Литературная гостиная по произведениям А.С. Пушкина
Приглушенный свет, изящные скатерти на столах, зажженные свечи в подсвечниках под старину. Слышите, где-то вдалеке, фоном, тихо звучит музыка великого Петра Ильича Чайковского. Презентация.
Медленно и торжественно в класс-гостиную входят участники действа. Девочки – с причёсками в стиле “золотого века”, на плечи накинуты красивые шали, с веерами, на руках – узорчатые перчатки. Мальчики – в цилиндрах, костюмах, галстуках-бабочках. Жюри (преподаватели начальной школы и завучи) чинно рассаживаются на свои места, оглядываясь по сторонам. Как всё вокруг преобразилось в один миг! Гостиная украшена рисунками детей: портреты друзей, няни, жены, самого А.С.Пушкина, иллюстрации к его сказкам. Дополняя общую картину, в углу небрежно стоит деревянная прялка. На столах болельщиков лежат томики стихов и сказок Александра Сергеевича разного года издания. Сразу от входа в глаза бросается отблёскивающий золотом сундучок, изготовленный руками заботливых родителей учеников, скрывающий немало “сокровищ”.
К этому празднику ребята готовились тщательно и заранее. Были проведены конкурсы чтецов, уроки по стихосложению; слушали музыку на произведения Пушкина, искали в библиотеках неизвестные факты из жизни поэта, рассматривали иллюстрации к произведениям Александра Сергеевича, рисовали сами.
Наконец, долгожданный день наступил. Болельщики и жюри готовы, команды “Современники” и “Коты учёные” (по 6 человек) располагаются за своими столами. Итак, открываем нашу “Литературную гостиную”!
Вступительное слово учителей:
– Сегодня мы собрались в этой великолепной литературной гостиной, чтобы вновь вспомнить о творчестве великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, почувствовать дух исторической эпохи “золотого века”, а сейчас звучат в нашей гостиной пьесы Петра Ильича Чайковского, который воплотил в музыке многие поэтические образы, созданные А.С.Пушкиным. Вы, ребята, сможете показать свои творческие таланты в изобразительной деятельности, в знании классической музыки, биографии и произведений поэта.
– Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль, но какая разница, в конце концов, в каком веке были молоды одноклассники! Сто, двести лет назад! Горели ли у них в классной комнате электрические лампочки или свечи. Пересекали ли они свою страну на поезде, самолёте или в карете, на почтовых лошадях. Носили ли джинсы или камзолы, треуголки. Разве мы, современники космических ракет и цветного телевидения не нашли бы, о чем спросить тех ребят? А они нас? Разве они, юные прадеды наши, не мечтали о будущем так же, как и мы? А разве не вглядывались в прошлое, пытаясь отыскать свои корни? Устремляясь в прошлое, мы как будто соединяем длинной цепью наше сегодня и их далёко – соединяем, и по цепи сразу бежит ток, и огромного расстояния как не бывало, и мы уже в компании тех ребят, а они с нами….
– Есть имена, как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблони – в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена. (И.В.Северянин. Пушкин. 1926)
Ученик-Пушкин (вглядываясь в зрительный зал ) выразительно читает стихотворение:
Ученики хором (ответ Пушкину, сочинённый преподавателями):
Александр Сергеевич!
Солнце наше!
Кланяемся низко до земли,
За прекрасные труды Ваши,
И за то, что нас в поэзию ввели.
Ну, а мы уж Вас не подкачаем,
Постараемся учиться и любить,
Чтобы также, но уже потомки наши,
Не устали славить Вас и поэзию творить!
1 конкурс: “Представление команд”.
Команда 4 класса: “Современники”.
Эмблема: (Рисунок 1).
“Сердце бьётся в ритме века,
Всё для счастья человека”.
Сказку-сказочку расскажем мы для Вас,
Пусть летит через реки и нивы,
Мы от Пушкина поведаем рассказ,
Только новые в нем мотивы.
Три девицы под окном
Говорили вечерком:
“Кабы я была царица, –
Молвит первая девица. –
Мне б Ивана окрутить,
На себе его женить,
Дом огромный с лимузином,
Возле дома тополя,
Есть ковры и пианино,
Сколько в доме хрусталя.
Мебель итальянская на кухне
И французский гарнитур,
Кошелек от денег пухнет,
Во дворе две сотни кур…
Окромя домашней птицы,
Соток 20 есть землицы,
И к тому же есть теплицы,
И гараж, и “Жигули”, –
И добавила царица, –
“Мама Вани – кладовщица.
Папа, кстати, у Ивана –
Главный повар ресторана.
Мне бы Ваню окрутить,
На себе его женить.
Он, по-моему, не скуп,
Хоть и двоечник, и глуп!”
“Кабы я была царица, –
Молвит средняя девица, –
Я б в любое время года
Занималась только модой.
По своей фигуре тонкой
Заимела бы дубленку,
Шерсть простую не носила,
Вот ангорка – это сила,
Джинсы с первой же получки
Я б купила на толкучке,
Белый батник из Парижа
И парик к тому же рыжий,
Мазала бы каждый день фиолетовую тень,
Парфюмерию из Ниццы….
Эх, была бы я царица!”
Третья – девушка симпатичная,
Говорят, не очень практичная,
Изложила свою позицию:
“Не желаю я быть царицей,
Не нужны мне шубы, и куры,
И французские гарнитуры.
Мне, чтоб звёздочки были поближе,
Мне б побольше хороших книжек.
Очень хочется мне учиться!
И зачем же мне быть царицей?”
Вечерком мечтали девицы,
Несвершившиеся царицы.
Команда 5 класса: “Коты ученые”.
Эмблема: (Рисунок 2).
