Открытый урок по литературному чтению на тему: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане" (3 класс)

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе

по теме "А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…"

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.

1.Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, учить составлять картинный план, давать характеристику героям по плану, анализировать произведения.

2.Развивающие: развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, развивать артикуляционный аппарат, оперативную память, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

3.Воспитательные: воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, воспитание учебных качеств, дисциплинированности, умение работать дружно в группе.

Оборудование: Репродукция картины М.А. Врубля “Царевна Лебедь”, аудиозапись «Лебедь» К. Сен- Санса, слого-логопедические таблицы на каждого ученика, скороговорки, карточки с опорными словами для групповой работы, рисунки учащихся.

На доске портрет поэта.

Сказка о царе салтане пушкина урок

Эпиграф к уроку

“ Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма” .
А. С. Пушкин

1. Организация начала урока

Психологический настрой учащихся:

- Прозвенел уже звонок-
Значит, начался урок.
Сели все за парты дружно -
Нам теперь работать нужно!

2. Проверка домашнего задания

1. Составление картинного плана.

- Вы должны были дочитать сказку, разделить на части и озаглавить их, приготовить рисунки.

– На сколько частей вы поделили прочитанное?

1 часть: Свадьба Гвидона.

2 часть: Встреча гостей.

3 часть: В гостях у Салтана.

4 часть: Счастливая встреча.

- Кратко расскажите, о чём рассказывается в каждой части?

2. Выставка рисунков.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

3. Постановка цели урока, сообщение темы

- Продолжим работу над сказкой, проанализируем сказку, будем учиться давать характеристику героям по плану.

4. Чтение и анализ произведения

1. Речевая разминка

а) Дыхательные упражнения “Задуем свечу”, “Понюхаем цветы”

б) чтения слого-логопедические таблиц блок №2 ( приложение 1 )

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, а он всем говорил, что мол, я удалец – молодец, съел холодец, да ещё 33 пирога с творогом, да все с творогом, да один пирог с грибами, да один пирог с потрохами… Болтал – болтал, молол-молол, язык болтает, а голова не знает.

- О каких чудесах из сказки вспомнили?

(Чтение отрывков произведения наизусть, выставка рисунков)

Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

3. Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома.

(Чтение по ролям, выборочное чтение)

4. Анализ прочитанной части.

- Ожидал ли князь, что царевна – это лебедь?

- Какие чувства он испытал, когда увидел её?

- Как вы думаете, почему Лебедь не сразу призналась, что она и есть прекрасная царевна?

- Как описал её Пушкин?

- Какой вы представляете царевну? (рисунки учащихся)

5. Знакомство с репродукцией М.А. Врубеля “Царевна - Лебедь” и музыкальным фрагментом Сен-Санса К. “Лебедь”.

- Волшебный образ прекрасной царевны вдохновлял художников и музыкантов.

Послушайте музыкальный фрагмент (звучит музыка).

- Что представляли, слушая музыку?

- А вот как изобразил Царевну – Лебедь М.А. Врубель, знаменитый русский художник.

- Какие чувства вызвали у вас эти произведения искусств?

- О чём мечтал князь Гвидон?

- Кто и как был наказан в этой сказке?

- Простил ли их царь Салтан?

- Простил ли их автор?

- Как бы вы поступили, простили ли их?

- Хотели ли бы вы изменить конец сказки?

6. Закрепление изученного материала

1. Составление плана

- Сегодня будем учиться давать характеристику героев по плану. Какие моменты нужно включить в план? (План записывается на доске и в тетрадях.)

2. Внешность, характер героя.

3. Поступки и действия героя.

4. Отношения автора к герою.

5. Ваше отношение к герою

2. Работа в группах (4-3 человека)

а) дети дают характеристику по выбору героя (Гвидону, царевне Лебедь, Поварихе, царю Салтану), используют карточки с опорными словами и рисунки (Рисунок 8,Рисунок 9 )

Оговаривается время работы групп, уточняются консультанты, напоминаются в правила работы в группе.

б) анализ сказочных примет.

- Докажите, что данное произведение – сказка?

- Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке?

в) работа с пословицами и поговорками.

- Расшифруйте пословицу (карточки с пословицей раздаются каждой группе).

Ска…а - ло. да в н. ёк! Добр. мо…ц… у…к.

- Чему научила вас эта сказка?

- Какие пословицы и поговорки можно было подобрать на тему добра и зла?

7. Подведение итогов урока

- Понравилась ли вам сказка?

- Что больше всего запомнилось?

8. Домашнее задание по выбору учащихся

1. Выучить наизусть отрывок из сказки.

2. Выразительное чтение понравившегося эпизода.

3. Самостоятельно прочитать другую сказку А.С. Пушкина.

