Анализ стихотворения Пушкина

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд»
1. Вступление (тематическое)
Стихотворение можно отнести к вольнолюбивой лирике Пушкина, и к стихам о дружбе. Теме дружбы Пушкин посвятил много стихотворений. В основном, это связано с воспоминаниями о лицейском братстве. Данное стихотворение посвящено декабристам, сосланным в Сибирь на каторгу. Среди декабристов были знакомые Пушкину люди (всего 579 человек, пятеро – повешены) и лицейские друзья (Ив. Ив. Пущин, Вильгельм Кюхельбекер).
2. Основная часть
Восприятие. Стихотворение воспринимается как дружеская поддержка близких по духу и судьбе людей. Оптимистическое настроение стихотворения создается положительно заряженной лексикой «высокое стремленье», «надежда», «бодрость и веселье», «желанная пора», «любовь и дружество», «свобода».
Ассоциации, возникающие при чтении: гладиаторы, сражающиеся за свою свободу, для которых меч (гладий) был символом чести, но они мечтали о другом мече, деревянном рудии, символе их свободы. Ведь только свободный человек более не проливает кровь. Он уже отвоевал свою свободу.
Истолкование
1) Дата, сведения из истории создания стихотворения.
Написано в 1826 г. Друзьям – декабристам как послание. Пушкин передал его через Александру Муравьеву, которая отправилась в Сибирь к мужу – декабристу. Это было время после подавления Декабрьского восстания, когда в документах царское правительство утверждало, что идеи декабристов низменны и безумны, что заговор был составлен «горстью извергов». Аристократы отвернулись от арестованных декабристов, даже их родные и друзья не смели показать сочувствие узникам. В такое время Пушкин пересылает декабристам это стихотворение, которое звучит, как голос друга, солидарного с ними по духу и стремлениям.
2) Жанр. Род литературы, литературное направление, творческий метод.
Род литературы – лирика
Жанр по форме – послание
Жанр по содержанию – гражданская лирика
Литературное направление и Творческий метод (это одно и то же) – реализм.
3) Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом? Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если – да, то благодаря каким словам мы об этом догадываемся?
Настроение: поддержка, надежда, вера в будущую победу идеи свободы – оптимистическое настроение.
Чувства автора меняются по нарастанию: сначала утешение («храните гордое терпенье», «не пропадет ваш скорбный труд…») Потом – твердая уверенность в победе («придет желанная пора»), затем – чувство солидарности («любовь и дружество до вас дойдут», «братья меч вам отдадут», «как мой свободный глас»). И, наконец, - чувство будущего триумфа победителей («и свобода вас примет радостно у входа»)
4) Конфликт в стихотворении есть между теми, кто заточил друзей в «каторжные норы» сибирских рудников, и теми, кто боролся за свободу и гордо терпит наказание.
Положительно окрашенные слова: «высокое стремленье», «надежда», «бодрость и веселье», «желанная пора», «любовь и дружество», «свободный глас», «свобода», «радостно», «братья».
Отрицательно окрашенные слова: «сибирских руд», «терпенье», «скорбный труд», «несчастью», «в мрачном подземелье», «мрачные затворы», «каторжные норы», «оковы тяжкие».
5) Идейно-тематическое содержание.
Тематика и ведущая тема
Тематика – это, когда несколько тем в одном произведении.

Тема – это жизненный материал, который отражается в произведении.

Тематика: 1. Борьба против самодержавия. 2. Жестокая судьба борцов. 3. Взгляд в «радостное» будущее.
Ведущая тема: взгляд в радостное будущее, свободное от оков.

Основная мысль, ее развитие – жертвы борцов не напрасны, их дело не пропадет, оно имеет смысл и продолжение в умах свободолюбивых последователей и непременно победит.

Эмоциональная окраска и способы ее передачи, развитие чувства. (см. выше – настроение)
Общественное или личностное звучание преобладает в стихотворении?

