Царскосельский лицей в истории отечественной словесности неразрывно связан с именем величайшего русского поэта, который проучился там 6 лет – с 1811 по 1817 А.С. Пушкина.

Это было первое учебное заведение такого рода в России. Как позднее вспоминал император Николай I. «императрица Мария Федоровна желала отправить сыновей своих в Лейпцигский университет, чему, однако, решительно воспротивился император Александр I. Взамен того ему пришла мысль образовать в Царском Селе лицей, где бы младшие братья его могли слушать лекции ». Однако великим князьям учиться в лицее не довелось.

В декабре 1808 года всесильный тогда министр М.М. Сперанский (1772-1839), желавший скорейшей подготовки грамотных и квалифицированных специалистов, нужных для запланированных им государственных реформ, подал императору Александру I записку «Первоначальное начертание особенного Лицея». Позже, в 1815, М.М. Сперанский писал: «Без самолюбия скажу, что лицей соединяет в себе несравненно более видов, нежели наши университеты». А в начале 1810, при вступлении в должность нового министра просвещения графа А.К. Разумовского, Александр I передал ему на рассмотрение готовый проект образования Лицея, который предполагалось учредить в Царском Селе «с целью образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной, и составляемого из отличнейших учеников знатнейших фамилий». На самом деле знатнейших фамилий там было мало, а зачастую, учились неродовитые дворяне.

«Я питаю твердое упование, что заведение сие вскоре процветает под управлением начальства, кому оно вверяется», - писал Александр I.

Среди предметов, которые изучали лицеисты, были: языки (русский, латинский, французский и немецкий), основы Закона божьего и философии, логика, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, начала физики, история Российская и иностранная, хронология, география, чистописание, рисование, фехтование, верховая езда, плавание, изящные искусства и гимнастические упражнения.

Библиотека лицея, по замыслу, должна была быть «составлена с особым рассмотрением лучших книг, и никакие сочинения, вредные нравам, не должны быть в оную помещаемы».

Главным в лицее было, по словам его первого директора В.Ф.Малиновского, «воспитание без лести, раболепства, короче, воспитание достоинств».

Педагогам и наставникам полагалось относиться к воспитанникам корректно, как к взрослым: обязательно на «вы», с прибавлением к фамилии слова «господин». А еще у этого учебного заведения была важная особенность: там – впервые в России! – запрещались телесные наказания.

На лицей возлагались большие надежды: он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам. Срок обучения в лицее определялся шестью годами и делился на два курса – начальный и окончательный. Учебная программа лицея была пестрой и несовершенной. Бессистемная широта программы не способствовала глубокому усвоению наук. Впрочем, от воспитанников не требовали равного овладения всеми предметами.

В июне 1811 появились первые газетные публикации о наборе учащихся в лицей. 8, 12 августа и 14 сентября тридцать четыре человека были «испытаны» - насколько их знания соответствуют уровню обучения. По результатам в лицей оказались зачислены тридцать человек, среди них – Александр Пушкин.

19 октября (по старому стилю) лицей торжественно открыли в присутствии «Государя Императора, членов Святейшего Синода, Государственного совета и министров».

Эта дата стала для лицеистов священной…

Известный русский филолог академик Я.К. Грот (1812-1893) писал: «Имена лицея и Пушкина неразрывно связаны между собою в культурной истории России, и трудно сказать кто кому более обязан – Пушкин лицею или лицей Пушкину».

За сто семь лет (до 1917, когда лицей был расформирован) было выпущено 74 курса. Среди лицеистов – русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин, премьер-министр России В.Н. Коковцов (1853-1943) и др. знаменитые личности.

Впоследствии из Царского Села лицей был переведен в Санкт-Петербург и стал называться Александровским.

Новое учебное заведение – лицей – было открыто в октябре 1811 года в большом четырехэтажном флигеле Екатерининского дворца (левое здание).

Здание было построено в конце XVIII века архитектором И.В. Нееловым и приспособлено для нужд лицея В.П. Стасовым.

