое учебное заведение они называли лицейской республикой, а себя — республиканцами, и все страстно увлекались литературой. Уже в то время Пушкин выделялся среди них.В эти годы он знакомится с произведениями Радищева, и в тот же период он сближается с вольнодумцем П. Я. Чаадаевым.

В Петербурге этих лет общественно-политическая жизнь била ключом. И Пушкин активно включается в жизнь столицы. Он участвует в заседаниях “Арзамаса”, а после его закрытия посещает литературно-политический кружок “Зеленая лампа”, который был негласным отделом декабристского тайного союза. Ширится круг литературных и политических знакомств поэта. Среди новых друзей будущие декабристы — М. Лунин, К. Рылеев. Об этом Пушкин вспоминает в 10—11-й главах “Евгения Онегина”. Пушкин был передовым поэтом того времени, он боролся за передовую, прогрессивную культуру и литературу, выступал против всего консервативного и реакционного.

Под влиянием дворянских вольнодумцев поэт создает несколько вольнолюбивых стихотворений: ода “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня”, “Сказки”.

Пушкинская ода “Вольность” явно перекликается с революционной одой Радищева, запрещенной правительством. В оде поэт говорит о той ужасной обстановке, которая царила в стране:

Увы, куда ни брошу взор —

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Оба они мечтали об освобождении России от гнета самодержавия и крепостного права, но Чаадаев в отличие от юного поэта не верил в скорое осуществление их надежд. Поэт старался убедить друга, что мечта скоро сбудется, и оба они примут участие в разрушении “самовластья”. Девятнадцатилетний поэт призывает посвятить отчизне “души прекрасные порывы”. Этот долг не противопоставляется личным чувствам, а является для поэта таким же близким, как мечты о свидании с любимой. Неиссякаемая вера в будущее России звучит и в заключительной строфе:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Любовь к Родине у Пушкина неразрывна с борьбой за ее свободу. Чувства, высказанные в стихотворении, находят точное и яркое отражение в словесных образах. Выразительны метафоры: “Звезда пленительного счастья”, “Пока свободою горим”, “Обломки самовластья”, эмоциональны эпитеты “Нетерпеливою душой”, “Роковая власть”. В стихотворении много риторических предложений, они создают определенную эмоциональную окраску.

Стихотворение насыщено политической лексикой: “Отчизна”, “Власть”, “Самовластье”. Жанр стихотворения — дружеское послание, рассчитанное на широкий круг читателей. Декабристы широко использовали послание как политическую прокламацию.

Летом 1819 года Пушкин был в Михайловском и впервые наблюдал ничем не прикрытое рабство. То, что раньше представлялось из рассказов и книг, предстало перед удивленным взором поэта. И в 1819 году он пишет стихотворение “Деревня”.

ДЕРЕВНЯ

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой: я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой: люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

Везде следы довольства и труда.

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

И не завидывать судьбе

Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

В уединенье величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

В стихотворении поставлен один из главных политических вопросов века. Поэт избирает прием контраста. Богатой, щедрой своими красотами и дарами сельской природе, “приюту спокойствия, трудов и вдохновенья”, противопоставляется “барство дикое и рабство тощее” как результат несправедливого общественного строя России. Голос поэта клеймит крепостное право, которое “без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”. По стихотворению можно представить себе образ поэта: “друг человечества”, размышляющий над важными вопросами своего времени, просвещенный, любящий родную природу и народ, враг рабства.

Стихотворение распространялось в списках. Когда слух о политических рукописных произведениях Пушкина дошел до Александра I, тот потребовал показать ему эти стихи. Чаадаев с Пушкиным решили представить "Деревню". Царь лицемерно благодарил поэта за "добрые чувства", выраженные в "Деревне". Пушкин печатал лишь первую половину стихотворения под заглавием "Уединение", вторую же (начиная со стиха "Но мысль ужасная здесь душу омрачает"), которая по условиям цензуры не могла увидеть света, он заменял четырьмя строками многоточия, намекая читателю, что в рукописи имеется продолжение.

В рукописях стихотворения предпоследняя строчка была другой: “И рабство падшее и падшего царя”. “Деревня” также использовалась декабристами в агитационных целях. Пущин, друг поэта, писал: “Не было живого человека, который не знал бы его стихов ”. Политические стихи Пушкина того времени дополняются эпиграммами на Аракчеева, князя Голицына, Александра I, архимандрита Фотия.

В стихотворении “Сказки” высмеиваются поведение царя и обещания Александра I, который создал революционный “Священный союз” с Австрией и Пруссией для подавления революционного движения в Европе: “И прусский и австрийский я сшил себе мундир”, а в то же время обещал провести целый ряд либеральных реформ, которые и не думал осуществлять:

И людям все права людей.

Отдам из доброй воли.

В стихотворении Пушкина младенец Христос, “Спаситель”, наслушавшись этих обещаний, плачет от умиления:

© Copyright: Светлана Гончаренко, 2012-2016

Копирование содержания блога или отдельных его частей запрещено.

Если Вы ищете что-то вроде «скачать фильмы бесплатно», «большие деньги» или «заказать пиццу», скажу откровенно: здесь этого нет. Кроме того, форум, клуб знакомств, форекс, эротика тоже не по этому адресу. Полезное чтение, много хорошей литературы, поэзия, биографии писателей, цитаты великих и афоризмы – этого предостаточно и постоянно пополняется.

Стихи пушкина о лицее

Поделиться