Первые печатные стихотворения Пушкина
Одно из ранних стихотворений Пушкина — «К Наталье» (1813). В том же шуточном, игривом, «французском» духе и юношеская поэма Пушкина «Монах» (1813). Пушкин не случайно; начинает с поэм и стихотворений в шутливом родо. Шутливая манера в поэзии — это всегда не только свободная манера, но и в значительной степени индивидуальная. Она позволяет быть особенным, неповторимым, самобытным. Пушкин в своих юношеских стихах шутлив ноги содержания, несмотря на их общую зависимость от французских образцов, проявляет уже все признаки само родного таланта, живого и оригинального ума, который мало чего достиг, но многое обещает.
И в стихотворении «К Наталье», и в поэме «Монах» мы находим следы богатой культуры. В поэме, например, обилие литературных и исторических имен, свободная поэтическая игра с именами. Известная легкость в обращении с ними — поэт их точно касается слегка, называет И скоро забывает — не мешает остроумию и меткости беглых, и шутливых характеристик. Так, Вольтер «султаном французского Парнаса», Барков — поэтом, «проклятым Аполлоном, запачкавшим простенки кабаков», и т. д.
Печататься Пушкин начал в 1814 г. когда ему было 15 лет. Его первым печатным произведением было стихотворение «К другу стихотворцу». Здесь иная форма, чем в самых ранних стихотворениях, и иной жанр, но путь по существу тот же: путь свободного, легкого, непринужденного поэтического размышления. За этой поэтической свободой у Пушкина видна личность поэта. Это ярчайший признак подлинной поэзии. Поэтом подлинным, «власть имеющим» Пушкин был даже в своих первых, еще ученических произведениях.
Самобытность, как она проявлялась в раннем творчестве Пушкина, не отменяла, а предполагала его тесную связь с предшествующей и современной культурой. Разбирая «Воспоминания в Царском Селе», В. В. Тамашевский пришел к выводу, что в стихотворении сил нее, чем зависимость от Державина, проявляется зависимость от Батюшкова 12. Едва ли это так. Этому против речист общий эмоциональный рисунок стихотворения. Н безусловно, прав Б. В. Томашевский в одном: черты поэтики Батюшкова в стихотворении тоже присутствуют Для юного Пушкина это достаточно характерно: он пи шет, испытывая влияние не одного, а сразу несколько поэтов. Он хочет не как один кто-то, а как многие разные.
Поело чтении па экзамене стихотворения «Воспоминании в Царском Селе» с необыкновенной быстротой растет слава молодого Пушкина. 9 января 1815 г. видимо, по просьбе Державина Пушкин посылает ему список своего стихотворения. Другой список оказывается в руках В. Л. Пушкина, и через него стихотворение становится известным многим писателям и поэтам. В середине января Жуковский с восхищением читает друзьям пушкинское «Воспоминания. ». В начале февраля Пушкин, больной «простудою», лежит в лазарете, и здесь его посещает Батюшков. 17 апреля стихотворение Пушкина напечатано в журнале «Российский музоум» с припиской: «За доставление сего подарка благодарим искренно родственников молодого поэта, которого талант так много обещает».
Черты самобытности в стихотворении «Городок» неотделимы от черт народности. Народные краски в изображении бытовых сцен больше всего делают это стихотворение оригинально-неповторимым. Настолько неповторимым и самобытным, что почти незаметными становятся в нем все то признаки, которые указывают на сходство с Битюшконым.
Стихотворные дружеские послания Пушкина сродни его дружеским письмам в прозе. И те и другие живут и воздействуют в атмосфере литературной и языковой свободы. И там и здесь Пушкин чувствует себя наиболее открыто, раскрепощение, и там и здесь легкие разговорные интонации, блеск как бы нечаянного остроумия, господство стихии импровизации, непринужденный ход мысли. Недаром жанр стихотворных посланий иногда у Пушкина контаминируется с письмами, оба жанра легко и почти незаметно сочетаются, становятся частями единого целого. Это оказывается возможным благодаря их внутренней близости. Приведу пример из письма Пушкина к дяде Василию Львовичу от 28(?) декабря 1810 г. «В письме Вашем Вы называли меня братом; но я не осмелился назвать Вас этими именем, слишком для меня лестным.
- Я не совсем еще рассудок потерял,
- От рифм бахических шатаясь на Пегасе.
- Я знаю сам себя, хоть рад, хотя не рад,
- Нет, нет, вы мне совсем не брат,
- Вы дядя мой и на Парнасе.
Весной 1817 г. закончился лицейский курс. Наступило время прощания с местами, которые сделались дороги, прощания с друзьями. Теме дружбы и прощания посвящены последние лицейские стихотворения Пушкина •— его послания к лицейским друзьям. Они в разном роде: иные слегка шутливые («Товарищам»), другие взволнованные и серьезные («Разлука»). При этом в них заключено многое «на всю жизнь». Как высокое поэтическое пророчество звучат его слова из стихотворения «В альбом Пущину»:
- Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
- Неволю мирную, шесть лет соединенья,
- Печали, радости, мечты души твоей,
- Размолвки дружества и сладость примиренья,
- Что было и не будет вновь.
- И с тихими тоски слезами
- Ты вспомни первую любовь.
- Мой друг, опа прошла. по с первыми друзьями
- Ие резвою мечтой союз твой заключен;
- Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
- О милый, вечен он!
Последним словам стихотворения суждено было сбыться, быть может, еще более, чем предполагал поэт. Грозные времена и грозные судьбы ожидали впереди и Пущина, и Кюхельбекера, и Дельвига, и самого Пушкина. И всегда, как бы тяжело ни складывалась их жизнь, голосом радости и утешения был для них голос верной лицейской дружбы.