Стихи пушкина на конкурс

Финал конкурса Пушкин в Британии-2013

Одиннадцатый раз проходит в Лондоне финал ежегодного конкурса Пушкин в Британии. 18 финалистов собрались в церкви St. Giles у метро Tottenham Court Road в центре Лондона для выяснения поэтических отношений. Мой третий конкурс зрителем.

Сложные чувства – вроде уже знакомые люди, знакомая обстановка, только меняются конкурсанты. Зал церкви заполнен наполовину, звучат скрипка и пианино в начале, чуть прихрамывает на этот раз Олег Борушко, организатор Пушкин в Британии, и возникает ощущение, что хорошее искусство должно отбираться годами. Возможно, что хорошее искусство должно быть элитарным, но доступным каждому при желании и способностях. Не массовым и не ежеминутным всё же, иначе оно обесценивается. И разным. Не все пишут стихи, кому-то нужно играть на пианино – если говорить только о творчестве.

Зазвучали стихи. Вначале финалисты прочитали произведения, начинающиеся со строки Пушкина «По-английски пред самоваром» из стихотворения Калмычке http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push17/vol03/y03-159-.htm. затем во втором раунде по несколько собственных стихов. Обычай продолжать строчки Пушкина на конкурсе существует давно, мне он не нравится, поскольку нарушает творческую свободу автора и отдает элементами плагиата, однако таков обычай этого конкурса, лучшего и уникального поэтического конкурса русского зарубежья.

В чем-то нарушает конкурс и традиционное байроновское и лермонтовское представление об одиноком поэте, читающем стихи у моря пустынным волнам. Все участники конкурса оказались яркими и интересными личностями, самого разного возраста, от 20 до более 60 лет, причем сложностей в понимании не возникало. Возможно, личностями не совсем обычными. Тем важнее было поговорить, увидеть компанию единомышленников и сохранить чувства надолго. Важно было и увидеть поэтов, читающих свои стихи. Можно было ассоциировать авторов с произведениями, понять искренность выражения чувств, честность, элементы игры или не игры в стихах. В интернете подобное не возможно. На следующий день после финала состоялся разбор стихов и поэтический слэм - участники читали стихи по полторы минуты, выступления оценивали зрители. Прозвучала интересная фраза, что интернет осложняет отношения, а некоторые участники, например, Вита Штивельман из Канады поделились опытом организации периодических мини-вечеров в своих городах и деревнях, посмотрели новый выпуск поэтического печатного журнала.

Завершая интригу соревнования, скажу о результатах. Первое место разделили студентки Литературного института Ольга Аникина и Дарья Верясова. Их хорошие стихи и выступления отличали уже элементы хорошего профессионализма, что, с моей точки зрения, снижало момент искренности и зрительского сопереживания. Мне более искренними, естественными и эмоциональными показались стихи зеленоглазых поэтесс с Украины Ольги Ершовой и Ии Кивы, привлекал оригинальный эпатаж Руслана из Швеции, который выступал под именем Полина Морозова, притягивали спокойно рассудительные произведения и тон Владимира Кетова, хрупко-звенящие стихи Анастасии Винокуровой, острая эмоциональность выступления Lia Prem, яркая самоуверенность Бориса Прусского и философская вдумчивость Рафаэля Мовсесяна. Впрочем, на слэме и в другие дни выразили и проявили себя все участники, а в ходе обсуждения каждый мог высказать мнения на будущее. Второе место заняла Теегина Тииджьина из Норвегии с «мягким певучим калмыцким», ее стихи были довольно сложными и причудливо образными. Третье место – у очень веселой, задорной и заводной Кристины Маиловской (Сумгаит – Волгоград – Санкт-Петербург – Финляндия). Приз зрительских симпатий - Дарья Верясова, Литинститут. Приз за лучшее стихотворение о любви сложным образом уже в последний момент конкурса достался Лене Зински (Белоруссия - Британия) за прочитанное на слэме лирическое и нежное стихотворение.

Каждый из участников чем-то запомнился и оказался по-человечески интересен.
Жюри по обыкновению состояло из довольно известных в литературных кругах личностей – Екатерина Гениева, Михаил Попов, Сергей Чупринин, Юрий Ковальский, Алексей Варламов и Олег Борушко. Разумеется, не знакомым с литературой имена могут не сказать много, тогда можно использовать интернет.
Вышла книжка стихов финалистов, которую можно было приобрести на конкурсе или, возможно, на сайте http://pushkininbritain.com/content/london_programm_2013_rus/. и будет выпущен сборник стихов победителей конкурса.

