Жанровое своеобразие лирики А.С. Пушкина

Стихотворение прославляющего содержания, которое выражается в патетическом и торжественном строе стиха. В поэзии классицизма ода являлась ведущим жанром высокого стиля.

Стихотворное произведение в форме обращения к реальному или вымышленному лицу или группе лиц, для которого характерны следующие черты: 1) отсутствие резких границ между поэзией и прозой жизни; 2) сочетание разностильного и разномасштабного; 3) вольная смена картин и тем, т.к. послание ориентировано на свободу дружеской беседы или письма (отсюда столкновение литературного и бытового материала, разностильность, композиционная неупорядоченность).

«К Чаадаеву», «И.И Пущину» и др.

Лирическое стихотворение, в котором выражаются преимущественно философские размышления, грустные раздумья, тоска по прошлому. Основное чувство - чувство меланхолии, что определяет круг тем: неразделенная любовь, разлука с возлюбленной, скорбь об утраченной радости, чувство приближения безвременной смерти, наслаждение в страданиях и печали.

«Деревня», «К морю», «Погасло дневное светило» и др.

Сатирическое стихотворение небольшого объема, содержащее критическую оценку каких-либо общественно-политических событий или направленное в адрес частного лица.

«На Аракчеева», «На кн. А.Н. Голицына» и др.

Небольшое стихотворение чаще любовного содержания, содержащее комплимент адресату, реже – философского содержания. Концовка мадригала, как правило, неожиданна, парадоксальна.

«Ек. Н. Ушаковой», «Княгине З.А. Волконской» и др.

Жанр лирики, ставший основным начиная со второй трети Х1Х в. и сохраняющий свои позиции до настоящего времени. Границы жанра лирического стихотворения размыты, что позволяет относить к нему лирические произведения самого разного содержания и формы. С точки зрения содержания традиционно выделяют гражданскую (политическую), любовную, пейзажную, философскую, медитативную и др. Подобное разделение условно, один и тот же лирический текст, как правило, представляет собой переплетение нескольких содержательных пластов.

«Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Зимняя дорога». «Бесы» и др.

Твердая стихотворная форма, стихотворение, состоящее из 14 строк. Классическая форма сонета предполагает наличие 2 катренов (четверостиший) и 2 терцетов (трехстиший). Существуют многочисленные варианты сонета, обусловленные отклонениями от классической формы.

«Поэту», «Мадонна» и др.

Стихотворение, которому придана форма внешней незавершенности, но при этом обладающее внутренней эстетической цельностью.

Надгробная надпись, преимущественно стихотворная, как правило, небольшого объема; может быть как реальной, так и фиктивной, т.е. представляющей собой стихотворение, предназначенное для публикации. В последнем случае эпитафия может носить шутливый, даже пародийный характер.

«Моя эпитафия», «Эпитафия младенцу» и др.

Лиро-эпический жанр:небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай фантастического, исторического или героического содержания.

«Песни западных славян» и др.

Небольшое элегическое стихотворение медитативного (реже – любовного) содержания, состоящего из четверостиший, каждое из которых представляет законченную мысль, объединенных общей темой.

Поделиться