Стихи пушкина с частицами

муниципального образовательного учреждения

Нижневедугская средняя общеобразовательная школа

Семилукского района Воронежской области

Добро пожаловать на наш сайт!

Стихи пушкина с частицами

1) научить детей улавливать, понимать смысл слова, словосочетания или предложения с не и ни, сознательно анализировать, сопоставлять возможные варианты, доказывать свой выбор;

2) научить правильно и выразительно читать примеры с не и ни, делать акцент на произношение, т. е. воспитывать слуховое чутьё;

3) развивать зрительную память, наблюдательность, сообразительность, внимательность, пробуждать интерес к творчеству А.С. Пушкина, И. А. Крылова,

Н. В. Гоголя и других писателей.

Оборудование: учебник, кроссворд, отрывки из художественных произведений.

Записать число, классная работа.
  • Вступительное слово учителя.

    - Обратите внимание на эпиграф к уроку, который записан на доске.

    Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам.

    - Каков смысл данного высказывания? Что значат эти слова?

    - Как, по-вашему, он может быть связан с темой нашего сегодняшнего урока?

    - Какие частицы есть в высказывании Гёте?

    - К какому разряду они относятся?

    - Какой оттенок они вносят в предложение, какой смысл придают всему предложению?

    Изучение нового материала.

  • - Запишем тему урока «Отрицательные частицы не и ни».

    - Кто не проклинал эти частицы! Кто не бранился, часто ошибаясь в словах и предложениях с не и ни! Кто в минуту гнева не говорил: «Какая разница, что писать?»

    Мы постараемся понять, как нужны они в речи, как меняется смысл от неверного их написания.

    Главным грамматическим признаком частиц является их несамостоятельность, ослабленность их лексического значения. Они служат для выражения дополнительных смысловых оттенков отдельного слова или предложения. Но какие это оттенки! Одно дело: Хороши были розы – и совсем другое: «Как хороши, как свежи были розы!»

    «Быть или не быть? Вот в чём вопрос!»

    «Я не хочу печалить Вас ничем»

    «Не жалею, не зову, не плачу…»

    «Ни в сказке сказать, ни пером описать…»

    Частотность употребления не и ни поразительна. Пожалуй, нет ни одного писателя, который не начал хотя бы одного своего произведения без не или ни. Не и ни – вечны! Многие замечательные слова «приходят и уходят», а не и ни остаются.

    У А. А. Фета, к примеру, 50 стихотворений начинается с не или ни.

    Частицы не и ни в безударном положении совпадают в произношении. Это приводит к ошибкам в употреблении этих частиц. Различать не и ни надо по их значению. Сейчас мы будем учиться определять их значение.

    Перед вашими глазами записанные на доске предложения.

    1. Вы не были в Третьяковской галерее.

    2. Не Вы были в Третьяковской галерее.

    3. Вы были не в Третьяковской галерее.

    - Какой смысл вносит частица не?

    -Перед каким членом предложения стоит частица не?

    Вывод: в 1 случае всё предложение отрицательное, т. к. не стоит перед сказуемым; во 2 и 3 предложениях отрицается только один факт (кто-то другой был, где-то вы были), а в целом смысл у предложений утвердительный.

    - Прочитаем правило на странице 175 вашего учебника.

    - Выполним упражнение 385. Задание: выпишите предложения, в которых частица не придаёт отрицательное значение всему предложению. Где должна стоять частица не?

    Не могу не сказать о своих друзьях.

    - Что можете сказать о данном предложении.

    Вывод: здесь два отрицания, каждая частица не употреблена в отрицательном значении, но смысл у предложения утвердительный.

    Читаем правило на странице 176.

    Выполняем упражнение 386 по рядам. 1 ряд – 1 предложение, 2 ряд – 2 предложение, 3 ряд – 3 предложение. У каждого из вас должно получиться по три перестроенных предложения.

    Посмотрите на следующие предложения, которые напечатаны на ваших листках. Прочитаем выразительно.

    1) Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова? (И. С. Тургенев)

    2) Какого горя не угасит время! (И. С. Тургенев)

    3) Куда он только не обращался!

    4) И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное (Н. В. Гоголь)

    - В чём особенность этих предложений?

    - Какие они по цели высказывания?

    - Нужны ли ответы на эти вопросы?

    Такие вопросы называют риторическими. Особенность риторических вопросов в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.

    - Обратите внимание, что

    в конце таких предложений ставится вопросительный или восклицательный знаки,

    отрицательный смысл этих предложений не замечается,

    это отрицательная конструкция всегда пишется с не.

    - Давайте сами попробуем сочинить риторические вопросы.

    (Чего он только не делал! Куда он только не обращался! Где он только не был!)

    1.На небе ни облачка.

    2. На улице ни души.

    -Есть ли подлежащее в предложение?

    - А может быть сказуемое?