“У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И, смелых, пять котов учёных
Пришли блеснуть своим умом!
Один поёт, другой рисует,
А третий – как поэт живёт.
Четвёртый сказки сочиняет…
А, в общем, Пушкина читают!
И знания приобретают!
Так вот, класс 5 “Б”,
Представлен Вам во всей красе!”
Обращение к жюри (учащийся 5-го класса, приложив руки к сердцу и приклонив колено):
“Я Вас люблю,
Чего же боле,
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в Вашей воле
Меня презреньем наказать!
Но Вы добры, милы, я знаю
И Вам всецело доверяю!” (отрывок из “Евгения Онегина” ).
2 конкурс “Лучший чтец”.
Слово учителя. “ Какое наслаждение проникнуть в мир Пушкина!” – воскликнул однажды В.Набоков. Это удивительный мир, мир звуков, красок, света. Имя Пушкина неразрывно связано с русской музыкой.
– Кто из композиторов обращался к пушкинским произведениям?
(Ученики могут назвать произведения М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского и многих других).
Пушкин раскрыл в своих стихах и музыкальное начало русской речи: её напевность, ритмическое, интонационное богатство. Каковы же были первые музыкальные впечатления поэта?
– Они связаны с одним из самых близких Пушкину людей – няней Ариной Родионовной. Она вводила поэта в русский сказочный мир. Песни, которые пела Арина Родионовна, не могли не оказать воздействие на маленького Пушкина.
(Звучит “Колыбельная песня” М.И.Глинки, на её фоне одним из учителей читается стихотворение Пушкина “Няне”.)
(Звучит музыка Г.В. Свиридова, музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина “Метель”, на их фоне вторым педагогом читаются “Зимний вечер”, “Дон”.)
Выразительное чтение учениками произведений А.С.Пушкина (заранее подготовленное дома задание, музыкальный отрывок подбирался индивидуально).
После прослушивания чтецов болельщики обсуждают выступавших:
- *Было ли чтение товарища выразительным, чётким, ясным?
- *Передана ли при чтении основная мысль произведения?
- *Выразил ли ученик своё отношение к героям или событиям?
- *Сумел ли чтец донести до слушателей красоту языка Пушкина?
3 конкурс “Художников”.
Задание: проиллюстрировать 2 сказки на выбор детей и рассказать о своей работе по примерному плану:
- Какой эпизод из сказки вы запечатлели?
- Что изображено на переднем плане вашего рисунка, а что – на втором?
- Какие цвета вы использовали и почему?
- Какие мысли и чувства вы стремились передать в вашем рисунке?
(В рассказ рекомендуется включить слова и выражения: особенно запомнился. удивил и восхитил. изобразил, нарисовал, запечатлел. ).
Одновременно проводится викторина по сказкам Пушкина со зрителями:
– Кто даст больше правильных ответов на вопросы, из какой сказки Пушкина персонаж или предмет. тот и победит (Приложение 2) .
4 конкурс “Поэтов”.
– Опять я Ваш, о, юные друзья!
Печальные сокрались дни разлуки:
И брату вновь простерлись Ваши руки,
Ваш резвый круг увидел снова я.
Ученик: В литературе, как и в музыке, Чайковский искал простоты чувства и глубины мысли – и это все находил у Пушкина. Он любил Пушкина всю свою жизнь. Поэт был для композитора мудрым наставником, вечно живым современником.
Тихо звучит музыка Чайковского. (Авторские стихи учеников ). (Приложение 3 ).
5 конкурс “Капитанов”.
– Определите, какие строки, из какой сказки (Приложение 4 ).
Вопросы по биографии А.С.Пушкина болельщикам:
– Назовите годы жизни поэта. (1799-1837).
– В нашем сознании живёт сложный образ Пушкина, черты прославленных портретов соединяются с восторженным отношением к его творчеству. Кто задумывался, каким он был? Как выглядел? (К сожалению, кинокамер и фотографий в то время не существовало. Но отрывки воспоминаний современников Пушкина, в которых передано непосредственное впечатление о поэте, ласковые названия (не постоянные прозвища!) до нас всё же дошли. Одни называли его “стрекозой”, “сверчком”, “искрой”. Другие, менее доброжелательные, – “обезьяной”, “мартышкой”. Сам себя поэт называл “смесью обезьяны с тигром”. Одним он казался прекрасным, другим – чуть ли не уродливым. Вероятно, этому способствовали некоторые необычайные черты оригинальной внешности Пушкина – малый рост, курчавая голова, “арапский профиль”. В соединении с живостью движений они производили особое впечатление.)
– Сохранилось несколько портретов поэта, написанных в разные периоды. Вспомните художников, писавших Пушкина. (Это гравюра Егора (Георгия-Иоганна) Гейтмана, рисунок Ж.Вивьена, акварель П.Ф.Соколова, портрет, написанный прославленным мастером В.А.Тропининым. Участники обсуждают репродукции портретов.)
“Я рад, друзья, познаньям вашим
И завещаю: дерзайте дальше”.
(в руках держит перо и бумагу, делает вид, что записывает, декламируя вслух стихотворение “Памятник” ). (Приложение 5 ).
Домашнее задание: написать сочинение – отзыв о проведенной “Литературной гостиной”.
Рекомендовано ответить на вопросы:
- Нужны ли такие мероприятия?
- Что особенно понравилось?
- Интересно было перенестись в XIX век?
- На какую тему вы еще хотели бы провести заседание “Литературной гостиной”?
Подведение итогов. Оценки жюри.
Вручение грамот, призов.
- Н.И. Еременко “Олимпиады по литературе, 5 класс,
- Издательство торговый дом “Корифей”, Волгоград.