На втором этаже здания - столовая, больница, конференц-зал и канцелярия; на третьем – учебные помещения: комнаты для занятий, физический кабинет, химическая лаборатория, «газетная комната» - для чтения газет и журналов, актовый зал.

Четвертый этаж был разгорожен на маленькие комнатки (по две на одно окно) – спальни воспитанников. В номере 13-м жил Пущин, в 14-м – Пушкин.

Под аркой – выход на Садовую улицу и в парк. Там же (сразу налево) – дом директора лицея. В окна библиотеки (над аркой) лицеисты в 1812 году смотрели на наши войска, уходившие на фронт.

В 1949 году здесь открыт мемориальный музей. Подлинные документы, портреты, книги и вещи знакомят посетителей с жизнью первого выпуска и лицейскими годами Пушкина.

Из всех лицейских профессоров Пушкин, как и другие лицеисты, выделил профессора нравственных наук А.П. Куницына. Поэт надолго запомнил его пламенную патриотическую речь на открытии лицея («…И мы пришли. И встретил нас Куницын…»), и лекции Куницына о естественном праве. Профессор утверждал: «Никто не может приобресть права собственности на другого человека». Это было ясно, понятно и справедливо. Учитель сумел увлечь поэта и его товарищей подлинной любовью к свободе, ненавистью к деспотизму и позорному крепостному праву.

Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года. Через Царское Село шли войска. Лицеисты их провожали:

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались…

В свободные от уроков часы воспитанники вместе с педагогами спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Всех охватило глубокое патриотическое воодушевление. Оно сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу.

Причастность к исторической судьбе народа предопределила дальнейшее развитие творчества Пушкина как русского национального поэта.

Уже с конца 1811 года в лицее стали издаваться рукописные газеты, журналы, сборники. Пушкин принимает в них деятельное участие. В лицейские годы Пушкин пишет много и в разных жанрах: оды, элегии, послания, поэмы, комедию, роман.

До нас дошли около ста двадцати стихотворений Пушкина-лицеиста, но это далеко не все, что было написано им в эту пору.

Творческие силы Пушкина-лицеиста проявлялись с кипучей энергией. Ему приходили в голову разные поэтические вымыслы, и тогда его лицо то мрачнело, то прояснялось от улыбки.

В стихотворном послании одному из учителей («Моему Аристарху», 1815) сам Пушкин пишет о том, как у него рождаются стихи:

Сижу ли с добрыми друзьями,

Лежу ль в постели пуховой,

Брожу ль над тихими водами

В дубраве темной и глухой.

Задумаюсь – взмахну руками,

На рифмах вдруг заговорю…

Лицейские стихотворения Пушкина показывают, что юный поэт растет, как сказочный богатырь, не по дням, а по часам.

Ясность и трезвость мысли, критическое отношение к его учителям предохраняет Пушкина от ученического подражания. Слава Пушкина-поэта растет не только среди лицеистов. С 1814 года стихи Пушкина начинают печататься в журнале «Вестник Европы», а с 1815 года – еще в двух журналах.

Казалось, что учиться в то время, когда отечество в опасности, невозможно. До лицеистов доходили слухи, что во многих учебных заведениях старшие учащиеся группами подавали заявления о том, что не могут учиться, и часто уходили – вернее, убегали – на войну. В лицее занятия продолжались своим чередом.

Читал Пушкин очень много как на русском, так и на французском языке. За это товарищи прозвали его «французом», на что он во время войны особенно сердился.

Из произведений русских писателей он увлекается тогда стихами Державина, Жуковского, Ломоносова, Батюшкова, читал комедию Фонвизина «Недоросль», только что вышедший сборник басен Крылова и много других книг. В лицее была большая хорошая библиотека.

Закончилась Отечественная война 1812 года. В июне в Царское Село уже возвращались из Франции полки гвардии.

Пушкин знакомится с молодыми гвардейцами – среди них Олсуфьев, Николай Раевский-младший, сын героя Бородина. Сколько воспоминаний! Сколько впечатлений! Сколько новых интересных друзей с такими широкими горизонтами, с таким драгоценным личным опытом.

