Сценарий праздника «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»,

посвященный 210-летию со дня рождения А.С.Пушкина

В проекте «Наша новая школа» одной из задач является: «Обеспечить доступ обучающихся к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития».

Школа призвана обеспечить самоопределение личности в культуре и выработку на этой основе её жизненной позиции. В нашем посёлке нет театров, художественных и литературных музеев, многого другого, что обеспечивает условия для творческого саморазвития личности. Создание в школе литературно-художественной гостиной направлено на решение в какой-то мере этой проблемы.

Отличительные особенности работы литературно-художественной гостиной в том, что культура представляется в единстве её компонентов: литература, изобразительное искусство, музыка, декоративно-прикладное искусство, архитектура. Подведение итогов работы литературно-художественной гостиной проходит через участие в выставках, конкурсах и открытых тематических праздниках литературно-художественной гостиной.

Цель открытого тематического праздника «Здравствуй, племя младое, незнакомое»: подведение итога работы гостиной в течение первой четверти и презентация его аудитории.

Задачи:
Образовательная:
– дать представление о детских и лицейских годах жизни А.С.Пушкина, его окружении.

Воспитательная:
– воспитание интереса к русской поэзии через творчество величайшего поэта России.

Развивающая:
– способствовать интеграции детей в русскую культуру,
– содействовать этнической идентификации личности учеников.

Подготовительная работа:
– Поиск информации для сценария и презентации.
– Участие в конкурсе стихов А.С.Пушкина.
– Участие в конкурсе рисунков по сказкам Пушкина.

Оформление и оборудование:
– презентация «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
– выставка книг А.С.Пушкина и разных писателей о Пушкине;
– выставка рисунков по сказкам;
– выставка репродукций картин русских художников, изображавших поэта;
– конторка с подсвечником, чернильница и перья;
– элементы костюмов (цилиндры, жабо, кокошники, и т.п.);
– прялки и другие атрибуты героев сказок;
– сертификаты и Грамоты для поощрения детей.

Учитель( слайд 2):
Александр Сергеевич Пушкин – этим именем мы открываем для гостей двери нашей гостиной, которой мы дали название «Содружество Муз»

Часто бывает так, что мы вспоминаем того или иного деятеля культуры в связи с очередным юбилеем, а потом благополучно забываем до следующего юбилея. Первому поэту на Руси такое отношение не грозит. Пушкина читают, учат наизусть, цитируют, изучают и без особых поводов. Пушкин – первый поэт, который открывается нам в детстве и остается с нами на всю жизнь.

«Нет! Весь я не умру!»– верил поэт. Два века подтвердили эту веру! Видится глубоко символичным тот факт, что первый свой праздник наша гостиная посвящает великому поэту России.

Пушкин почитаем и в ХХI веке!

(Звучит увертюра к опере М.Глинки «Руслан и Людмила»)

Ведущий 1:
Более двух веков назад родился А.С.Пушкин, но трудно найти человека, который совсем не слышал бы его стихов.
Великий поэт, прозаик и драматург, основоположник современного литературного языка, он был у нас, по верному слову Горького, «началом всех начал».

Еще при жизни поэта называли «незаходящее солнце русской поэзии».

А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве (слайд 3). Москва того времени поражала смешением древнего и нового, богатства и нищеты. Рядом с великолепными башнями Кремля ютились жалкие лачуги нищеты.

Столицей в то время был Петербург, а Москва была тем местом, куда съезжалось на зиму дворянство из русских провинций. Во всех концах Москвы гремела музыка, танцевали, пели, веселились…

Ведущий 2( слайд 4):
Но была и другая Москва, просвещенная. Знатные, образованные вельможи, оставив службу при царском дворе в Петербурге, селились в Москве, украшая её великолепными дворцами. Москва гордилась своим университетом, библиотеками, театрами.

Россия училась читать и писать по книгам, которые издавались в Москве.

Ведущий 1( слайд 5):
К образованной Москве относился и дом Пушкиных. Отец поэта – Сергей Львович был потомок знатного, но обедневшего рода. Он любил литературу, сам писал стихи, как многие образованные люди того времени. Сергей Львович был дружен с известными тогда писателями, собрал богатую библиотеку.

Ведущий 2:
Мать поэта – Надежда Осиповна урожденная Ганнибал, внучка «арапа Петра Великого», была образованна, остроумна, красива, любила светскую жизнь и развлечения.