    Это неполные предложения. Сказуемые нет, не видно опущены, а частица ни усиливает отрицательный смысл этих опущенных, но подразумевающихся сказуемых.

    1. На небе не было ни облачка.

    2. Нельзя медлить ни минуты.

    - Какое значение у предложений?

    Частица ни усиливает отрицание, которое выражено словами не, нельзя, нет.

    1.Куда он только ни писал запросы, отовсюду отвечали, что сведений об отце нет.

    2.Что ни делали для спасения китов. Ничто не помогло

    - Что получится, если написать частицу не?

    - Если опустить частицу ни, изменится ли смысл?

    Читаем правило на странице 177.

    1. Читаем примеры, которые написаны у вас на листочках, выясняем значение частиц. Определите, из какого произведения взяты предложения, кто автор.

    1. И уже было не пятнышко.

    2. Только… по небольшим рожкам… можно было догадаться, что он не немец, и не губернский стряпчий, а просто чёрт.

    3. И несмотря на все неудачи, хитрый чёрт не оставил своих проказ.

    4. Я совсем не хороша.

    5. Государыня… не могла не улыбнуться, слыша такой комплимент из уст простодушного кузнеца.

    6. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат.

    7. Где ни показывалось пятнышко, там звезда, одна за другою, пропадали на небе.

    8. Пацюк – ни слова и доедал остальные галушки.

    2. Цифровой диктант. 1 – НЕ, 2 – НИ.

    1. Цветы не поливали, и они засохли.

    2. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

    3. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел потом об этом.

    4. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

    5. Сколько я ещё не прочитал произведений русских классиков!

    6. Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит.

    7. Нашу собаку не покорми вовремя, так она такой вой поднимет!

    8. В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц.

    9. В поле нет ни души.

    10. Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая письмо.

    - Посмотрите ещё раз на листок.

    - Что за выражения там написаны? Как они называются?

    - Прочитаем. Обратите внимание, что запятая между частями сочетаний не ставится.

    Во что бы то ни стало, откуда ни возьмись, как бы то ни было, как ни в чём не бывало, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни свет ни заря, ни два ни полтора, ни то ни сё, ни много ни мало, ни больше ни меньше, ни жив ни мёртв, ни пуха ни пера, ни слуху ни духу, ни ответа ни привета, ни бе ни ме, ни богу свечка ни чёрту кочерга.

    - Давайте посмотрим на ещё одну особенность. Запишем под диктовку предложения:

    1) Ни метель, ни мороз не остановили путников.

    2) За снежным туманом не видно ни поля, ни телеграфных столбов, ни леса.

    3) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.

    - Какое значение у частицы ни? (усиливает отрицание)

    - А ещё какое значение приобретает частица? (соединительного союза = и)

    Домашнее задание (на выбор)

    Выписать из повести А. С. Пушкина «Дубровский» 6 – 10 предложений с частицами НЕ, НИ.
  • Написать сочинение-миниатюру (не больше странички), обязательно используя частицы НЕ, НИ, на тему «И снится чудный сон…»

  • - Когда пишется частица не? Какое значение она придаёт предложению?

    - Что такое риторический вопрос и какая частица в нём пишется?

    - Когда пишется частица ни?

    Обратимся к нашему эпиграфу. Теперь мы понимаем значение частиц не и ни, а значит, эти знания теперь принадлежат нам.

    Вдруг откуда ни возьмись белый голубок. (И. Тургенев)

    Не ломайте черёмуху. И не ломайте

    Берегите рябину, калину.

    Ни в апреле, ни в праздничном мае

    Не топчите свою луговину.

    Мураву не топчите, не рвите,

    Не губите своих незабудок! (Ф. Сухов)

    Никакое сердце – ни железное, ни ледяное, ни золотое – не может быть дано человеку вместо простого, настоящего, человеческого сердца. (Ю. Олеша)
  • Продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шара: ни красного, ни синего, ни жёлтого. (Ю. Олеша)

  • Н… имя красит человека, а человек имя.
  • Н… одна звезда не озаряла трудный путь.
  • Без труда н… вытащишь и рыбку из пруда.
  • Что написано пером, н… вырубишь топором.

  • Впишите в клеточки по горизонтали слова, соответствующие толкованиям.

    1.Ни при каких условиях, никогда. 2. Бесполезно, не нужно, излишне. 3. Ничуть, нисколько (не отходить от кого-либо). 4. Не причастен к чему-либо. 5. Приказ не двигаться. 6. Синоним выражений с носом, на бобах. 7. Запрещение двигаться с места. 8. Слишком, чересчур. 9. Не в состоянии, нет сил. 10. Не считается, не принимается во внимание. 11. Не подходит (об одежде), не подобает по положению (о поведении). 12. Можно подождать, есть время. 13. Очень сильно, всерьёз. 14. Очень тяжело, не хватает.

    Поделиться