План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему:
А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане. "

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере жизни и творчества А.С. Пушкина.

Задачи урока, с учётом формирования универсальных учебных действий (УУД).

  • Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
  • Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.
  • Постановка и сохранение учебной задачи.
  • Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.
  • Воспитание критического мышления.
  • Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.
  • Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
  1. презентация « Пушкин и его сказки »;
  2. экран, проектор, компьютер;
  3. выставка книг Пушкина (у доски);
  4. «Сказка о царе Салтане…»

книги на выставке?

Дети: - Книги- сборники и книга – одно

Великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик.

Родился 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева».

Еще до окончания лицея, в 1817 г. начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.

В 1828 г самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии».

В 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин».

В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».

Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке. Поэт был смертельно ранен.

  • Кем же был Пушкин, кроме того, что был поэтом? (историком, сказочником).
  1. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
  1. Рассматривание иллюстраций.
  • Кто автор этой сказки?
  • Как вы думаете, почему такое длинное название сказки?
  • О ком эта сказка? Можно ли ответить на этот вопрос не читая сказку?
  • Кто еще является героями сказки?

Учитель: - Понравилось ли вам произведение?

- Что вам понравилось?

Дети: - Как Гвидон городом управлял и в комара превращался

Учитель: - Что вам не понравилось?

Дети: - Царь Салтан поверил клевете.

- Ткачиха, повариха и Бабариха оговорили царевича.

Учитель: - Докажите, что это сказка?

Дети: - Животные разговаривают, ведут себя как люди.

Учитель: - Какая это сказка?

Дети: - Волшебная сказка.

  1. Составление модели (кластера)

Учитель: - Кто главный герой в сказке?

Учитель: - С чего начинается сказка?

Дети: - «Три девицы под окном пряли поздно вечерком.…

Учитель: - Почему использовали

Дети: - Девицы разговаривают друг с другом

Учитель: - Как это явление называется в

литературе, в русском языке?

Учитель: - Что было дальше?

Дети: - Родился Гвидон

  • Поверил ли Салтан наговору?

Учитель: - Что потом случилось с Гвидоном?

Дети: - Их бросили в море.

Учитель: - Как Гвидон стал царем?

Дети: - спас Царевну-Лебедь.

Учитель: - С кем произошла встреча дальше?

Дети: - С купцами.

Учитель: - Куда отплыли купцы?

Дети: - К царю Салтану.

Учитель: - Что потом Гвидон делал?

Дети: - Оборачивался насекомыми и подслушивал Салтана.

Учитель: - Чем окончилась сказка?

Дети: - " Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.

- А что бы вы сказали ткачихе, поварихе и Бабарихе, если бы оказались на месте Салтана?

Дети: - Нехорошо врать, клеветать.

- Да. Это и есть главная мысль сказки.

  1. Чтение сказки хорошо читающими детьми и учителем.
  1. Проверка рассматривания и чтения книги.

Учитель: - Какую сказку читали? Кто автор?

Дети: - А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Учитель: - Давайте перелистаем еще раз сказку

вместе. Вспомним, кто помогал

Дети: - Царевна-Лебедь, богатыри, белка,

Учитель: - Благодаря своим друзьям, их

помощи Гвидон смог вернуться

в семью. Только дружба и взаимовыручка способны творить чудеса!

  1. Составим синквейн.
  1. Пушкин
  2. Весёлый, добрый.
  3. Думает, сочиняет, творит.
  4. Его книги любят все.
  5. Сказки.
  1. Итог, дом.задание.
  • Мы познакомились со сказкой А.С. Пушкина.
  • Выучить отрывок сказки.

Поделиться