В семье Пушкиных было 8 детей, но пятеро умерли во младенчестве. Осталось трое: старшая дочь Ольга (слайд 6) (первый слушатель ранних стихов поэта), два сына – Александр и Лев. Мать больше любила младшего Левушку. Александр рос замкнутым и молчаливым ребенком

Далее рассказывают учащиеся 6-8 классов – члены литературной гостиной

Чтец 2:
Как было принято в то время в дворянских семьях, Пушкины наняли детям гувернеров– иностранцев. Родители заботились о воспитании детей в духе времени. Отец разрешал детям читать книги из своей библиотеки, где, в основном, была французская литература.

Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг перечитал их великое множество. Книги сделали свое дело. «Чтение – вот лучшее учение», – любил говорить Пушкин.

Чтец 3:
Благодаря книгам Александр в совершенстве знал французский язык и литературу. Он импровизировал и разыгрывал перед сестрой маленькие комедии. Эта любовь к театру осталась у него на всю жизнь.
Но французы-гувернеры не оставили о себе доброй памяти в сердце мальчика. Настоящими воспитателями и самыми близкими поэта на всю жизнь стали его бабушка и няня. Пушкин рано услышал меткую русскую народную речь

Чтец 4:
Когда Александру исполнилось 5 лет, бабушка увезла его в маленькое подмосковное село Захарово, которое было расположено в живописной местности. Там замкнутый Саша необыкновенно развеселился. Теперь он мог читать на берегу речки, в роще, в саду.
Мне видится моё селение, моё Захарово, – вспоминая детство, писал Пушкин,

Чтец 5(слайд 7):
Помимо французов-гувернеров в детстве около Пушкина всегда были русские люди: дядька Никита Козлов, няня Арина Родионовна. Бродя вместе с дядькой по деревне, мальчик не раз наблюдал, как тяжело живется крепостным людям. Он видел жниц, склонившихся над серпом, слышал плач детей, которых матери брали в поле.

По праздникам ходили в деревню слушать русские народные песни.

Гость литературной гостиной – фольклорный ансамбль «Светлячок»- исполняет народную песню «Северная скоморошина»

Чтец 6:
Няня Арина Родионовна первой познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у неё с языка. По вечерам, перед сном Саша часто слушал сказки. Позднее он многие записывал, а затем использовал их сюжеты в своих произведениях

Чтец 7(слайд 8):
В годы ссылки в Михайловском Пушкин особенно сроднился с няней.В длинные зимние вечера, в ветхом домике, Арина Родионовна, как в детстве, рассказывала поэту сказки. Она тогда была единственным собеседником Пушкина. Он. любя всем сердцем свою старенькую няню, посвящает ей свои стихи.

Чтец 8:
И эти строки посвящены няне, Арине Родионовне.
(ученик читает стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер »)

Чтец 9:
Детство Пушкина прошло в Москве. Этому городу он посвятил строки:

А юность поэта прошла в Петербурге. В 1811 году в Царском Селе, в летней резиденции царя, открывался Лицей (слайд 9) – учебное заведение для юношей благородного происхождения. Отец Пушкина решил отдать туда старшего сына – Александра. И вот в роскошном дворце собрались кандидаты со своими родственниками. Перед большим собранием экзаменаторов Александр отвечал уверенно и легко. Счастливый день! Экзамен сдан!

Чтец 10:
Годы учебы в лицее навсегда сохранились в душе Пушкина. В Лицее он нашел друзей, которые полюбили и оценили его талант. Здесь Пушкин стал поэтом. В лицее к нему пришла слава. На публичном экзамене в 1815 году Пушкин читает свое стихотворение «Воспоминание в Царском селе» (слайд 10). Это стихи о величии Родины, её сынов, её побед. Присутствовавший на экзамене Державин, знаменитый русский поэт того времени, сказал торжественно: «Вот кто заменит Державина!» Пушкин уже в Лицее был признан замечательным поэтом.

Он написал о друзьях, с которыми учился в Лицее: (слайд 11)

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз,
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы. нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

Ведущий 1( слайд 12):

Василий Федорович Малиновский – первый директор Царскосельского Лицея – сумел создать в Лицее неповторимую атмосферу свободы, дружбы, творчества, которую потом называли «лицейским духом»

Меж нами все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И тайны гроба роковые
.

Простым, но очень действенным принципом лицейской педагогики было правило: «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие». Преподаватель российской словесности Кошанский не только растолковывал ученикам правила грамматики, но и регулярно давал самостоятельные творческие задания, например, по написанию стихов на заданную тему. Такие «пробы пера» не прошли даром — обилие рукописных литературных журналов, издаваемых лицеистами: «Лицейский мудрец», «Неопытное перо», «Вестник», — говорит само за себя.