Победный мир все шире развертывал крылья над великой страной, он одобрял к действиям, действия начинали набирать силу.

Из заграничных походов вернулись русские офицеры, и лицеисты стали встречаться с ними.

Среди товарищей Пушкина были юноши с реакционными взглядами, привитыми им с детства. Но основная масса лицеистов – товарищей Пушкина – была проникнута духом вольномыслия, жила дружной братской семьей.

Лицеисты живо интересовались и политическими событиями, и литературной жизнью.

В Пушкине под влиянием событий Отечественной войны 1812 года еще более окрепла любовь к Родине и народу.

В стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» (1814 ) юный поэт с восторгом пишет о русских ратниках-богатырях. С болью в сердце он говорит о пожаре Москвы, о ее развалинах, но утешается тем, что занятие Москвы французами было началом их гибели:

Утешься, мать градов России,

Воззри на гибель пришлеца…

Взгляни: они бегут…

Пушкин видит источник победы России над Наполеном в героизме русского народа-патриота, в отпоре широких народных масс врагу:

Восстал и стар и млад: летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем зажжены.

Пушкину хотелось скорее принять непосредственное участие в многообразной и кипучей общественно-литературной жизни. Поэтому он стал тяготиться пребыванием в лицее, закрытом учебном заведении. В его стихотворениях все чаще прорываются жалобы на вынужденное невольничество.

Эту грусть до известной степени скрашивала дружба лицеистов. Она питалась патриотическими чувствами, а также играми, забавами и общими духовными интересами. Пушкин увлекался борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда его побеждали. Он, однако, легко забывал пустячные обиды, но долго помнил серьезные, нанесенные ему как человеку и унижающие его личное достоинство. Таких обид он не прощал. Но если же был сам виноват, то всегда искренне раскаивался и делал это с подкупающей простотой и непринужденностью.

Лицеисты были очень горды, когда в 1814 году в журнале «Вестник Европы» появилось первое напечатанное стихотворение Пушкина «К другу-стихотворцу», обращенное, вероятно, к Кюхельбекеру. Стихотворение это Пушкин подписал так. Александр Н.к.ш.п.

Пушкин отличался в лицее веселостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но шутки Пушкина никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей. Вот, например, какие строки он посвятил Дельвигу. которого нежно любил и которому рано привязался: Дай руку, Дельвиг! Что спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Такие шутки не оскорбляли и не причиняли вреда – о лености и сонливости Дельвига в классах ходили легенды.

Особенно мужали и сплачивались лицеисты в спорах и поэтических состязаниях. Недаром Пушкин отметил эту особенность «прекрасного союза» - «Срастался он под сенью дружных муз».

Педагоги поощряли литературное творчество, и вскоре в лицее обнаружилось много стихотворцев. Стихи писали Кюхельбекер, Дельвиг, Илличевский, Корсаков и Яковлев, но первенство Пушкина признавали все. И, конечно, не случайно, что именно Пушкину предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 8 января 1815 года в присутствии знатных вельмож.

Лицеисты знали, что сам Державин – первый поэт XVIII века – будет среди именитых гостей. В оде «Воспоминания в Царском Селе» Пушкин прославил победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Его привлекла патриотическая тема тесного союза ратного подвига и поэзии. В оде упоминался и Державин, воспевший «струнами громозвучных лир» полководческий талант Суворова.

Пушкин прочел стихотворение «с необыкновенным оживлением». Державин был растроган и хотел его обнять.

Позднее Пушкин придал этому событию особый смысл и воспринял прощальный привет Державина как естественную, закономерную смену поэтических поколений и эпох. Он осознал себя наследником национальных стихотворных традиций:

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Под печатным текстом «Воспоминаний в Царском Селе» Пушкин впервые поставил полную подпись: Александр Пушкин. Имя Пушкина стало известно за пределами лицея.

Вдохновение не покидало Пушкина в лицейские годы. По воспоминаниям современников, товарищи часто видели его хмурым, задумчивым, грызущим от нетерпения перо или с огненным взором читающим про себя только что сочиненные стихи.

