"Музыкальные произведения, созданные на стихи А.С.Пушкина"

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция по литературе

“Роль книги в формировании духовно и эстетически развитой личности”

Литература и искусство

созданные на стихи А.С. Пушкина

ученица 10 класса

МБОУ Глуховской СОШ

Руководитель: Афанасьева А.А.

Литература и искусство.

Музыкальные произведения, созданные на стихи А.С. Пушкина.

"ИЗ НАСЛАЖДЕНИЙ ЖИЗНИ ОДНОЙ ЛЮБВИ МУЗЫКА УСТУПАЕТ,

НО И ЛЮБОВЬ - МЕЛОДИЯ!"

Слайд 1 ВСТУПЛЕНИЕ

Искусство включает в себя несколько видов: живопись, музыку, архитектуру, графику, театр, балет, кино … Конечно, они не могут существовать изолированно друг от друга.

Слайд 2 Пушкин

А могут ли музыка и литература жить друг без друга? Музыка без литературы, как и литература без музыки понесли бы значительные потери – оба эти искусства рождены жизнью и своими в чём – то сходными, а в чём – то различными средствами отражают жизненные события, чувства, переживания людей. Литература обогащает музыку, давая ей интересные поэтические сюжеты; без литературной основы не могли бы существовать такие жанры, как опера, балет, не говоря уже о вокальной музыке в целом. Музыка, в свою очередь, даёт вторую жизнь литературным произведениям, положенным в её основу, усиливает их выразительность, силу воздействия. Музыка в литературных произведениях углубляет характеристику персонажей, событий, эпохи, делает её более яркой и многолетней.

Слайд 3 Пушкин. эпиграф

Не может жизнь утратить смысл высокий,

Сомкнув над нами круг дневных забот,

Пока звучат нам пушкинские строки

И музыка Чайковского поёт.

Пушкин и музыка… Эти слова кажутся неразделимыми. Сам поэт не был музыкально одарен, но очень любил музыку. Ему нравились и народные песни, и цыганские романсы. Музыка часто звучит в его произведениях. А многие стихи настолько благозвучны, задушевны, что были положены на музыку и исполнялись и в аристократических салонах, и в провинциальных гостиных.

Слайд 4 Рахманинов и Чайковский

С. В. Рахманинов говорил: «Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они как сестры-близнецы». Ему созвучны слова П.И.Чайковского: «Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки».

Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров и концертных залов.
Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры.

Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.

Слайд 5 Свиридов

Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова. Впервые к стихам А.С. Пушкина Георгий Свиридов обратился в 1935 году, создав цикл из шести романсов, в которых раскрылось самобытное мастерство девятнадцатилетнего автора. Тогда же произошло открытие главной темы творчества Свиридова - темы поэта, его высокого предназначения и судьбы, неразрывно связанной с темой Родины и народа.

Слайд 6 Свиридов

Каждый шаг на пути ее постижения был открытием поэтических миров и новых граней творчества композитора. Первой творческой удачей Георгия Свиридова в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов.

Слайд 7 «Пушкинский венок»

Через несколько десятилетий Свиридов, уже будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл " Пушкинский венок". В «Пушкинском венке» Свиридов использовал форму русского хорового концерта, соединив в нем черты больших эпических полотен и лирических камерных хоровых миниатюр.

Первое исполнение концерта для хора «Пушкинский венок» состоялось 5 апреля 1975 года в Большом зале Московской консерватории в год празднования 180-летия со дня рождения поэта.

Слайд 8 Метель

Романс из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель” стал уже достоянием народной музыки.

Слайд 9 Фильм «Метель»

Открытием оркестровых иллюстраций к повести Пушкина "Метель" послужила музыка Георгия Свиридова к фильму того же названия. Она как нельзя более соответствует духу пушкинской повести, ее простоте и безыскусности, простодушию героев, их цельному, гармоническому восприятию жизни.

Слайд 10 М.А.Голицына

Услышав в 1823 году романс на свои стихи, Пушкин был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Аркадьевна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица.
Свою благодарность Пушкин выразил в стихотворении, вот его отрывок:
Давно о ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине.
Ее минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих — унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.
Вновь лире слез и тонкой муки
Она с участием вняла.
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки.
Довольно: в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем.
Я славой был обязан ей,
А, может быть, и вдохновеньем.

Слайд 11 Три белых коня

Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.

«Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки, «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского, «Пиковая дама» — психологическая опера Чайковского и многие другие.

Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.

Слайд 12. М. И. Глинка

Начало музыкальной пушкиниане положил первый полностью русский по духу композитор М.И. Глинка.

Слайд 13. М. И. Глинка пишет оперу « Руслан и Людмила»

Слайд 14 Фрагменты оперы «Руслан и Людмила»

Памятником великому поэту стала его опера "Руслан и Людмила", в которой он "распел на былинный лад" (Б. Асафьев) поэму Пушкина. В ней нашли свое воплощение такие грани пушкинского гения, как эпос и сказка, ставшие истоком сказочно-эпической традиции в русской музыке XIX века.

