Сайт Джилинской Л.А.

Сказки Пушкина

МБОУ СОШ п.Ждановский

Внеклассное мероприятие
Художественный конкурс
«В МИРЕ СКАЗОК ПУШКИНА»

Подготовила и провела
учитель ИЗО Джилинская Л.А.

2013
Цели:
- вспомнить сказки А.Пушкина.
- умело и выразительно рассказывать отрывки из сказок.
- развивать умение связывать текст с рисунком.
- осуществлять межпредметную связь: ИЗО, литературы, музыки.
Задачи:
- посредством стихов прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина.
- совершенствование памяти, логического мышления, речи.
- обогащение словарного запаса.
- раскрыть связь рисования с литературой и музыкой.
- с помощью игровых моментов создать благоприятные условия для активизации познавательной деятельности.
- воспитание художественного вкуса, развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное.
- доставить радость детям в игре, взаимовыручке и стремлении к победе.
Оборудование:
- таблички-карточки с заданиями.
- иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.
- таблица-кроссворд «Чудеса».
- краски, фломастеры, маркеры, уголь, мел, кисти.
- портрет А.С.Пушкина.
- таблички с названиями сказок, стихов.
Ход занятия:
Приветствую Вас, участники и болельщики! Начинаем игру-праздник «В мире сказок Пушкина».
Этот праздник будет проходить в виде конкурса.
Участвуют в конкурсе 3 команды учащихся 5-х классов (в каждой команде по 5 участников). Им помогают болельщики-одноклассники.
Наш праздник посвящен великому любимому поэту и писателю А.С.Пушкину. Родился он в Москве. Рос под присмотром крепостной няни Арины Родионовны, которая была мастерицей петь песни, рассказывать сказки. От нее маленький Саша узнал красоту и богатство русского языка, с помощью которого, когда вырос, написал много разных произведений: стихов, рассказов, романов, сказок.
Вот сегодня мы и вспомним полюбившиеся стихи и сказки.

1 задание конкурса.
Я представляю наших игроков:
- 1-ая команда – ученики 5а класса (команда хором говорит свое название)
Их эмблема…. (команда представляет свою эмблему)
Капитан команды……
- 2-ая команда – ученики 5б класса (название, эмблема, капитан).
- 3-я команда – ученики 5в класса (название, эмблема, капитан).

За эмблему команда может получить 3 балла.
2 задание.
Приглашаются по 1 участнику от каждой команды.
По очереди они должны ответить на мои вопросы. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Если участник не знает ответа, право ответить дается участнику другой команды, который первый поднял руку.
- Сколько девиц пряло под окном? (3)
- О чем мечтали девицы? (стать царицей)
- С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?
(Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи…)
- Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?
(Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной)
- Что кричал петушок, сидя на спице?
(Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!)
- Какими словами начинается сказка «О рыбаке и рыбке»?
(Жил старик со своею старухой у самого синего моря…)
- Закончить фразу:
Белка песенки поет…
(Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые).
- В сказке «О мертвой царевне и 7 богатырях есть такие строки:
…И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами.
П е р с т - что же это такое? (палец).
- Что обещал царь Додон мудрецу, подарившему ему золотого петушка?
(«За такое одолженье, -
Говорит он в восхищенье, -
Волю первую твою
Я исполню, как мою»)

3 задание.
У меня в руках 3 карточки, где записаны названия предметов, которые упоминаются в сказках А.С.Пушкина.

От каждой команды выходит один игрок, берет наугад одну карточку, читает про себя, затем садится за стол и рисует в течение 2-х минут предмет, который записан у него на карточке. Команда должна определить, что это за предмет и из какой он сказки. (Если команда не определила, то помогают болельщики этой команды).
За рисунок и правильный ответ команда может получить до 2-х баллов.

Бочка «Сказка о царе Салтане…»

Корыто «Сказка о рыбаке и рыбке»

Зеркальце «Сказка о мертвой царевне…»

4 задание.
Пока игроки рисуют, их командам задаются по очереди вопросы.
Система оценки та же: правильный ответ – 1 балл:
- Что сказала золотая рыбка, когда ее поймал старик?
(Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп.
Откуплюсь, чем только пожелаешь.)
- Что делал Балда у попа?
(Жил в поповом доме,
Спал на соломе, ел за четверых, работал за семерых, лошадь запрягал, полосы пахал, всё заготовлял и закупал, яичко пек, сам его и облупит, кашу сварит, с ребенком нянчится…)
- Что делал петушок в царстве царя Додона?
(Был он верным сторожем. Если все было спокойно, петушок на спице сидел смирно, если грозила беда – петушок сразу встрепенется, в ту сторону повернется и кричит.)
5 задание.
Физкультминутка. Команды засиделись. Помощница учителя выполнит роль Балды и «помутит море». Все участники будут чертятами, их задача - перепрыгнуть через скакалку, которую вращает Балда. Тот, кого заденет скакалка, выбывает; а единственно оставшийся из участников приносит команде 1 балл.
6 задание.
Приглашаются по 1-му участнику от каждой команды. В карточке-задании, которую участник выберет, написаны слова: насекомые, птицы, животные. Участник, прочитав слово на карточке, должен вспомнить насекомых (птиц, животных), которые встречаются в сказках А.С.Пушкина, и нарисовать на доске одного из них. Команда должна:
- назвать, кого изобразил одноклассник,
- из какой сказки изображенный герой,
- назвать еще живых существ – героев сказок Пушкина - из данной категории.
За данное задание каждая команда может получить до 3-х баллов.

7 задание.
Разыграть небольшую сценку из одной из сказок
(«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и работнике его Балде»), написанных на карточке, которую вытянет командир. Остальные, присутствующие на конкурсе, по жестам, мимике, пластике смогли определить к какой сказке эта ПАНТОМИМА.
За данный конкурс можно заработать максимум 3 балла.

