В пустыне чахлой и скупой,
 На почве, зноем раскаленной,
 Анчар, как грозный часовой,
 Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
 Его в день гнева породила
 И зелень мертвую ветвей
 И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
 К полудню растопясь от зною,
 И застывает ввечеру
 Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит
 И тигр нейдет — лишь вихорь черный
 На древо смерти набежит
 И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
 Блуждая, лист его дремучий,
 С его ветвей, уж ядовит,
 Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
 Послал к анчару властным взглядом:
 И тот послушно в путь потек
 И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
 Да ветвь с увядшими листами,
 И пот по бледному челу
 Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
 Под сводом шалаша на лыки,
 И умер бедный раб у ног
 Непобедимого владыки.
А князь тем ядом напитал
 Свои послушливые стрелы
 И с ними гибель разослал
 К соседам в чуждые пределы.
 стих А. С. Пушкина "Анчар"
 Стихотворение было написано в 1828 году. После возвращения из ссылки в 1826 году Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. Но царь и его слуги не оставляют поэта в покое. Тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жестокой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гавриилиада». Видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар».
Жанр традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позволяет назвать его балладой.
В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове Ява ядовитого дерева анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, а сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.
В своем стихотворении Пушкин создает очень яркий и выразительный образ смертельно ядовитого дерева, символизирующий абсолютное зло:
К нему и птица не летит, 
 И тигр не нейдет: лишь вихорь черный 
 На древо смерти набежит — 
 И мчится прочь, уже тлетворный.
К этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. Тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью.
В «Анчаре» поднимается тема гибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. Все живое избегает прикосновения к анчару, он — «один во всей вселенной». Царь нарушает закон природы.
Композиция. Стихотворение делится на две части. В первой дается описание ядовитого дерева. Во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества — губительности для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчеркивает его всевластие, безжалостность, во втором — покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.
Идейный смысл этого стихотворения — губительность неограниченной власти для общества.
Александр Пушкин: анчар.
 "Стихи о любви и стихи про любовь" - Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв.

