Само название работы как будто предполагает сравнение произведений трех поэтов, посвященных А. С. Пушкину. Но сделать подобное сравнение очень трудно — слишком разный смысл вкладывали авторы в свои стихи. Поэтому, видимо, более правильно будет разобрать сначала каждое стихотворение в отдельности, а потом уже попробовать найти в них какие-то общие черты, близкие или противоположные идеи. Стихотворение Блока «Пушкинскому дому» написано для альбома Пушкинского дома при Академии наук накануне 84-й годовщины смерти Пушкина, а Маяковский и Есенин написали стихотворения «Юбилейное» и «Пушкину» к 125-й годовщине со дня рождения поэта. Пожалуй, это единственное, что их действительно объединяет.

Несмотря на то, что стихи Есенина и Маяковского были написаны практически в одно время, они по глубине идейного содержания совершенно различные. Можно даже считать, что стихотворению Маяковского ближе по идее стихотворение Блока. Условно основную идею каждого из трех стихотворений можно выразить в следующих выражениях: у Есенина это — «я и Пушкин», у Блока — «Пушкин и мы», а у Маяковского — «Пушкин, русская поэзия и я». Мне хотелось бы начать со стихотворения Есенина «Пушкину».

Если подсчитать только формы первого и второго лица, употребленные Есениным в стихотворении, то можно заметить, что формы первого лица используются Есениным в три раза чаще, чем формы второго. Например: «стою я», «говорю с собой», «я сегодня хулиган», «я говорю», «я долго буду петь», «мое пение» и т. д. Похоже, что Есенина в день юбилея Пушкина волнует его собственная судьба, и он задумывается над тем, будет ли его имя так же славно и любимо, как имя Пушкина, останется ли его поэзия жить в веках, как поэзия Пушкина. Есенина беспокоит его дурная слава, которая мешает видеть в нем прежде всего поэта.

Он растворяется в этой «славе», как в тумане: «В легендах ставший, как туман». Есенин старается найти общие черты в своем поведении и поведении Пушкина. «Ты был повеса, как я сегодня хулиган». Он надеется, что как Пушкину слава повесы не помешала быть великим поэтом, так и его, Есенина, дурная слава не может затмить его поэтического дара.

Слог Есенина кажется слишком напыщенным. Излишним пафосом отличаются такие выражения, как «О, Александр!», «в бронзе выкованная слава», «бронзой прозвенеть» и т. д. Мне кажется, что это стихотворение не самое удачное, в нем отсутствует глубина сравнения своей роли в поэзии с ролью Пушкина. Стихотворение Блока — прямая противоположность стихотворению Есенина.

Блок видит себя как частицу чего-то целого, более значительного, чем его личность. Он практически совсем уходит от того, чтобы показать здесь свое «я». Это свое «я» он скрывает в безличном «мы». Он говорит о Пушкине, о том, как его призывы к свободе вдохновляли последующие поколения поэтов, звали на борьбу за свободу весь народ. Для Блока Пушкин — прежде всего певец свободы. Поэзия Пушкина как бы служит путеводной звездой, помогая увидеть грядущие века: Пропуская дней гнетущих Кратковременный обман, Прозревали дней грядущих Сине-розовый туман. Язык Блока точен и изящен.

Читая первые строки стихотворения, мы видим, как перед нами действительно вырастает образ петербургской набережной с ее древними сфинксами и памятником Петру I. Мы слышим шум ледохода и пароходные гудки. Все эти образы созданы всего в нескольких выражениях. Стихотворение показывает очень бережное отношение поэта к Пушкину. От него как бы веет теплом.

Если для Есенина имя Пушкина — это «звон бронзы», то для Блока — это «родной для сердца звук». Такое отношение к великому поэту еще более трогательно, если знать, что стихотворение, посвященное Пушкину, одно из последних произведений Блока. Но даже уходя из жизни, Блок не стремится сравнить себя с Пушкиным, найти какое-то сходство, оценить свою роль в поэзии. Он лишь выражает глубокую благодарность поэту. Вот зачем в часы заката, Уходя в ночную тьму, С белой площади Сената Тихо кланяюсь ему. Для Маяковского обращение к Пушкину было серьезной вехой в творчестве .

Хорошо известно отрицательное отношение Маяковского к «классике». И вот он обращается к Пушкину. Он не пытается в своем стихотворении петь гимн великому поэту. Он как бы делится с ним своими трудностями и бедами, как делятся с близкими друзьями. В этом обращении Маяковский поднимает массу проблем.

Он говорит о том, что поэзия воспринимается «в штыки», что поэты вынуждены заниматься «служебной нудой», он рассказывает Пушкину, как обедняется русский язык, как засоряется страшными сокращениями («коопсах»), наводняется иностранными словами. Он бросает взор на всю поэзию со времен Пушкина и обнаруживает, что между Пушкиным и ним некого поставить. И здесь он дает очень точные характеристики многим поэтам, сетуя на то, что бедна «чересчур страна Алл С о ч. Р У моя поэтами…». Он дает яркие образные характеристики Некрасову, Есенину, Безыменскому и др. Но больше всего его волнует именно то, что время его никак не способствует расцвету поэзии.

Он пишет: «Хорошо у нас в Стране советов. Можно жить, работать можно дружно. Только вот поэтов, к сожаленью, нету — впрочем, может, это и не нужно». Маяковский признается, что он не Пушкина не любит, а именно «классику», т. е. то застывшее, хрестоматийное, что подается обычно как классика: «Я люблю вас, но живого, а не мумию.

Навели хрестоматийный глянец. Вы, по-моему, по жизни — думаю — тоже бушевали. Африканец!» Интересно обращение Маяковского и Блока к пушкинской поэзии.

У Блока мы встречаем выражение «тайная свобода», заимствованное из стихотворения «К Н. Я. Плюсковой». Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой, И неподкупный голос мой Был эхо русского народа. Маяковский перефразирует четверостишие из «Евгения Онегина». Я знаю: жребий мой измерен; Но, чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я… И пишет: «Дескать, муж у вас дурак и старый мерин. Я люблю вас, будьте обязательно моя…» и т. д. Нетрудно заметить, что причина обращения к поэзии Пушкина у Блока и Маяковского различна.

Блок берет у Пушкина два слова, но эти два слова наполнены для него глубоким философским содержанием. Маяковский — пародирует. «Тайная свобода» — это свободомыслие поэта. Поэт не свободен говорить, но он свободен думать и чувствовать.

В этих словах мы опять видим гражданскую позицию: для Блока поэзия — это средство выражения идеи. Совсем другое использование пушкинских строк находим мы у Маяковского. В одной из недавно опубликованных работ, посвященных Маяковскому («Моя революция» А. Михайлова), писалось, что Маяковский признавался Луначарскому: мол, именно эти строки из «Евгения Онегина» произвели на него огромное впечатление. Маяковского поразила форма, мелодия стиха, в этом основной смысл его отношения к Пушкину.

Можно предположить, что для Маяковского Пушкин — это прежде всего форма, язык, слог, именно этим он ценен как поэт. И в этом основное отличие его отношения к Пушкину по сравнению с Блоком. Итак, сравнив обращения к Пушкину у Есенина, Блока и Маяковского, мы приходим к выводу, что для каждого из них Пушкин и его поэзия представляли разную сущность. Для Есенина Пушкин — это эталон для сравнения своей поэзии, для Блока — это философия, а для Маяковского — это форма.

Лучшие Темы сочинений :

Поделиться