Лицеист старшего курса Пушкин, невзирая на то, что он воспитывался в закрытом учебном заведении, не мог остаться вне веяний времени, не мог не выявлять к ним своего отношения, не мог не занять своего положения в начинающейся тогда подвижке общественных сил.

В 1815 году в Петербурге возникает мысль о новом литературном обществе, простом, близком к жизни, которое и оформляется к осени.

В богатых домах Д.Н. Блудова и С.С. Уварова «заседало» общество «Арзамас». Членами его были и Н.М. Карамзин, и знаменитый партизан Денис Давыдов. Арзамасцы смеялись, не стесняясь, над всем, что казалось им смешным, устарелым, нелепым, отсталым.

В такое независимое, богатое общество был принят и Пушкин, правда – заочно. Он получил прозвище «Сверчок»: ему шел шестнадцатый год, он был лицеистом, ему приходилось сидеть «за печкой». Такого лестного приема добился для друга В.А. Жуковский.

И Пушкин на старшем курсе лицея уже отходит от своих школьных сверстников по официальной учебе, он ищет и находит новые знакомства и интересы.

Пушкин познакомился с П.Я. Чаадаевым, блестящим гусарским офицером, философом, человеком острого ума, мятежного духа. Юный лицеист восхищался им. Впоследствии Пушкин, по его собственному признанию, высоко оценивал значение Чаадаева для своего умственного и нравственного развития.

Беседы с Чаадаевым раскрыли перед молодым Пушкиным область мысли, смежную с историей, именно область культурно-философского, сравнительного рассмотрения судеб России и Европы.

Поэт позднее, во втором своем послании Чаадаеву, точно указал, чем он обязан этому мыслителю:

Ты был ценителем моих душевных сил;

О, неизменный друг, тебе я посвятил

И краткий век, уже испытанный судьбою,

И чувства, может быть спасенные тобою.

Во глубину души вникая строгим взором,

Ты оживлял ее советом иль укором;

Твой жар воспламенял к высокому любовь;

Терпенье смелое во мне рождалось вновь;

Уж голос клеветы не мог меня обидеть:

Умел я презирать, умея ненавидеть.

Пушкин зреет, растет, опираясь на творческий опыт всех этих новых, бывалых людей.

В это же время Пушкин пишет послание «Лицинию», помещенное в журнале «Российский музеум» в 1815 году, прикрытое конспирирующим подзаголовком «С латинского», где 16-летний Пушкин показывает, как и его захватывает ветер свободы, дующий с Запада.

15-летний Пушкин в своем творчестве уже касается основных, самых глубоких проблем человеческой истории. Пушкин растет и мужает своим смелым духом, своим несравненным талантом… Про него накануне самой своей кончины Державин говорит своему любимцу, молодому Аксакову: «Мое время прошло… Скоро явится свету второй Державин – это Пушкин, который уже в лицее перещеголял всех писателей».

Лицеист Пушкин уже вращается в придворном свете, он пожинает первые лавры своих успехов. Летом 1816 года состоялся пышный праздник в соседнем с Царским Селом Павловске – великую княжну Анну Павловну, сестру царя, выдавали замуж за наследного принца Нидерландского Вильгельма. Шумели, рвались фейерверки, декламировались стихи Пушкина, за что поэту были высочайше пожалованы золотые часы.

Беседы с Карамзиным дали плоды в этой богатой душе – настоящее нужно осмыслить через опыт прошлого. Пушкин еще не собирается писать книг по истории, он пока еще молодой поэт, воображение которого кипит, сердце которого жарче вулкана. Так задумывается на старшем курсе лицея, так

возникает еще неясно, словно «сквозь магический кристалл», народная поэма «Руслан и Людмила».

Неохватна сложность растущей души Пушкина… Наряду с русской языческой радостью «Руслана…», в ней пускает ростки нечто противоположное солнечным мыслям и чувствам – темное, смутное, но беспредельно могучее. Он пытается решить громадную проблему, поставленную окружающей его исторической действительностью, - проблему религиозной веры. С января 1817 года готовит он свое «Безверие», чтобы читать на выпускном экзамене.