Из запомнившихся в обсуждении фраз: отличаться в поэзии можно только глубиной стихов; не смог дочитать стихотворение до конца – это поэма; присутствие сюжета понижает градус поэзии. Хотелось бы снова пойти хотя бы зрителем в следующем году. Кстати, некоторым финалистам за счет разных фондов были оплачены проезд и проживание – доказательство нужности поэзии и хороших стихов.

Репортаж и фото (Олег Борушко вручает приз Лене Зински) - Вадим Волков http://www.stihi.ru/avtor/wolfs .

По одному понравившемуся стихотворению от каждого из финалистов, больше можно прочитать в книжке или найти на сайте http://pushkininbritain.com/content/london_programm_2013_rus/ .


Боришполец Елена
Одесса Украина

Вместительность шкафа имеет значение,
Когда все твои Диоры в нем на местах,
А я – глубоко в тебе,
И тонны нас заменяют рыбу, вино,
И хождение по воде,
А остальное: голод и разговоры.

Давай подпишем контракт, что
Никогда не будет никаких контрактов.
Все только по образу и подобию.
Без пробирок,
Пустынь, задатков.
Все по-старому, все по-новому.

Моя белая память станет тебе холстом,
Безрамной твоей сублимацией
От обратного,
Спящим влечением вниз лицом,
Освобождением от круга пятого,
Друга тобой заклятого.

Слушается и гудит на ровне с маяком,
Дыхание твоей рубцеватой кожи.
Спи не долго,
Мой запекшийся ком,
Я без тебя ничто.
Вхожу,
Чтобы и ты тоже
Немела и плакала,
Как мята под языком.


Теегина Тииджьина
Осло Норвегия

Темно,
липкие тени разбросаны по квартире.
В этом мире
или в каком-то другом круглом мире
люди разбросаны -
и полотно
из нас видимо
в синем эфире


Струев Дмитрий
Денвер США

Я один. Ну и что? Все одни. Так назначено.
Жалко только слова понапрасну растрачены,
Жалко только ненужным пропитаны опытом,
Говорите, а я буду жить полушепотом.

Затаюсь тихим зверем под ивой, под вербою,
Не скажу ничего, ничего не потребую,
Все отдам, подходите, оставьте лишь малое,
Извлеку и из малого главное самое.

Ни истошные крики, ни происки времени
Не нарушат моe вековое терпение,
Мне не нужен покой, безразлична бессонница.
Ни о чем не просить, ни о чем не заботиться.


Винокурова Анастасия
Дрезден Германия

У тебя твои города и страны: приручил – не забудь проведывать и хранить.
У меня магическое сопрано и сомнительный дар не замечать границ.
Мы общаемся на изнанке дневного света, укрепляя ослабшие нити, скрывая швы.
Нам понятен главный из всех секретов: этот мир лежит на плечах живых.

Нас не встретят с оркестром на потайных дорогах и никто в нашу честь младенцев не наречёт.
Этот мир лежит на плечах здоровых. Береги себя – в нашем деле каждый наперечёт!
Я – метнувшийся звук, ты – гений самоконтроля. Мы – один одного загадочней и странней.
И совсем – понимаешь, совсем! – не играет роли, что порой происходит на солнечной стороне,

Где от ярких лучей – уродливее нарывы. Где от прежних обид лихорадит и коротит.
Этот мир лежит на плечах счастливых. Благородных атлантов. Нежнейших кариатид.
Только б нам, облачённым в спасительное юродство, не расслышать сквозь тревожную зыбь и муть,
Как заманчиво и бесконечно просто – разозлиться, отчаяться и шагнуть во тьму.

Истончается ткань, рвутся связи, крошатся плечи, забивается в ноздри едкий колючий дым.
Улыбайся – так, правда, гораздо легче, наконец, осознать, что каждый – незаменим.
С каждым новым прощанием сердце – неровной дрожью. Улыбайся, пожалуйста, всем вопреки и впредь!
Этот мир у нас на плечах. быть может, это именно мы не даём ему умереть.


Даугавиете Инга
Мельбурн Австралия

люблю мужчин, которые любят жён
(внесу поправку - своих, чтоб без липких глаз),
легко, напряжённо, по-разному любят, но -
случайный взгляд - и плавятся зеркала!
мужчины эти бывают бесстыдно нежны,
они уже знают оттенки всех "да" и " нет",
насколько зимой бесполезно-бесцветны сны,
а летом - обманчиво-ярок картинный снег,
таких мужчин узнаёшь по рывку зрачков,
(беззвучно взгляд огибает лица других),
движенью губ. всю залу - наискосок
Разрежет, вспорет - Господи, помоги! -
найдёт её. И в заоблачной пустоте
где воздух звонок,а звук бессильно тяжёл,
пространства грани не заменяют стен.

люблю мужчин, которые любят жён.