Считаю, что в стихотворении звучит личностное отношение к проблеме. Поэт верит в справедливое будущее, как утопист, и как верили в него сами декабристы. Они смотрели на общество через призму собственной души, полной благородных стремлений к добру и справедливости для всех, не осознавая, что общество недостойно того будущего, которого они так жаждали (вспомним революцию 1917 г и чем она обернулась для народа)
Проблематика и главная проблема.

(Проблема – это вопрос, поставленный для разрешения. Проблематика – это несколько вопросов для разрешения)
1)Во имя чего лучшие люди идут на закланье?
2)Какое продолжение имеет их подвиг?
Главная проблема: Во имя чего лучшие люди идут на закланье?

Идейное содержание и главная идея.
(Идейное содержание – это много идей, их полный набор в произведении. Главная идея – это поиск ответа или ответ на главную проблему)
Главная идея: свобода, справедливость для народа – это высокое стремленье, оно стоит того, чтобы отдать за это мечты и жизнь.
Вечные темы в стихотворении: дружба, солидарность, честь, благородство.
Историческая тема: судьба декабристов
Вечная проблема: человеческий подвиг в истории страны.
Вечная идея: свобода и справедливость.

6) Элементы сюжета

1.Экспозиция – условия, которые создали конфликт: «Во глубине сибирских руд – храните гордое терпенье, не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье». «Скорбный труд» - подготовка к участию в Декабрьском восстании, «дум высокое стремленье» - Это благородные цели, которые ставили перед собой декабристы. Все это предпосылки конфликта.

2.Завязка – начало конфликта, его зарождение.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье
Придет желанная пора
(Несчастье, которым сопровождается надежда на освобождение и веселье)

3.Развитие действия – ход событий по возрастающей:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас
Любовь жен, которые едут за ними в Сибирь, дружество – это солидарность единомышленников и близких по духу и судьбе людей, которые не боятся озвучивать свои настроения и убеждения. Все это противостоит «мрачным затворам» и «тюремным норам», то есть, системе самодержавия.

4.Кульминация – высшая точка напряжения конфликта: «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут». Мечта о свободе осуществится!

5.Развязка – разрешение конфликта.
…и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут»
Свобода, радость встречи с «братьями», которые вернут им «меч», символ чести, достоинства, благородства, символ борьбы.

- Внешняя композиция – это главы, части, разделы произведения

Стихотворение состоит из четырех четверостиший.
- Внутренняя композиция – это построение событий, обстановки, образов – персонажей. Приемы внутренней композиции в этом стихотворении: 1. Монолог – обращение. 2. Пейзажи («во глубине сибирских руд» (зима, холод, Сибирь, рудники, глушь, Тайга – ассоциации). 3. Интерьеры – «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «каторжные норы», «темницы».
8) Особенности стихотворной формы
Метрика – раздел стиховедения о сочетании сильных и слабых мест в стихе, о стихотворных метрах и размерах.
Метр – упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе. Силлабо-тонический.
Размер – ямб (двухсложная стопа с ударением на втором слоге)
( ( ( --- ( --- ( ---
Во глу би не си бир ских руд
( --- ( ---- ( ( ( --- (
Хра ни те гор до е тер пень е
Особенности ритмики
Рифма: 1 строка четверостишия рифмуется с 3-ей – мужская рифма (заканчивается ударный слогом) 2-я строка рифмуется с 4-ой – женская рифма (заканчивается безударным слогом)
Способ рифмовки – перекрестная рифма 1-я с 3-ей, 2-я с 4-ой (абаб)
Специфика строфики – четверостишие (катрен) Повторяемость рифмы, способа рифмовки, размера.
Стилистические и художественные приемы
- лексика работает на контрастность, на конфликт, на противостояние:

Гордое терпенье – скорбный труд
Высокое стремленье – мрачное подземелье
Любовь и дружество – мрачные затворы
Свободный глас – каторжные норы
- тропы – слова и обороты в переносном значении: метафоры, метонимии, синекдоха, гипербола (преувеличение), литота (преуменьшение) и др.