И в самой разработке, и в движении этой темы Пушкин остается по-своему тактичным и оригинальным. В высшей степени удачно он не защищает веры, он лишь нападает на безверие. Эта ранняя вещь Пушкина перекликается, по сути дела, с другим его, уже поздним стихотворением «Странник», написанный под конец жизни поэта (1835).

Пушкин гениальной своей натурой уже в юности чуял, усматривал, прозревал основные темы жизни человеческой, как некие четкие константы, работал с ними, уходил от них и снова возвращался к ним.

К тому же лицей ослабляет свои строгие рамки закрытого учебного заведения. В декабре 1816 года Сергей Львович везет молодого поэта к себе. В эти дни Пушкиных навещают друзья, среди которых В.А. Жуковский и новый человек для молодого поэта – П.А. Плетнев, бедный, незаметный человек из семинаристов, учившийся в педагогическом институте. Плетнева ввел к Пушкиным Жуковский, и Плетнев оставался верным другом и помощником Пушкина на всю его жизнь. П.А. Плетневу адресовано было при отдельном издании 4-й и 5-й глав «Онегина» посвящение, ставшее в полном издании романа в 1837 году – уже без его имени – посвящением ко всей поэме.

А тем временем в общественной жизни появляется кое-что определенно симптоматическое. В январе 1817 года полковник Пестель уже пишет «Устав Союза Спасения» - этот смелый проект переустройства всего государства, где прямо требует уничтожения крепостного права. Пушкин все видит и слышит все, многое подмечает, записывает, многое переосмысливает.

Лицейская лирика отразила сложный путь рождения гениального поэта. Юный Пушкин часто воображал себя то мечтательным, грустным поэтом («Певец»), то ленивым мудрецом («Городок»), то беспечным и веселым гулякой («Пирующие студенты»). Конечно, Пушкин в жизни не был похож на те литературные образы, которые возникали в его стихотворениях. Герой

лицейских произведений еще очень условен. Постепенно Пушкин все чаще обращался к реальным картинам и освобождался от условных образов, возникающих в его ранних стихотворениях. Поэзия Пушкина опиралась на реальные предметы и явления жизни.

Подходили к концу лицейские дни. Открывая лицей для детей из дворянских семей, царь Александр I хотел подготовить их для будущей государственной службы, воспитать верных себе слуг. Он жестоко ошибся. Лицей не оправдал его надежд. Подрастая, лицеисты все больше интересовались вопросами общественно-политической жизни, все больше набирались вольного духа.

Наступил день выпуска лицеистов.

Разлука ждет нас у порогу,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум…

Ко времени окончания лицея Пушкин вполне был подготовлен к высокому назначению поэта-гражданина. Его умственный кругозор расширился, оформились передовые взгляды, возмужал его поэтический талант, он горел желанием «отчизне посвятить души прекрасные порывы».

Таким образом, лицейский период – пора ученичества и поисков самостоятельного пути – запомнился Пушкину и патриотическим подъемом 1812 года, и тесной лицейской дружбой, и первыми волнениями сердца, и свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы.

Расставаясь, лицеисты решили встречаться каждый год 16 октября - в день открытия лицея. 9 июня 1817 года Пушкин окончил лицей. Поэт «младых бесед оставя блеск и шум…» покинул стены школы, вступил во взрослую жизнь. Но память о нем хранится на аллеях Царскосельского лицея.

…Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

К нему не зарастет народная тропа…

Памятник в садике возле Лицея был заложен 26 мая 1899 года, к столетию со дня рождения поэта. Открытие состоялось 15 октября 1900 года. Скульптору Р.Р. Баху (1859-1933) удалось воссоздать поэтический образ Пушкина-лицеиста, но поэт кажется старше, чем в лицейские годы. На пьедестале с двух сторон помещены строки из стихов, связанных с лицеем: «Младых бесед оставя блеск и шум…» («В.Ф. Раевскому», 1822) и «Друзья мои прекрасен наш союз. » («19 октября», 1825).

С третьей стороны – 4 стоки из первой строфы восьмой главы «Евгения Онегина».

Поделиться