Прусский Борис
Нетания Израиль

Безлунной ночью из белесого тумана
на десятисантиметровых каблуках
к двери тяжелой дорогого ресторана
ты подойдешь – неописуема в стихах.

Твой макияж настолько будет безупречен,
и до того бездонным будет декольте,
что потеряет дар своей английской речи
все повидавший на веку метрдотель.

Пройдя вовнутрь и уверенно ступая
в роскошный, стильного декора вестибюль,
ты в гардеробной сдашь манто из горностая,
в руках оставив лишь изящный ридикюль.

И вот в наряде «от кутюр» кроваво алом,
который только на тебе лишь так хорош,
ты не спеша продефилируешь по залу,
и посетителей собою потрясешь.

Недостижимая до зависти, до боли,
десятки взглядов игнорируя спиной,
приостановишься, найдешь тот самый столик,
и сядешь рядышком не с кем-то, а со мной.


Ольга Аникина
Россия, Литинститут

то скрежет, то гомон, то шелест колёсный.
M.
. то скрежет, то гомон, то шелест колёсный,
вокзалы, авралы, билеты на входе…
Одних провожаешь легко и бесслёзно,
как выдох, как вечер, как лёд в половодье.

Но ветреным днём уезжают другие,
и кажется – вы уезжаете вместе.
И следом за ними проходишь круги их,
и крестишь их спины,
и крестишь, и крестишь.


Ия Кива
Донецк Украина

Дождь. Крылатые машины.
Небо ванну принимает
И расплескивает брызги
По скелетам площадей.

Солнце смотрит фильм про звезды.
Фонари бульвар качают.
Вены рек бьют по каналам.
Шепот капель. Тополей

Мокрые глядятся лица
В мутность луж и рябь пространства.
На углу у поднебесной
Чайкам крылья раздают.

Ангелы вьют хороводы
В шпилях дождевой столицы
И играют с ветром в прятки,
Херувимскую поют.

Красота не исчезает,
В купольном рыжье соборов
И в созвездьях томных арок
Сонный город сторожит.

Облака, скрывая жалость,
Отражают в окнах вечность
И целуют крыши в морды,
Пока время сладко спит.


Полина Морозова
Стокгольм Швеция

седеет крона от ненастий
сгибают память и ветра
зарубкам тесно на запястьях
судьбой исписана кора

однажды в тихом старом скверце
когда он был луной облит
на дубе вырезали сердце
с тех самых пор оно болит


Дарья Верясова
Россия, Литинститут

Мне каждый день даётся тем трудней,
Что в жизни – от макушки до корней –
Я проросла бессмысленно и криво.
Но видит бог: не злы мои дела,
Что там, внутри, где музыка плыла,
Всё тишина – как плесенью – покрыла.

И оттого ли, что она – во мне,
Я знаю: мне придётся онеметь,
Когда себя, как книгу, пролистаю,
Но всякой рыбе бог раскроет рот,
Но над землёю музыка взойдёт –
Серебряная, жгучая, простая!


Lia Prem
Нью-Йорк США

Я хочу рассказать,
Что такое осень.
Осень, мой дорогой друг,
Это когда уже не зовут больше в постели. И не тянут загребущих рук
Когда сожалительные ухмылки
Мужчин
Приходится иногда глотать:
Как пилюли, с которыми становится позволительно в кроватке мягкой времечко коротать
Осень это
Когда не важно,
Пахнет ли изо рта:
Понимаешь, что так бывает с каждым, потому что еда стала – совсем не та!
И к тому же,
Кому он нужен – запах,
Если рядом никого нет?
Если былое кануло в леты – в ложные записи: о жизни насекомых и планет?
Осень – это даже не разлуки:
Они тоже уже позади
Просто осенью намного чаще за окном дожди
Но и это – вот же!
– Уже не тревожит, –
Все потому,
Что в домах осенних – тепло и тихо, и никому
Даже в голову не приходит
Погоду плохую обвинять,
Если есть под рукой таблетки, и есть чем жевать.
И по-своему, осень
Очень даже удобна и хороша!
Волосы можно не причесывать часто и вставать – не спеша.
И смотреть на птичек, и никто не осудит,
Если прекрасный день?
К тому же затертое понятие «кто-то» тоже – постепенно – уходит. «в тень»
Так что, осень
– Такая пора в природе:
Даже если ее не ждать
Она все равно человека находит и кладёт – на кровать
Кто-то может вскочит тогда –
с перепугу! И побежит.
А другой просто ляжет –
Накроется одеялом,
И дрожит.


Мовсесян Рафаэль
Долгопрудный Россия

мы все – подброшенные в воздух;
живём пока не упадём,
и на лету глотаем воду
вдруг приносимую дождём.