1.Эпитеты: «гордое», «скорбный», «высокое», «мрачные», «свободный», «тяжкие» и др.
2.Метафора: «каторжные норы»
3.Олицетворение: «свобода… вас примет радостно у входа», «придет… пора», «надежда … разбудит».
4.Перифраза – замена слова описательным выражением:
«братья меч вам отдадут»
«оковы тяжкие падут» (имеются в виду не только кандалы, но и неволя, стеснение, рабство)
- Фигуры

1.Антитеза – сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов
Несчастье – надежда
Каторжные – свободный
Темницы – свобода
2.Перенос – несовпадение синтаксического чтения речи и чтения на стихи:
«темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа»
«Несчастью верная сестра
Надежда…»
10) Основные образы стихотворения: образы узников, их друзей, любимых, «братьев» (единомышленников)
Художественное значение: узники не одиноки, они могут верить не только в правоту своего дела, но и в своих близких, которые рядом – жены физически рядом, друзья и «братья» - душой и мыслями.
11) Образ лирического героя (автора)
Гражданин, патриот, друг, единомышленник, он – тоже борец за свободу, но его дело «глаголом жечь сердца людей» (фраза из стихотворения Пушкина «Пророк»), то есть, его стихи, его слова направлены на идею свободы и справедливости, как и у декабристов.
12) Место стихотворения в творчестве автора
Принадлежит к, так называе6мой, свободолюбивой лирике Пушкина. К этой лирике можно отнести и другие его стихи: «Узник», «К морю», «Анчар» и др.
13) Впечатления
- толчком для создания стихотворения становится 1-я строка «Во глубине сибирских руд» В душе поэта звучит суровая музыка «тяжких оков», непосильного труда, холода сибирских зим.
Последняя строка – «И братья меч вам отдадут» - это слова поддержки, веры, солидарности. А если 2меч» рассматривать как символ чести, достоинства гражданина страны, то все будет восстановлено, возвращено.

Узники уже не будут считаться государственными преступниками. История вынесла приговор самодержавию и реабилитировала декабристов. Мы восхищаемся их подвигом, как восхищался Пушкин.

Говорят, что Пушкин однажды сказал о том, что если бы от него не скрыли друзья о подготовке восстания (он был в это время в Михайловской ссылке), он был бы на Сенатской площади среди восставших.

Роль звуков в стихотворении: много сонарных согласных звуков и звукосочетаний, которые создают впечатление суровых условий, мрака: «сибирских», «храните», мрачном», «каторжные», «рухнут».

В звуках, изображенных в стихотворении: клацанье затворов, лязг цепей, грохот падающих темниц.
- Цвет стихотворения – серый, черный, темный. И в конце – свет свободы. А подтверждют это слова, говорящие о цвете «мрачные затворы», «мрачное подземелье».
- Категория времени в стихотворении.

Значение прошлого: «не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье»
Значение настоящего: «гордое терпенье», «надежда», «доходит мой свободный глас».
Значение будущего: «придет желанная пора», «оковы… падут», «меч отдадут» и др.

- Категория пространства – реальное (Сибирь, каторжные бараки, рудники)

- Степень замкнутости автора: есть ли обращение к читателю или адресату? Стихотворение обращено к декабристам в Сибири – они адресаты.

Заключение – личностная оценка и свое личное восприятие
- В творчестве поэта и в русской поэзии вообще, стихотворение занимает заметное место, благодаря свободолюбивой идее.

- Общечеловеческое значение – проблема свободы и борьбы за нее – одна из вечных в истории человечества

- Философское звучание – 1) Человек – это тот, кто имеет «дум высокое стремленье» «) Человеческое несчастье сопровождает надежда всегда: «несчастью верная сестра надежда».

- Шедевр – это исключительное, образцовое произведение. «В сибирь» - шедевр, потому что оно создано мастером на века, оно актуально и по сей день.
- Открытия в душе.
После прочтения глубже задумываешься о судьбе лучших людей в мировой истории (они всегда были гонимы), и о Пушкине, который всегда был под надзором, но посмел не побояться протянуть дружескую руку «государственным преступникам», восставшим против самодержавия.

Авторизация

Поделиться