LiveInternet LiveInternet

занятие в старшей группе "сказки а.пушкина"

Конспект занятия по литературному чтению в старшей группе

Конспект занятия
по литературному чтению в старшей группе «Сказки Александра Сергеевича Пушкина» проведенного воспитателем МОУ «Прогимназия №2 ГП Терек»
Гонибовой Мадиной Борисовной
1. Образовательные задачи:
-развивать интерес к художественной литературе;
-расширить знания детей ор сказках А.С.Пушкина;
-развивать коммуникативные качества.
2. Развивающие задачи:
-учить вслушиваться в ритм и мелодику текста;
-помочь выразительно, используя мимику, жесты участвовать в инсценировках;
-формировать эмоциональное отношение к произведениям поэта;
-учить анализировать поступки героев, устанавливать связи, делать обобщения и выводы;
-активизировать память, внимание, мышление;
-развивать познавательный интерес.
3. Воспитательные задачи:
-воспитывать любовь, трепетное отношение и гордость за Пушкина;
-формировать бережное отношение к книге;
-закрепить умение детей выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления;
-развивать гражданские чувства, воспитывать нравственность, доброту, отзывчивость и патриотизм.
-вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении материала.
4. Оборудования:
Экран, ноутбук, незаконченные подделки «Золотая рыбка», портрет А.С.Пушкина, свечи, проектор, живая рыбка.
5. Используемые технологии:
 игровая;
 информационно- коммуникационная;
 проектная;
 личностно - ориентированная ;
 здоровьесберегающая;
 интегрированное обучение.

Дети и воспитатель стоят у портрета А.С.Пушкина
1. Мы с вами занимались проектной деятельностью посвященной великому русскому поэту А.С.Пушкину и его сказкам и сегодня мы с вами вспомним его и его сказки.
В. Представим себе, что А.С.Пушкин пришел к нам в гости. Видите, он смотрит на каждого из вас. Давайте зажжем свечи в память о нем, чтобы он знал, что мы его помним, любим и знаем его произведения.(воспитатель зажигает свечи)
В.-садитесь тихонечко на свои места.(дети садятся)
А это портрет маленького Саши. Ребята, что вы знаете о том как рос А.С.Пушкин?( У него было много друзей,
(На экране маленький С.А.Пушкин.)
А.С.Пушкина, родился он 6 июня целых 213 лет тому назад. Он рос умными наблюдательным мальчиком, его окружали очень образованные люди.
-А может кто-то из вас знает как проходило его детство.
Р.(сообщение)-А мне мама рассказала, что у него была очень добрая няня-Арина Родионовна, она знала много сказок, песен, поговорок и по вечерам рассказывал их.
В.-Правильно он еще ласково называл ее мамушкой. Посмотрите на нее и послушайте как нежно о ней писал.
(Экран-фото няни)
«Ох, умолчу о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей.
Когда в чепце, в старинном одеянии,
Она рассказывала сказки мне»
Он рано научился читать и сочинять стихи. Любил читать книги из домашней библиотеки. В 12 лет его отдали в Царско-сельский лицей, а в 15 лет его стихи уже печатались в журналах. Когда у него появились собственные дети начал писать сказки.
В.-А вы знаете, ребята, сколько сказок написал А.С.Пушкин? Назовите их.
Д.-да, их 7!
(Экран пять сказок)
В.- Молодцы. Тогда я приглашаю вас в сказки Пушкина.
2.(сценка отрывок из сказки Сказка о царе Салтане,
О сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди) исполняют 5 детей.3 девочки в сарафанах, 1 мальчик в короне и накидке, 1-рассказчик.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
„Кабы, я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир“.
„Кабы, я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна“.
„Кабы, я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря“.

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
„Здравствуй, красная девица, -
Будь царицей
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха“.

Артисты кланяются и садятся. (хлопают)
В.-Скажите отрывок из какой сказки вам сейчас увидели?
Р.-Отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане,
О сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
В.Героев узнали?
Р.Это три сестрицы и царь.
Экран(царевич и царица выходят из бочки),
следом остров Буян
В. Какой эпизод сказки на экране?
Р.-Это царевич Гвидон и его мать царевна выходят из бочки.
В. К какому острову прибило волной бочку?
Р.К острову Буяну, что стоит на море окияне.
Экран (33 богатыря).
В. Посмотрите какие величавые, красивые богатыри. Как вы думаете почему они каждый день выходят из моря.
Р. Богатыри ходят на дозор и охраняют остров.
Экран(белочка орешки считает)
В. А это что за чудо?
Р. Это чудесная белочка.
Она песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
В.Я знаю, что вы хорошо знаете эту сказку и хочу вас спросить отчего все беды в ней.
Р. Старшие сестры завидовали младшей .
В. Правильно ребята зависть плохое качество человека, ведь из-за него чуть не погибли царевич Гвидон и царица.

