XVI Пушкин: «Поэт» как он есть
Тема: «Поэт» Пушкина и ионические мотивы
Стихотворение «Поэт» Пушкина является одним из самых любимых у преподавателей русского языка и литературы, поскольку пушкинский «Поэт» сосредоточил в себе все «нужные» для программы темы. И тему ничтожности сочинителя виршей, и тему величия народа. Однако «Поэт» Пушкина не сводится только к набору штампов. Гений не был бы гением, если бы в своём «Поэте» Пушкину не удалось выразить нечто прямо противоположное всеобщим ожиданиям.
Весной 1829 года к Пушкину, 29, пришло большое, настоящее чувство. Позднее и последнее. Произошло это на ежегодном маскараде в доме Трубецких. Поэт в маске Олоферна танцевал котильон с Елизаветой Ушаковой (в костюме Тыквы) - и тут он увидел у колонны свою Любовь. То, что это Любовь, Пушкин понял мгновенно. Ноги перестали его слушаться, в глазах всё поплыло.
Карты, деньги, два ствола
В конце 1835 - начале 1836 Пушкин чуть не стреляется с Соллогубом. Здравомыслящий Владимир Александрович в дуэли участвовать совсем не рвётся и всячески увиливает, однако Пушкин буквально преследует его своими картелями в течение чуть не полугода. И, главное, совершенно непонятно - с чего? Формальный предлог просто смехотворен.
Во всей этой истории есть одно тёмное место: почему Пушкин столь решительно пресёк развитие отношений в самом начале, когда счастье само плыло ему в руки? Чтобы это понять, нам придётся вернуться в 1826 год. Мы помним, что в конце лета 1826 в жизни поэта имело место некое Откровение.
Так Пушкину, 27, открылась механика мироздания - в виде Трёх Простых Истин. Мир, как единое целое, существует исключительно благодаря присутствию в нём гениев. Таким образом, никаких “алмазных гвоздей” нет. Точнее, гений - он сам и есть “алмазный гвоздь", и такого “гвоздя” достаточно одного, чтобы мир вращался.
После известного происшествия Пушкин на следующий день уезжает на Кавказ, и дальше - в святую Персию, землю Ахурамазды и Заратустры. Ему нужно много что обдумать. Когда приходит чёткое понимание, что нужно делать, Пушкин возвращается в Москву (осень 1829). Его план таков. Он лично проследит за появлением своего внука-гения, вырастит его и в положенный час посвятит в тайну передачи "линии".
Со временем Пушкин начинает понимать, что в его возрасте и с его средствами найти хоть какую невесту чрезвычайно сложно. Даже промотавшиеся провинциалы из неблагополучной семьи с плохой наследственностью - и те выделываются, как могут. То согласятся, то передумают. То условие какое изобретут. Так проходит пол года, затем - ещё пол года, тянуть больше некуда.