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе

по теме "А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…"

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.

1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, учить составлять картинный план, давать характеристику героям по плану, анализировать произведения.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, развивать артикуляционный аппарат, оперативную память, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, воспитание учебных качеств, дисциплинированности, умение работать дружно в группе.

Оборудование: Репродукция картины М.А. Врубля “Царевна Лебедь”, аудиозапись «Лебедь» К. Сен- Санса, слого-логопедические таблицы на каждого ученика, скороговорки, карточки с опорными словами для групповой работы, рисунки учащихся.

На доске портрет поэта.

Эпиграф к уроку

“Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма” .
А. С. Пушкин

1. Организация начала урока

Психологический настрой учащихся:

- Прозвенел уже звонок-
Значит, начался урок.
Сели все за парты дружно -
Нам теперь работать нужно!

2. Проверка домашнего задания

1. Составление картинного плана.

- Вы должны были дочитать сказку, разделить на части и озаглавить их, приготовить рисунки.

– На сколько частей вы поделили прочитанное?

1 часть: Свадьба Гвидона.

2 часть: Встреча гостей.

3 часть: В гостях у Салтана.

4 часть: Счастливая встреча.

- Кратко расскажите, о чём рассказывается в каждой части?

2. Выставка рисунков.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

3. Постановка цели урока, сообщение темы

- Продолжим работу над сказкой, проанализируем сказку, будем учиться давать характеристику героям по плану.

4. Чтение и анализ произведения

1. Речевая разминка

а) Дыхательные упражнения “Задуем свечу”, “Понюхаем цветы”

б) чтения слого-логопедические таблиц блок №2 ( приложение 1 )

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, а он всем говорил, что мол, я удалец – молодец, съел холодец, да ещё 33 пирога с творогом, да все с творогом, да один пирог с грибами, да один пирог с потрохами… Болтал – болтал, молол-молол, язык болтает, а голова не знает.

- О каких чудесах из сказки вспомнили?

(Чтение отрывков произведения наизусть, выставка рисунков)

Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

3. Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома.

(Чтение по ролям, выборочное чтение)

4. Анализ прочитанной части.

- Ожидал ли князь, что царевна – это лебедь?

- Какие чувства он испытал, когда увидел её?

- Как вы думаете, почему Лебедь не сразу призналась, что она и есть прекрасная царевна?

- Как описал её Пушкин?

- Какой вы представляете царевну? (рисунки учащихся)

5. Знакомство с репродукцией М.А. Врубеля “Царевна - Лебедь” и музыкальным фрагментом Сен-Санса К. “Лебедь”.

- Волшебный образ прекрасной царевны вдохновлял художников и музыкантов.

Послушайте музыкальный фрагмент (звучит музыка).

- Что представляли, слушая музыку?

- А вот как изобразил Царевну – Лебедь М.А. Врубель, знаменитый русский художник.

- Какие чувства вызвали у вас эти произведения искусств?

- О чём мечтал князь Гвидон?

- Кто и как был наказан в этой сказке?

- Простил ли их царь Салтан?

- Простил ли их автор?

- Как бы вы поступили, простили ли их?

- Хотели ли бы вы изменить конец сказки?

6. Закрепление изученного материала

1. Составление плана

- Сегодня будем учиться давать характеристику героев по плану. Какие моменты нужно включить в план? (План записывается на доске и в тетрадях.)

2. Внешность, характер героя.

3. Поступки и действия героя.

4. Отношения автора к герою.

5. Ваше отношение к герою

2. Работа в группах (4-3 человека)

а) дети дают характеристику по выбору героя (Гвидону, царевне Лебедь, Поварихе, царю Салтану), используют карточки с опорными словами и рисунки (Рисунок 8,Рисунок 9 )

Оговаривается время работы групп, уточняются консультанты, напоминаются в правила работы в группе.

б) анализ сказочных примет.

- Докажите, что данное произведение – сказка?

- Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке?

в) работа с пословицами и поговорками.

- Расшифруйте пословицу (карточки с пословицей раздаются каждой группе).

Ска…а - ло. да в н. ёк! Добр. мо…ц… у…к.

- Чему научила вас эта сказка?

- Какие пословицы и поговорки можно было подобрать на тему добра и зла?

7. Подведение итогов урока

- Понравилась ли вам сказка?

- Что больше всего запомнилось?

8. Домашнее задание по выбору учащихся

1. Выучить наизусть отрывок из сказки.

2. Выразительное чтение понравившегося эпизода.

3. Самостоятельно прочитать другую сказку А.С. Пушкина.

Сказка о царе салтане пушкина урок

Сказка о царе салтане пушкина урок

Сказка о царе салтане пушкина урок

Поделиться