Опера «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году. Пушкин назвал поэму «Мое игривое творение». Увертюра к опере звучит как музыкальный фейерверк. Опера прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через 5 лет после гибели поэта.

Слайд 15 Романсы

Стихи поэта отличаются необыкновенной музыкальностью, и естественно, что многих композиторов привлекали они.

Так, например, десять романсов Глинки на стихи Пушкина- это поистине десять драгоценных жемчужин.

« Я помню чудное мгновенье» - романс самый совершенный, прекраснейший из десяти.

Кто знает стихотворение Пушкина, тот помнит, какие чувства выражены в нём и каким напряженным внутренним действием оно наполнено. Волнение и напряженность передаёт и музыка М. Глинки. В каждой строфе романса Глинки новые музыкальные образы, будто это рассказ о целой жизни человека.

Слайд 16 А. Пушкин и А. Керн

Так случилось, что с появлением на свет этого романса связаны имена двух женщин - матери и дочери. Пушкин посвятил своё стихотворение Анне Керн. Он познакомился с нею в Петербурге после окончания лицея. Красота женщины поразила его. Прошло много лет Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. И вдруг летом 1825г Анна Петровна приехала в Тригорское, в гости к соседям Пушкина. Появление в глуши прекрасной женщины – “гения чистой красоты” - взволновало поэта. Буря мыслей и чувств вылилась в прекрасные строки.

Слайд 17 М.Глинка И Е. Ермолаева

Около 1840г Глинка познакомился с дочерью Анны Петровны, Екатериной Ермолаевой, скромной преподавательницей женского института. Она не унаследовала блистательной красоты своей матери, но было в ней что-то тихое, ясное, пробудившее любовь в сердце Глинки, и тогда появился романс «Я помню чудное мгновенье».

Стихи Пушкина о “гении чистой красоты” приобрели новую жизнь, поставив имена великих русских поэта и композитора рядом.

Слайд 18 М. Мусоргский

Следующий этап пушкинианы - творчество М.П. Мусоргского, его опера - народная музыкальная драма "Б. Годунов". В ней гениально воплотились глубоко волнующие Пушкина исторические судьбы русского народа - носителя великой духовной силы, восприятие прошлого, в котором поэт прозревал неизбежность настоящего

Слайд 19 Фрагменты оперы «Борис Годунов»

Трагедия «Борис Годунов» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1825 году. Опера была написана Модестом Петровичем Мусоргским через 44 года, т.е. в 1869 году и поставлена в Петербурге. Мусоргский разумел народ как великую личность, одушевленную единою идеей: это его задача. Он задумал разрешить её в опере.

Слайд 20 Фильм « Борис Годунов»

По произведению А.С. Пушкина Сергеем Бондарчуком был снят фильм.

Слайд 21 Пушкин и Чайковский

Вехой в истории музыкальной пушкинианы можно назвать творчество Петра Ильича Чайковского, создавшего оперные шедевры, а также сочинившего много романсов на стихи поэта.

Слайд 22 Фрагменты оперы «Евгений Онегин»

Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал семь лет. Появление оперы «Евгений Онегин» в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве. Петр Ильич Чайковский написал своё произведение по роману Пушкина. Он приступил к этому сочинению в 1877г и назвал его не оперой, а лирическими сценами.

Он считал, что во всякой опере должно совершиться стремительно развивающееся действие, единоборство сильных страстей. В сюжете «Онегина» этого не было. Пушкин не писал «Онегина» для театра.

Сначала композитор хотел назвать своё сочинение «Татьяна Ларина», чтобы подчеркнуть, что он воспевает в нём русскую девушку и развенчивает человека, не достойного её любви. Но когда опера подходила к концу, Чайковский отказался от намерения изменить её название. Композитор решил показать, как рушится жизненная философия Онегина и он начинает пробуждаться для новой жизни.

Чайковский боялся отдавать свои «лирические сцены» в Большой оперный театр. Он хотел, чтобы в «Онегине» играли юноши, девушки, пусть неопытные, но ещё не утратившие трепетных и свежих переживаний, молодости. Первыми исполнителями оперы были студенты оперных классов при Московской консерватории.

Слайд 23 Опера «Пиковая дама».

Опера «Пиковая дама».

Повесть написана поэтом в 1833 году (в течение одного года).

Чайковский трудился над оперой 41 день. Трудно себе представить, что за такой короткий срок Чайковский создал произведение, которое является одним из величайших достижений мирового музыкального искусства.

Слайд 24 Княгиня Голицына

Прообразом старой графини явилась 90-летняя княгиня Наталья Петровна Голицына, властная дама, которая умудрилась умереть в один год с Пушкиным.