8 задание.
Все любят сказки А.С.Пушкина. Нужно разгадать кроссворд «Сказки Пушкина». По очереди каждой команде задается вопрос из кроссворда. Если команда отвечает, то получает 1 балл за правильный ответ, если нет – отвечает следующая по очереди команда.
1. Представитель царской семьи (КОРОЛЕВИЧ мимоходом пленяет грозного царя).
2. Вид здания (ИЗБУШКА там на курьих ножках…)
3. Отпечатки лап (СЛЕДЫ невиданных зверей).
4. Хозяин леса (ЛЕШИЙ бродит).
5. Водяная девушка (РУСАЛКА на ветвях сидит).
6. Человек, занимающийся магией (КОЛДУН несет богатыря)

9 задание.
Это последнее, творческое задание. Команды поработают с красками. Задание - проиллюстрировать слова из «Сказки о царе Салтане…»:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Чей кораблик окажется самым красивым и аккуратным?
Максимальное количество баллов – 3. Время выполнения задания – 5 минут.
Пока команды выполняют задание, болельщикам предлагается прослушать отрывок из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Полет шмеля». Слушая музыку, можно представить, как шмель то набирает высоту, то как бы кружит на одном месте, потом превращается, удаляясь в 1 точку и совсем исчезает вдали.
Музыка композитора создает чудесный мир пушкинской сказки. Композитор чудеса сказок описал в звуковых картинах, да так ярко, что слушая музыку, мы живо представляем себе и волшебный город, с златоглавыми церквями, с теремами и садами, и Белку, что «при всех злотой грызет орех», и могучих богатырей, и прекрасную царевну Лебедь…


Подведение итогов. Награждение победителей.
Стихи и сказки А.С.Пушкина прекрасны. Их читать надо умеючи, по несколько раз, не спеша, представляя себе мысленно всё, о чем говорит поэт.
Сохраним и мы с вами на всю жизнь незабываемые впечатления от чудесных строк. Пушкина любят все. Он всегда с нами, на всю жизнь.
Вот на такой возвышенной ноте мы и заканчиваем наш праздник. Всем спасибо.


МБОУ СОШ п.Ждановский

АНАЛИЗ конкурса по изобразительному искусству
«В МИРЕ СКАЗОК А.С.ПУШКИНА»
учителя ИЗО Джилинской Л.А.

В марте 2013 года в школе п.Ждановский проходила Неделя изобразительного искусства. Одним из мероприятий Недели был художественный конкурс. посвященный творчеству А.С.Пушкина для обучающихся в пятых классах – «В мире сказок А.С.Пушкина». Предполагалась, что от каждого класса будет команда из пяти человек и ее болельщики - активные участники и помощники своих команд – тоже по 5 человек. Таким образом, от каждого класса участвовало по 10 человек.

Ученики с удовольствием откликнулись на предложенное мероприятие: сделали эмблемы, придумали названия своим командам и даже сочинили девизы. Все участники были заранее предупреждены о теме конкурса. Однако, надо заметить, дети стали хуже знать творчество великого писателя, в частности, его сказки (я сравниваю знания детей 15 лет назад и сейчас, так как подобный конкурс я проводила в пионерском лагере. В те времена вопросы по сказкам не вызывали затруднения, а сейчас эти же вопросы порой ставили команды в тупик). Значит, какой бы политика в образовании не была, я считаю, что надо пропагандировать среди школьников книги А.С.Пушкина с прекрасными иллюстрациями художников. Его литературный язык – прекрасный учитель для детей.
Неудачи с неправильными ответами не вызывали у участников чувства неуверенности, дети не сникли и до последнего задания продолжали упорно бороться.
Задания, связанные с изобразительной деятельностью, выполнялись более живо и увереннее, чем давались ответы на устные вопросы.

Одно из современных требований к обучающимся – уметь работать в команде. Конкурсные задания показали, что нужно много работать над развитием у детей этого качества (команды смогли нарисовать одну общую работу, а давать один общий ответ, предварительно посовещавшись, не всегда получалось: отдельные ученики выкрикивали свой вариант ответа, порой неверный, не согласовав его со своими товарищами).

Конкурс с пантомимой получился не очень театрализованным, чувствовалась некоторая скованность детей, но я не считаю его совсем неудачным, так как участники, по крайней мере, познакомились с таким видом театрального действа, как пантомима.

Кроссворды всегда вызывают особый интерес. Данный кроссворд не был трудным, но его оформление показало всем, как можно объединить определенные знания и художественное творчество. Для пятиклашек это особо важно, потому что в их дальнейшей школьной жизни им придется не раз составлять кроссворды по разным предметам. А как скучные клеточки можно красиво преподнести – это они увидели при решении кроссвордного задания.

Полтора урока длилось мероприятие, и чтобы дети не устали сидеть, было использовано одно из заданий на движение (та же физкультминутка).
Задание удачно вписалось в данное мероприятие, а так же внесло оживление в конкурсе. Общеизвестное название «Игра в Рыбака и рыбку» я переделала в название «Игра «Как Балда вылавливал чертенят», и «быть чертенятами» всем очень понравилось. Помогала провести эту игру ученица 9в класса Попова Кристина.

В целом, Конкурс прошел успешно, никто не заскучал, не остался равнодушным.
1 место заняла команда 5а класса – «Пушкинята», 2 место – 5в класса -«Золотая рыбка», 3 место – 5б класса – «Студенты».
Отрадно то, что в этот учебный год среди учащихся 5-х классов проводилось уже второе внеклассное мероприятие по изобразительному искусству, победители всегда разные, но разочарования у проигравших нет, и ребята готовы играть и соревноваться еще раз.

Поделиться