Последние годы Пушкина

Еще одна привлекающая внимание Пушкина историческая веха ‒ крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. В 1834 году была опубликована пушкинская «История Пугачева», материалы для которой поэт собирал не только в архивах, но и в Оренбургской губернии, где происходили описываемые события. Исследователи творчества Пушкина подсчитали, что в течение жизни поэт проехал по России 34 тысячи километров, и все эти поездки были частью непрекращающегося творческого поиска, постоянной работы.

Создав документальную «Историю Пугачева». Пушкин начал трудиться над исторической повестью «Капитанская дочка». в которой опять соединил судьбу государства с судьбой отдельного человека, оказавшегося помимо своей воли в эпицентре глобальных исторических событий. В повести решается и важный для Пушкина вопрос: каков истинный дворянин ‒ хранитель лучшего, что есть в русском дворянстве? Исторический вывод повести: «Не приведи бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»; нравственно-этический: «Береги честь смолоду». Повесть «Капитанская дочка» стала последним произведением, увидевшим свет при жизни поэта ‒ в декабре 1836 года.

Еще одна повесть, созданная и опубликованная им в этот период, ‒ «Пиковая дама» ‒ фантастическая и в то же время реальная история о человеке, рассудок и волю которого порабощает страсть.

В лирике А. С. Пушкина 1830-х годов появляются религиозные мотивы, поэт много читает Евангелие. Наиболее любимую свою молитву ‒ святого старца Ефрема Сирина ‒ он перекладывает в стихи ‒ «Отцы пустынники и жены непорочны. » (1836), а также и молитву «Отче наш»: «Отец людей,Отец небесный. » .

Русский философ С. T. Франк в статье «Религиозность Пушкина» писал: «. Пушкин преодолел свое безверие (которое было в эти годы скорее настроением, чем убеждением) на чисто интеллектуальном пути: он усмотрел глупость, умственную поверхностность обычного “просветительского” отрицания. В рукописи Пушкина 1827‒1828 года находится следующая запись: “Не допускать существования Бога ‒ значит быть еще более глупым, чем те народы, которые думают, что мир покоится на носороге”».

Доминирующие мотивы лирики Пушкина последних лет ‒ свобода и творчество. Одно неотделимо от другого.

Иная, лучшая потребна мне свобода: / Зависеть от царя, зависеть от народа ‒

Не все ли нам равно? Бог с ними. / Никому

Отчета не давать, себе лишь самому / Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; / По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественной природы красотам, / И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья. / Вот счастье! вот права.

(«(Из Пиндемонти)». 1836)

Во время второй поездки в имение Болдино в 1833 году Пушкин создал стихотворение «Осень (Отрывок)» .

Это стихотворение относится к пейзажной лирике, но, как всегда у Пушкина, пейзажная зарисовка выступает преамбулой к развитию особо волнующей поэта мысли. Загадка, над которой поэт благоговейно раздумывает, ‒ природа творчества, таинство рождения поэзии. Эта тема возникает в последних строфах стихотворения, связывая воедино все его части. Природа ‒ впечатления от нее ‒ состояние поэта ‒ минута вдохновения ‒ рождение произведения ‒ вот логика, по которой развивается лирический сюжет стихотворения.

Эпиграф к стихотворению: «Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?» ‒ взят из стихотворения Г. Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская». Это произведение ‒ гимн сельскому уединению и покою, столь плодотворному для поэта. К такому состоянию стремился и Пушкин, особенно в последние годы жизни. Обращаясь к Державину, Пушкин одновременно и продолжает поэтическую традицию, и ищет поддержки у великого предшественника. В то же время «Осень» имеет более широкое значение.

Природа в стихах Пушкина не декорация для развития чувств и мыслей лирического героя. Она самоценна, и наблюдение за ней ‒ повод для глубоких философских раздумий. Лирический герой восторгается не только осенней красотой природы, но и прежде всего ее вечной способностью к обновлению. Старение и умирание природы по-царски величественно: багрец и золото ‒ цвета властителей мира. Какой контраст с человеческой старостью!

Красота осени показана в сравнении с другими временами года, на контрасте с ними. Ироничны описания весны и лета:

Скучна мне оттепель; вонь, грязь ‒ весной я болен; / Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. <. >

Ох, лето красное! Любил бы я тебя, / Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Композиционное своеобразие стихотворения заключается в том, что автор прерывает описания лирическими отступлениями, замечаниями, рассуждениями, а потом снова возвращается к картинам природы. Композиция стихотворения аналогична композиции «Евгения Онегина»: имитирует свободное и естественное течение мысли и жизни.

В последних строфах движение стиха делается все более и более динамичным, в них много действия, жизни, волнения. И наконец ‒ то, ради чего поэт живет, в чем находит утешение и восторг, ‒ рождение стиха:

И пробуждается поэзия во мне. / И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут, / И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута ‒ и стихи свободно потекут.