3.В.-А сейчас следующая сказка, но ее вы отгадаете если кто-то прочитает отрывок на экране.
Р.-читает с экрана.
Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду доложи
Я ль на свете всех милее
Всех румяней и белее?
0тветы детей.
(из Сказки о мертвой царевне и семи богатырях)
Экран-царица с зеркалом.
В.Кто это?
Р.Это злая царица, которая хотела погубить царевну.
В.-Назовите пожалуйста, кто в этой сказке добрый герой?
Ответы детей .(Например-Богатыри, потому, что они приютили и оберегали царевну. Собака…,Елисей потому, что он искал царевну нашел и оживил ее)
В.-Почему ты так думаешь?
Экран –богатыри с мертвой царевной, королевич у гроба.
В. Как вы думаете в этой сказке добро побеждает зло?
Р.-Да победило.
В. Как добро победило зло?
Р. Царевна осталась жить поживать, а царица умерла.
Экран-Елисей и царевна
Физминутка

Вы устали чуточку?
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись

4.В.-Чтобы перейти к следующей сказке отгадайте загадку и назовите кто это и из какой сказки.
Кто с высокой спицы
Стал стеречь страны границы
Чуть опасность, где видна
Верный сторож, как со сна
Шевельнется, встрепенется
К той сторонке обернется.
Экран(петушок на шпиле)
Д.-Это петушок из сказки о Золотом петушке.
В.Для чего Петушка посадили на спицу?
Р.Чтобы он охранял страны границы.
В.-Как служил Петушок царю?
Экран мудрец дает петушка
Р. Петушок служил верно. Если где то опасность всегда предупреждал.
Другой ребенок –Он был внимательным, преданным и исполнительным и не спал по ночам охранял государство.
В. Какое обещание взял мудрец с царя, за верную службу Петушка?
Р.-Выполнить любую его просьбу?
В. За что был наказан Дадон?
Р. Царь Дадон не выполнил просьбу мудреца, не отдал шамаханскую царицу.
В.Как был наказан царь Дадон?
Р.Петушок слетел со спицы и ударил царя в голову, Дадон и умер.
В.-Отсюда всем урок: Обещал-выполняй.

5.Музыка из сказки 28-30 секунд
Воспитатель ребята послушайте какая завораживающая музыка, мне даже кажется как будто сейчас произойдет чудо.
(Появляется рыбка в аквариуме,в большом бокале)
Фонограмма с голосом рыбки говорит:Вы узнали меня?Из какой сказки я к вам приплыла?

Р.-Это рыбка приплыла к нам из сказки рыбаке и рыбке.
В.Какая она?
Р. Она красива, живая и золотая, волшебная, добрая…
В.-Какой из героев сказки вам больше всего понравился?
Р.Мне понравилась золотая рыбка, потому, исполняет желания.
Например если понравился старик, то почему?
Р. Потому, отпустил рыбку в море, пожалел ее.
В. Кто не понравился ?
Р. Мне очень не понравилась старуха, потому что она была вредная, сварливая и жадная.
В. Посмотрите на экран и скажите этот эпизод сказки находится в начале, середине или конце. Почему ты так думаешь?
Экран-старик и старуха.
Р.это в начале сказки, когда старик пошел к морю и еще не поймал золотую рыбку.
В.А здесь старуха уже царица, когда она стала ею в начале сказки или.
В. А вам старуху не жалко?
Р. Нет, Ее желаниям не было конца, и она осталась у разбитого корыта.
Экран-старуха у разбитого корыта.
В. А мне ее жалко, потому, что она пострадала от своей жадности и глупости.
В. Представьте себе ребята, что рыбка исполнила последнее желание старухи, и стала она Владычицей морскою. Как вы, думаете, ее желания на этом бы закончились?
Ответы детей:
Р.-Я думаю, это было бы ее последнее желание.
Р. А я, думаю, она придумывала бы все новые и новые желания, но жадность снова сделала ее нищей и оставила у разбитого корыта.
В.-Правильно ребята я думаю, она получила по заслугам.

Коль сегодня к нам приплыла живая рыбка, и она, сможет исполнить любое желание, подумайте и попросите у нее самое заветное желание.
Может быть, они сбудутся!
Р. Я хочу, чтобы не было войн на Земле.
Р.А я хочу, чтобы моя семья была здорова.
Р. Чтобы все больные дети на Земле поправились, были здоровы и счастливы
В. А мои желания кажется уже начинают исполнятся, но все-таки я желаю, чтобы вы мои милые детки становились все умнее, сильнее, смелее, здоровее на радость нам, вашим воспитателям и вашим родителям, исполни пожалуйста рыбка наши желания.
А теперь ребята я хочу обратить ваше внимание на ваше рабочее место. Давайте сделаем своих волшебных золотых рыбок которые вы подарите кому хотите может быть своей любимой бабушке или нежной мамочке, или шалунишкам братишкам и сестричкам, а может и нашим гостям. Приступайте к работе. Закончили?
В. Ребята занятие закончилось, но нам нужно погасить свечи, которые мы зажгли в начале занятия. И попрощаться с А.С.Пушкиным (госит свечи и говорит) Мы прощаемся но не расстаемся надолго мы будем встречаться с его творчеством еще не раз…

Поделиться