Слайд 25 Фрагменты оперы «Пиковая дама». слайд 26. 27

Следует отметить, что опера была впервые поставлена в Париже в 1850 году, на 40 лет раньше, чем в России.

Слайд 28 Сергей Лифарь

Великий танцовщик, пушкинист и пропагандист творчества поэта Сергей Лифарь поставил в Париже балет «Пиковая дама», пользовавшийся в течение нескольких сезонов бешеным успехом у взыскательной французской публики.

Слайд 29 А. Даргомыжский

Александр Сергеевич Даргомыжский сочинил оперы

Слайд 30 Фрагменты оперы «Русалка

Слайд 31 Фрагменты оперы «Каменный гость»

"Каменный гость", кантату "Торжество Вакха" и романсы на стихи поэта.

В них композитор выразил психологическую правду человеческих переживаний, богатство душевного мира людей.

Слайд 32 Н.А. Римский -Корсаков

Нельзя не отметить и большой вклад Николая Андреевича Римского-Корсакова с его вошедшими в золотой фонд операми-сказками: "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок".

Слайд 33 Фрагменты оперы «Золотой петушок»

Слайд 34 Фрагменты оперы «Сказка о царе Салтане

В них воплотилось невероятное богатство фантазии сказок Пушкина, был мастерски воссоздан мир "игры" и лицедейства, юмора и легкой иронии, использованы приемы музыкальной карикатуры и пародийной стилизации. Кроме этого Николай Андреевич написал оперу "Моцарт и Сальери", кантату "Песнь о Вещем Олеге". На пушкинские тексты им написано более 20 романсов.

Слайд 35 Рахманинов «Скупой рыцарь»

Достойное место в музыкальной пушкиниане занимает также творчество Сергея Васильевича Рахманинова, сочинившего оперы "Скупой рыцарь",

Слайд 36 «Алеко»

Слайд 37 Асафьев

В советский период нашей истории можно отметить творчество выдающегося музыковеда и композитора, академика Бориса Владимировича Асафьева, сочинившего балеты "Барышня-крестьянка" и

Слайд 38 Фрагменты оперы "Бахчисарайский фонтан"

Слайд 39 Глиэр

Ярким и впечатляющим, сумевшим подняться до уровня предшественников, можно считать творчество Рейнгольда Морицевича Глиэра, сочинившего балет "Медный всадник".

Слайд 40 Шапорин

Наследником русской классической школы также можно считать Юрия Александровича Шапорина, создавшего на слова поэта 5 романсов, кантату "К Чаадаеву", оперу "Декабристы".

Слайд 41 Основные оперы ( список)

А. С. Пушкин - великий русский поэт. Он оставил богатое наследие - стихи, романы - для всего человечества. Русские композиторы - Чайковский, Глинка, Даргомыжский, Мусоргский - воспользовались этим наследством и создали прекрасные произведения, любимые во всём мире.

Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов. Композиторы постарались в своих произведениях приблизиться к пушкинскому тексту, они попытались передать все чувства, настроения, которые передал поэт. Всем композиторам удалось это сделать, потому что эти произведения любят и восхищаются ими во всём мире.

Таким образом, музыкальная пушкиниана составляет животворную ветвь мощного древа отечественной культуры.

Прав Фёдор Михайлович Достоевский, говоря о "некой великой тайне, которую поэт унес с собой и которую мы теперь разгадываем". По-своему эту тайну Пушкина разгадывали и продолжают разгадывать русские композиторы разных поколений и художественных устремлений,

Слайд 42 Д. Мережковский

ибо, как тонко отметил Дмитрий Мережковский, "Пушкин - воздух, которым мы дышим, белый цвет, в котором мы видим все другие цвета, он - русская мера всего, наш собственный взгляд на все. Он - мы сами в нашей последней, еще для нас самих не открывшейся глубине, и вот почему узнать его нам так же трудно, как узнать себя, и, может быть, разгадать Пушкина - это именно и значит найти себя в нем".

Слайд 43 А.С.Пушкин

Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, весь строй его произведений ярок и эмоционально насыщен, фраза богата содержанием. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у Пушкина родное, близкое своей индивидуальности, зажигаться его поэтическим вдохновением. Произведения поэта отличает стройность, их язык звучен и гармоничен.

Более 2-х столетий творчество А.С. Пушкина вдохновляет и питает русскую культуру, поддерживает русское самосознание, продолжает жить в произведениях русских музыкантов.

Александр Сергеевич Пушкин предельно музыкален в своих произведениях.

1.Музыкальная энциклопедия в 6 томах. Изд. «Советская энциклопедия», Москва,1976г.

2.Из истории музыки 20 века. Изд. «Музыка», Москва,1971

3.Ю. Тынянов. Кюхля. Изд. «Детская литература», Москва,1971

4.В.А.Гроссман. Арион. Изд. «Советский писатель», Москва, 1966

5.П.И.Чайковский. Письма. Изд. «Музыка», Москва, 1978

Поделиться