LiveInternet LiveInternet

Первый романс

Романсы на стихи пушкина ноты

Поэзия Александра Сергеевича Пушкина вдохновляет композиторов на написание романсов уже почти три столетия. Известные и неизвестные композиторы, дилетанты и классики — все в той или иной мере чувствуют музыкальность стиха великого поэта. Кто же написал самый первый романс на стихи Пушкина?
Еще в 30-е годы пушкинистами была проделана большая исследовательская работа: они нашли рассеянные по редчайшим альманахам, песенникам и отдельным нотным изданиям первой половины прошлого века пушкинские романсы и опубликовали их в сборнике «Пушкин в романсах и песнях его современников» — всего пятьдесят девять романсов и песен. Неко­торые, известные по воспоминаниям современников, разыскать не удалось.
Кто же те первые композиторы, почувствовавшие удивительную музыкальность пушкинских строк, поспешившие переложить их на музыку? Это Верстовский, Алябьев, Глинка, Геништа, Есаулов. Но большей частью это талантливые дилетанты, не прославившие своих имен. Впоследствии на те же пушкинские строки (и на другие) написали романсы Даргомыжский, Бородин, Чайковский, Рахманинов. Эти русские романсы мы называем классическими, их мелодии, исполненные проникновенной силы, волнуют людей вот уже второе столетие. Они звучат на концертных эстрадах всего мира. И, тем не менее, вполне естествен интерес к сочинениям безвестных авторов, ведь они жили в одно время с Пушкиным, некоторые знали поэта лично. Непритязательно, скромно звучание этих мелодий, в них нет драматической выразительности и глубины, но они подкупают безыскусственностью, легкостью, простотой.
Первым произведением Пушкина, положенным на музыку, стало его стихотворение «К живописцу», адресованное товарищу-лицеисту А. Д. Илличевскому и посвященное старшей сестре другого лицеиста — Екатерине Павловне Бакуниной. Переложил его на музыку третий лицеист — Николай Корсаков.
Пушкин мог встречаться с Бакуниной на лицейских балах, куда съезжались приглашенные родственники ли­цеистов и знакомые. Молоденькая Бакунина привлекала непринужденностью, скромностью, естественностью в обращении. Пушкин влюбился мгновенно. Его соперниками были Пущин и Илличевский. 29 ноября 1815 года Пушкин делает запись в дневнике: «. поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу — ее не видно было! — наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице, сладкая минута!
. Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел ее восемнадцать часов — ах! Какое положенье и какая мука. Но я был счастлив 5 минут».
Е. П. Бакуниной юный Пушкин посвятил цикл поэтических элегий, включающий по меньшей мере шестнадцать стихотворений. Среди них — одно из первых по времени стихотворение «К живописцу». Вот его текст (в том варианте, который и был положен на музыку):

Романсы на стихи пушкина ноты

Екатерина Павловна Бакунина

Дитя Харит и вображенья,
В порыве пламенной души,
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердца напиши;
Красу невинности небесной,
Надежды милые черты,
Улыбку душеньки прелестной
И взоры самой красоты.
Вкруг тонкого Гебеи стана
Венерин пояс обвяжи.
Сокрытой прелестью Альбана
Мою царицу окружи.
Представь мечту любви стыдливой,
И той, которою дышу,
Рукой любовника счастливой
Внизу я имя подпишу.

Это стихотворение — первый опыт молодого Пушкина в жанре любовной лирики. Оно написано в конце 1815 или в самом начале 1816 года.
Что известно о дальнейшей судьбе Бакуниной? Она была фрейлиной императорского двора, училась живописи у Александра Брюллова, в возрасте 39 лет вышла замуж за тверского помещика А. А. Полторацкого. Упоминание о Бакуниной в одном из писем сосланного в Сибирь декабриста И. И. Пущина гово­рит о ее благородном поступке: Пущин просит благодарить ее за переданный ему поклон. Это был февраль 1853 года, конец царствования Николая I, когда не всякий мог решиться высказать сочувствие ссыльным декабристам.
В начале нашего века у потомков Бакуниной-Полторацкой нашлись ноты романса с надписью пятнадцатилетнего композитора-лицеиста Николая Корсакова по-французски: «Романс с аккомпанементом на фортепиано, посвященный мадемуазель Бакуниной». Мелодия его привлекает своей непосредственностью. Простой, легко запоминающийся мотив очаровательно изящен. Аккомпанемент может исполнить и не очень искусный любитель не только на фортепиано, но и на гитаре — так обычно и было в лицее.

Романсы на стихи пушкина ноты

Екатерина Павловна Бакунина

Романс этот — единственное известное нам музыкальное произведение Корсакова. У него были еще два ро­манса на слова Пушкина: «К Маше», посвященный семилетней сестре Дельвига, и «К Делии».
«Наш виртуоз Корсаков, — писал родным его товарищ Горчаков летом 1816 года, — сочиняет еженедельно «го­лос», т. е. мотив к куплетам на заданное слово наших поэтов и нескольких рифмачей». Корсаков был разносторонне одаренным юношей: пел, играл на гитаре, сочинял стихи, был одним из главных участников рукописных лицейских журналов, актером в лицейских спектаклях. Товарищи любили его за живой, веселый, добрый и общительный нрав; он делал все легко, красиво, талантливо. С Пушкиным его сближали любовь к поэзии и живость характеров, общие литературные интересы. После окончания лицея он служил в русской дипломатической миссии во Флоренции, где и умер в 20-летнем возрасте.
В стихах к годовщине открытия Лицея в 1825 году Пушкин посвятил памяти Корсакова четвертую строфу:

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит.

Известно из воспоминаний лицеистов, что русский романс «К живописцу» пользовался в лицее большой популярностью. Его усердно распевали под гитару. Переложенные на музыку пушкинские строки входили в дома, определяли культурную атмосферу пушкинской эпохи.

Поделиться