Урок по чтению. А.С. Пушкин. Зимний вечер

  • Елисеева Елена Юрьевна, учитель начальных классов
Цели урока.
  1. Помочь детям ознакомиться с одним из шедевров
    русской лирики.
  2. Способствовать работе над выразительностью
    чтения, развитию речи учащихся.
  3. Содействовать воспитанию любви к книге, к
    чтению, чуткого отношения к природе.
Оборудование.
  1. Интерактивная доска.
  2. Портрет автора.
  3. Рисунки детей.

1. Организационный момент. Сегодня у нас очень
интересный урок. Мы продолжаем работать с
произведениями великого русского писателя А.С.
Пушкина. Презентация

2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина
«Зимнее утро»

А сегодня мы с Вами познакомимся с ещё одним
стихотворением А.С.Пушкина «Зимний вечер».

3. Чтение учителем.

— Сравните эти два стихотворения Пушкина
«Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они
по настроению? (Нет, по настроению они не
одинаковы. В стихотворении «Зимнее утро»
настроение поэта меняется, а в стихотворении
«Зимний вечер» оно всегда грустное на всём
протяжении.)

Чем вызвано это чувство?

Послушайте, в какой период и где было
написано Пушкиным это стихотворение. В своих
произведениях поэт Пушкин выступал за свободу
правительство и горячо верил в то, что свобода
придёт, и за такие вольнолюбивые стихи царь
приказал выслать поэта в далёкое глухое село
Михайловское. Там Пушкину пришлось прожить 2
года. В Михайловском Пушкин много писал, создал
более 100 произведений. И всё же ему было грустно
одному. Не с кем было поговорить о новой книге, не
с кем поспорить. Он один вдали друзей. Рядом с ним
была только одна бесконечно добрая няня Арина
Родионовна. С ней он вёл вечерами беседы, читал ей
стихи, жадно слушал её песни и сказки.

Один из таких зимних вечеров описан в его
стихотворении «Зимний вечер», которое было
написано в 1825 году.

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

5. Словарная работа.

Буря — ненастье с сильным разрушительным
ветром.

Мгла – непрозрачный воздух (от тумана,
сумерек, тьмы).

Вихрь – порывистое, круглое, движение ветра.

Кровля обветшалая – очень плохая крыша.

Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба.

Веретено – приспособление для прядения.

Буран – снежная буря, буран в степи, метель.

Метель – сильный ветер со снегом, вьюга.

Вьюга — снежная буря.

6. Чтение стихотворения учащихся.

— С кем и с чем сравнивает поэт бурю? (Он
сравнивает её со зверем и с ребёнком)

— Какими словами поэт создаёт картину
одиночества, описывая своё жилище? (Ветхое,
печальное, тёмное)

К кому обращается поэт в стихотворении? (Он
обращается к няне)

— Как он относится к своей няне: с нежностью,
любовью.

Скажите, как надо читать стихотворение Пушкина?
(Спокойно, напевно, окрашенным грустью, чтобы
люди прониклись сочувствием к горькой судьбе
поэта.)

7. Чтение детьми.

8. Итог урока. Итак, мы познакомились с
произведением. Скажите где Пушкин написал это
стихотворение. Кому посвятил он строчки в этом
произведении.

9. Домашнее задание. выразительное чтение,
отрывок наизусть (по желанию).

Post navigation

Previous Post Методическая разработка дополнительной образовательной программы кружок Волшебная нить

Next Post Историческое интервью Внешнеполитические откровения Екатерины Великой

Поделиться