Ведущий 2:
Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц каникул, лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все 6 лет обучения воспитанники были оторваны от дома и родных, составляя единую лицейскую семью.

На протяжении всего обучения действовал единый режим дня:
( слайд 13)

Ведущий 2:
Для награждения отличившихся лицеистов были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея (слайд 14). Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».

Ведущий 1:
Образовательный процесс в Лицее был направлен не только на получение знаний, не на «натаскивание» специалистов в какой-либо узкой области, а на воспитание честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы.
Прощаясь с первыми лицейским выпуском, Энгельгардт, сменивший Малиновского на посту директора, подвел итог шестилетнего обучения такими словами: «Идите вперед, друзья, на новом вашем поприще. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас. »
Спустя год родился ответ — знаменитые строки Пушкина:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Чтец 11:
Вам захотелось мой портрет, У Александра Сергеевича Пушкина немало ранних куплетов, эпиграмм, стихов, написанных по-французски. Вот стихотворение «Мой портрет», написанное Пушкиным в годы учебы в лицее на французском и переведенное Генрихом Митиным:

Чтец 12:
Когда мы слышим имя Пушкин, тотчас представляем знакомый облик – вьющиеся волосы, бакенбарды, ясный взгляд. Чаще всего мы видим его таким, каким изобразил поэта художник Орест Кипренский (слайд 15).Это одно из лучших творений мастера.

Весной 1827 года художник вернулся из Италии в Петербург. В это же время из Михайловского приехал Пушкин. Видимо, заказ на портрет исходил от Дельвига, близкого лицейского друга Пушкина (Пушкин в одном из стихов назвал Дельвига «художников друг и советник»). По слухам, Пушкин не очень любил позировать, но Дельвигу и Кипренскому отказать не мог.

Пушкин изображен в строгом сюртуке и перекинутом через плечо пледе. Его руки изящно скрещены на груди. Силуэт отчетливо вырисовывается на желто-зеленом фоне. Освещение подобрано так, чтобы особенно выделяется вдохновенное лицо поэта.Фигура поэта написана анфас, но голова немного повернута туда, где в глубине за креслом виднеется скульптура Музы с кифарой в руках – постоянная неразлучная спутница поэта.

Портрет имел колоссальный успех, но в то же время вызвал некоторые споры. Одни отмечали необыкновенное сходство: «Видев его хоть раз, мы скажем, что это поэт Пушкин». Но были и другие, отмечавшие, что в жизни лицо Пушкина отличалось гораздо большей живостью и выразительностью.

И все же главный отзыв дал Пушкин. Он отозвался о работе Ореста Кипренского так:

Чтец 13:
Пушкин и сам изображал себя много раз. Его портрет встречается на страницах рукописей среди стихов и рисунков (слайд16).

Сохранилось около 90 его автопортретов. Пушкин был блестящим портретистом – графиком. Рисовал точно, верно, несколькими штрихами передавал самое главное. Глядя на страницы, исписанные его рукой, можно представить себе, как он работал.

Электричества тогда не было, поэтому на столе подсвечник. Писали в то время гусиным пером и чернилами. Вот Пушкин откинул голову, задумался (слайд 17):

И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
душа стесняется лирическим волненьем,
трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
излиться наконец свободным проявленьем –
и тут ко мне идет незримый рой гостей,
знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
и пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

Чтец 14:
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и не переставал изучать его всю жизнь. Нет у русского человека полноценного ощущения зимы, осени без пушкинских строк. Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, наслаждаясь изяществом их языка.

Ежегодно в начале июня, в день рождения поэта, во многих пушкинских местах проходят праздники, на которых звучат его стихи.

Представим себя участниками такого праздника.

(Читают стихи и ученики, и учителя)

К сожалению, через год поэта Есенина не стало.

Ведущий 1:
А сейчас проверим, как помнят стихи Пушкина наши гости:
Читаем хором «У лукоморья дуб зеленый …»

Ведущий 2:
К нам в гости пришли герои сказок А.С.Пушкина.
Слушаем, смотрим и отгадываем, из каких сказок эти герои.
(Балда, Рыбак и три девицы читают свои отрывки из сказок).

Ведущий1:
Александр Сергеевич Пушкин оставил нам огромное наследство – свои бессмертные стихи, хотя прожил всего 37 лет. Он был убит на дуэли. Похоронен недалеко от Михайловского, в ограде Святогорского монастыря. Многие люди приезжают сюда поклониться могиле великого русского поэта.