Завершает стихотворение развернутая метафора ‒ сравнение поэзии с оснащенным и готовым отправиться в плавание кораблем.

Пушкин не был бы Пушкиным, если бы не заставил читателя задуматься над очередной из своих загадок. Заканчивает стихотворение XII строфа, которая содержит одну лишь строку и ряд многоточий:

Плывет. Куда ж нам плыть.

Можно попробовать ответить на этот вопрос. Стихи уже рождены, они принадлежат теперь не только поэту, ведь поэт, как библейский пророк, обязан нести божественное откровение людям. Слово поэта начинает свое плавание в мире. Куда оно отправится? Может быть, в человеческие умы и сердца, в вечность.

В конце 1830-х годов поэт окончательно определяет для себя, к чему стремится его душа и чего требует его гений:

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. / На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля ‒ / Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег.

(«Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. ». 1834)

Абстрактное понятие «счастье» сменяется четко сформулированным стремлением к покою и воле, к гармонии с миром и собой. «Побег» ‒ это возможность отрешиться от обременяющей действительности, чтобы потом вернуться в нее своими творениями.

Потребность в уединении и личной свободе была настолько велика, что Пушкин рассматривал даже сумасшествие как вариант обретения желаемого «покоя», что отразилось в стихотворении «Не дай мне Бог сойти с ума» (1833).

Стихотворение «Вновь я посетил. » (1835) было написано в Михайловском. Спустя 10 лет Пушкин вернулся туда, где «провел изгнанником два года незаметных», где его не раз посещало вдохновение, где создавались шедевры, сделавшие его первым поэтом России. Пушкин изменился и в человеческом, и в творческом отношении. На первый взгляд любимые места остались такими же, но только на первый взгляд.

Вот отрывок из письма поэта к жене: «В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею. »

Содержание стихотворения шире, чем просто описание увиденного и ностальгические чувства. В стихах Пушкина пейзажная зарисовка всегда выступает преамбулой к особо значимой мысли. Поэт с философским спокойствием констатирует неизбежную смену поколений, непрерывное обновление, которое и есть залог неколебимой гармонии мира. На смену отцам приходят дети:

Но около корней их устарелых / (Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась, / Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их, как дети.

«Здравствуй, племя | Младое, незнакомое!» ‒ приветствие людям будущего, связь с которыми, как и связь времен, поэт ощущал всегда.

Стихотворение написано белым стихом, «прозаичность» которого подчеркивает, что лирический герой не поэт, а простой человек, задумавшийся над вечными вопросами.

Обстоятельства жизни поэта как будто роковым образом препятствовали воплощению его стремлений к «покою и воле»: в 1832 году он получил придворное звание камер-юнкера и вынужден был вести светский образ жизни. Просьбы об отставке император не принял, дозволения жить с семьей в деревне не дал. Материальное положение Пушкина становилось крайне тяжелым: он должен был достойно содержать семью, а при жизни в столице, обязанности появляться при дворе это нелегко. Складывается впечатление, что в последние годы все обстоятельства неминуемо приближали трагическую гибель поэта.

«Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю, ‒ тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл», ‒ так определил причину гибели Пушкина А. А. Блок.

Есть мнение, что Пушкин предчувствовал близкую кончину, его стихи последних лет, фразы, брошенные в разговорах и письмах к друзьям, можно истолковывать и как предвидение. В то же время его друзья и современники были потрясены тем, как несправедливо и как-то особенно не вовремя оборвалась жизнь того, от кого многого еще ожидали: Пушкин не скрывал своих творческих планов, начал издавать журнал «Современник» ‒ само название говорит о том, насколько интересно было поэту его время, что он чувствовал в себе новые желания, побуждения к деятельности на новом, может быть, неожиданном поприще.

Символично последнее стихотворение Пушкина ‒ «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » (1836). Однако, создавая строки, которые многие прочли как эпитафию поэта самому себе, Пушкин следовал за своими великими предшественниками ‒ Горацием, Ломоносовым, Державиным. Может быть, это не подведение итогов жизни, а подготовка к началу нового ее этапа.

27 января 1837 года состоялась дуэль Александра Сергеевича Пушкина с приемным сыном голландского посланника Жоржем Дантесом. Дуэль стала последним актом многомесячной и тщательно подготовленной драмы, разыгравшейся вокруг семьи поэта. Пушкин был смертельно ранен и умер 29 января в окружении близких людей: Василия Андреевича Жуковского, Владимира Ивановича Даля, Александра Ивановича Тургенева, Петра Андреевича и Веры Александровны Вяземских. Похоронен поэт у стен Святогорского монастыря рядом со своим любимым селом Михайловским.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 94.25.228.146

Поделиться