Зелененькая Екатерина
Норчёпинг Швеция

Нет ничего
Огромней океана.
Я буду ждать
И ловить опилки.
Пока играет
Соленые гаммы
Мой тихий,
Мой великий

Шершавыми пальцами
В крупных кольцах
Из кораблей,
Подводной гальки.
Возьми всё золото,
Мне не жалко
С моих серег.
Смой их.
С моих тревог.
Вон их.
С моих обид. Так их!

По белым клавишам
Пароходов
Бежит твоя
Неземная песня.
До линии небосвода
Где город,
И мне – тесно.


Штивельман Вита
Торонто Канада

А небо отражается в реке.
И твердь одна, прозрачна и бездонна,
на твердь другую смотрит благосклонно.
Река лукавит. Блики вдалеке.

А звезды отражаются в цветах.
Цветы вбирают всеми лепестками
вечерних звезд безмолвное мерцанье
и отвечают трепетом листа.

Вот так же, расточительно нежны,
мои глаза в твоих отражены.


Зински Лена
Великобритания

Обувной магазин во Флоренции

Ты помнишь, мы шли по городу Да Винчи и Данте,
где в Арно любуются собой палацы. И черепицей
рдеют крыши. И в парке
делле Кашине я объелась желлато
с ванильной крошкой - как будто с маком.
Ты помнишь, как не по-мартовски было жарко! И вместо
того, чтобы упиваться искусством, мы вместе
держали курс к улице дэй Торнабуони, чтобы
в объятиях кондиционеров удобную/модную(!) купить мне обувь,
помнишь?
Ты был в любимой льняной рубашке,
как всегда отмеченной шоколадом,
и, присев к ногам моим, вместо
продавщицы мне на правую надел сандалию
из бежевой бархатистой замши со стразами.
И улыбнувшись, как принц Синдерелле,
сказал: "Выходи за меня замуж!".
Помнишь?
А потом в тех новых сандалиях
по каменному тротуару мы приплыли в Базилик Санта-Кроче,
где под знаменитыми фресками Джотто
зажгли свечи ценою в 4-e евро
и поклялись все так же ярко любить друг друга. Навечно.
Помнишь?


Маиловская Кристина
Финляндия

Толстый финн мне нежно гладит ручку,
На своем бормочет мне о главном.
Он гадает, что же я за штучка.
Просто я зализываю раны.
Солнце светит нежно, по-апрельски.
И балтийский берег так прекрасен!
Милый дом. И в клетку занавески.
Добрый финн на многое согласен.
Он готовит сауну, стараясь.
Я лежу на травке, словно пума.
Мне сейчас нужна такая малость –
Просто ни о чем совсем не думать!
Я его однажды съем на ужин.
А пока, любуясь панорамой,
Я треплю его смешные уши.
Просто я зализываю раны.


Ершова Ольга
Одесса Украина

По-английски, пред самоваром
Ты сидел, лихой и поджарый;
То души неуемным жаром,
То словами меня губя;

Отчего-то, когда рыдаю,
Я бесцветная и худая,
Так хожу я весь день, впадая
То в истерики, то в тебя;

В жизни много противоречий,
Бог послал (и как тут перечить):
Я искала судьбу полегче,
Мне ж достались ты и молчать;

Эта данность несправедлива,
Я хотела побыть счастливой,
Но твой строгий голос паршивый
Ни на что не хочу менять;

Ты не любишь меня нисколько,
Ты всегда говоришь мне «Олька»,
Что, конечно, плохо, поскольку
Уважения в этом нет;

После колких твоих укоров
Я вся вспыхиваю, как порох,
Я хочу оживленных споров
И. иду выключаю свет.


Кетов Владимир
Гамбург Германия

Допет любви сонет.
Нет повода остаться.
Погашена свеча
И выпито вино.
Но с вами не могу
Я просто так расстаться,
Хотя вам все равно,
Хотя вам все равно.

Туманно за окном.
Сменяет осень лето.
И вместе с пустотой
Приходит тишина.
И к скорбному листу,
Где горькие заметы,
Добавится одна,
Добавится одна.

А ваших пальцев шелк
Бестрепетно прохладен,
И слух ласкает мне
Короткий ваш смешок.
Физический контакт
По-прежнему приятен
И вызывает шок.
И вызывает шок.

А ветер за окном
Срывает паутину,
Даря свободой тех,
Которые мертвы.
И мы еще близки,
Но лишь наполовину.
И мы еще на «ты»,
Хотя уже на «вы».

Допет любви сонет.
И не к чему придраться –
Ни к яркости свечи,
Ни к крепости вина.
И, видно, суждено
Безадресным остаться
Вопросу: «Чья вина?»
Вопросу: «Чья вина?»

© Copyright: Новый Конкурс. 2013
Свидетельство о публикации №113060906744

Поделиться