Всенародное признание Пушкин получил еще при жизни. Его имя носит город (бывшее Царское Село), его именем названы улицы и площади, театры и библиотеки. Стихи Пушкина переведены на многие языки мира. В тех местах, куда судьба забрасывала Пушкина, созданы музеи, стоят памятники. Первый памятник Пушкину в России был установлен только в 1880 году, в день рождения поэта (слайд 18).

Вот как об этом вспоминали современники:

Ведущий 2:
Ликовала Москва! Более 100 тысяч собралось в окрестностях Тверской, Страстного монастыря, на Тверском бульваре; обыватели взбирались на крыши, сидели на деревьях— всем хотелось стать свидетелями «чудного мгновения», когда падёт покров с памятника, обнажив превосходное творение скульптора А. М. Опекушина.

Пушкинские торжества 1880 года продолжились в Императорском Московском Университете и в Благородном Собрании. Там говорили речи-славословия Тургенев, Достоевский, Островский, Аксаков, Гончаров и Майков, Григорович, Ключевский и многие другие представители русской культуры.
Но прежде Слово о Пушкине произнёс святитель Макарий (Булгаков), митрополит Московский, возблагодаривший Творца за рождение Русского Народного Поэта

Ведущий 1:
«Ныне светлый праздник русской поэзии и русского слова. Россия чествует торжественно знаменитейшего из своих поэтов открытием ему памятника.

А Церковь отечественная, освящая это торжество особым священнослужением и молитвами о вечном упокоении души чествуемого поэта, возглашает ему вечную память .

Мы чествуем человека-избранника, которого Сам Творец отличил и возвысил посреди нас необыкновенными талантами… Поэт отозвался своею чуткою душой на все предания русской старины и русской истории… Он глубоко проникся русским духом и всё, воспринятое им от русского народа, перетворив своим гениальным умом, воплотил и передал тому же народу в сладкозвучных песнях своей лиры, которыми и услаждал соотечественников, и незаметно укреплял в чувствах патриотизма и любви ко всему родному»

Учитель( слайд 19):
Наверное, лучше о значении гения Пушкина для русского народа и не скажешь. Именно с Пушкина начинается для каждого, говорящего по-русски, любовь к поэзии и понимание её. Пушкин не писал специально для детей, но его сказки и стихи любят и знают дети и взрослые. Читая Пушкина, каждый раз открываешь для себя что-то новое.

2009 год – юбилейный. Исполнилось 210 лет со дня рождения А.С.Пушкина. Все любители поэзии принимали активное участие в юбилейных литературных конкурсах, чтениях, праздниках. Сегодня самые активные ребята получают сертификаты участников юбилейных литературных чтений, а наши гости- учителя - портрет поэта и его родословную.

(Учитель вручает детям сертификаты и Грамоты, а дети дарят подарки гостям).

Самым же большим подарком всем нам служат его бессмертные стихи

Стихотворением Пушкина «Памятник » в исполнении учителя литературы завершаем наш праздник.

Учитель литературы:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Литература:
1. М. Басина. На брегах Невы. Изд. «Детская литература» Л. 1969
2. Л. Семакова. Сказки Пушкина. ж. «Литература в школе» № 2 2004
3. С. Небольсин. Всемирное и русское в Пушкине. ж. «Литература в школе» №9 2002
4. В. Русаков. Потомки Пушкина. Изд. «Альбом» Л.,1990
5. А. Минина. Пушкин. Изд. «Альбом» Л. 2003

Фотографии праздника «210 лет Александру Сергеевичу Пушкину»

Чтецы стихов пушкина

Здравствуй, племя младое, незнакомое.

Чтецы стихов пушкина

Мужчины входят в образ

Чтецы стихов пушкина

Чтецы стихов пушкина

А сама-то величава, выступает, будто пава.

Чтецы стихов пушкина

Оказывается, это увлекательное занятие!

Чтецы стихов пушкина

Три девицы под окном пряли поздно вечерком

Чтецы стихов пушкина

Фольклорный ансамбль исполняет народную песню

Чтецы стихов пушкина

Вручение сертификатов участникам

Чтецы стихов пушкина

Снимок на память о празднике «210 лет Александру Сергеевичу Пушкину»

Презентацию «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»можно записать на CD в этнопедагогическом центре повышения квалификации .

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей в Эвенкии

Поделиться