Главная | О нас | Обратная связь
Философская лирика Пушкина
«Безверие» (1817), «Демон» (1823), «Если жизнь тебя обманет. » (1825), «Вакхическая песня» (1825), «Ангел» (1826), «Воспоминание» (1828), «Дар напрасный, дар случайный. » (1828), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. ») (1830), «Бесы» (1830), «Осень» (1833), «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. » (1834), «Вновь я посетил. » (1835), «Когда за городом, задумчив, я брожу. » (1836).
В гармоничном, многомерном художественном мире пушкинской лирики важное место занимают размышления о глубинных закономерностях бытия, о смысле жизни человека, о смерти и бессмертии. Эти философские проблемы пронизывают практически все произведения поэта; свобода, любовь, дружба, история, искусство понимаются в пушкинских стихах как высшие философские ценности. Вместе с тем многие пушкинские стихотворения обращены непосредственно к философским вопросам, и всегда вопросы эти ставятся поэтом глубоко и просто. Пушкин избегает чересчур «холодного» отвлеченного философствования, не создает поэтических «иллюстраций» готовых философских систем. В его стихах, в живых поэтических образах рождается самобытная художественная философия; пушкинский лирический герой размышляет, не теряя из виду живых образов реальности.
Центральным вопросом философской лирики Пушкина стал вопрос о вере, ее значении для человеческой души, о том, сколь тягостно и страшно безверие. Эта тема появляется еще в лицее: к выпускному экзамену 1817 года Пушкиным было написано стихотворение «Безверие» — философская ода-размышление о том, чем являются безверие и истинная вера для человека. Страх смерти, ощущение вечного одиночества, беспокойство души — неизбежная плата гордого рассудка за утрату веры. Размышляя, поэт хочет понять истоки этого тягостного состояния души, и видит их в охлажденности сердца («ум ищет божества, а сердце не находит»). Исследование этой разочарованности, а главное —
путей, которыми ее можно преодолеть, и станет главным предметом пушкинских размышлений.
Истоки и причины жизненного разочарования, опасности, которые подстерегают юношу в пору его вступления в жизнь, с особым драматизмом анализируются в стихотворении «Демон»[14] (1823). Его появление исследователи связывают с глубоким душевным кризисом, который испытывал поэт в начале 1820-х годов. Находящийся в ссылке (пусть и среди пышной южной природы, окруженный друзьями), он чувствует себя бессильным решать собственную судьбу. Разочарование усиливалось из-за общественных потрясений в Европе, в частности провала в 1823 году испанской революции, вступления в свободолюбивую Испанию французских войск. И вот на пороге жизненного пути пушкинский лирический герой ощущает, как его душа, словно порабощенная некоей посторонней злой силой, утрачивает свои лучшие чувства. Стихотворение начинается умиротворенным описанием времени, когда человеку «. новы // Все впечатленья бытия —// И взоры дев, и шум дубровы», «Свобода, слава и любовь», искусство — все это волнует молодого поэта. Но это счастье недолговечно; оно разрушается по воле Демона (он назван в стихотворении «злобным гением»), который, казалось бы, открывает молодому человеку истину — но на самом деле сеет в его душе сомнения и разочарование, рождает в нем ощущение ничтожества всего окружающего:
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Интересно, что «злобный гений» здесь не только не страшен внешне, но наоборот, искушает героя своим обликом. «Его улыбка, чудный взгляд» не дают оторваться — но все его действия мертвят и отравляют душу. В стихотворении нет однозначного ответа на вопрос, чем становятся для человека «печальные» встречи с Демоном — открытием истины или искушением ложью о мире. Демон разрушает все идеалы, он не верит в то, что жизнь имеет смысл, не верит в красоту («он звал прекрасное мечтою»), искусство, вдохновение, любовь, свободу. В поэтическом мире Пушкина эти ценности слишком значимы, чтобы их отрицание могло осознаваться как конечная истина, которую открывает для себя человек, находящийся на пороге жизни.
Тема Демона, внесенная этим пушкинским стихотворением в русскую поэзию, получит дальнейшее развитие у Лермонтова, Блока. Но если для поэтов, шедших следом, Демон отождествится с их лирическим «я», то для Пушкина он остается посторонней и злойсилой, душа человека не сливается с ним - оттого и рождается гнетущая тоска, которая томит пушкинского героя. Сам поэт осознает эту тоску как неизбежную болезнь своего поколения. Свидетельством этого стала небольшая заметка о стихотворении «Демон», как бы комментарий самого автора к тексту: «В лучшее время жизни сердце, еще не охлажденное опытом, доступно для прекрасного. Оно легковерно и нежно. Мало-помалу вечные противуречия существенности рождают в нем сомнение, чувство мучительное, но непродолжительное. Оно исчезает, уничтожив навсегда лучшие надежды и поэтические предрассудки души». «Сомнение» уходит, но и «лучшие надежды» уходят вместе с ним, оставляя человеку лишь вечную тоску, мечту возвратить утраченную душевную цельность, которую давала вера.
Настроения тоски, ощущение бессмысленности бытия, собственной ненужности в мире будут томить лирического героя по-тга и в дальнейшем, периодически возвращаясь в стихи. Наиболее трагически-безысходным окажется здесь стихотворение «Дар напрасный, дар случайный. », датированное самим поэтом днем своего рождения, 26 мая 1828 года. Это указание даты превратило поэтическую исповедь в своеобразную попытку подвести итог определенному этапу собственной жизни. Она, эта жизнь, кажется «напрасной», «случайной», осужденной на вечную «казнь». Пушкинский герой бросает упрек самому Создателю, «воззвавшему» его «из ничтожества». Он даровал поэту мятущуюся душу, поселил в его сердце вечную тоску по идеалу — но идеал недостижим, и вечное беспокойное стремление к нему кажется проклятием, измученный сомнениями в своих силах человек трагически осознает свою слабость и ненужность, бессмысленность существования:
Цели нет передо мною,
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Человеческая слабость может подстерегать и самых сильных; неверие в себя рождается здесь из сомнения в высшем божественном начале, которое одно может по-настоящему защитить свое создание — человека. Не случайно исследователь «духовной биографии» поэта, открывающейся в его стихах, B.C. Непомнящий назвал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный. » своего рода «антипророком»: в стихотворении «Пророк» слабый земной человек получил высшее указание — «Исполнись волею Моей»; следование по этому пути — единственная цель, которая придаст жизни высшее значение, не пустит в душу страх, подобный страху заблудившегося путника в стихотворении Болдинской осени 1830 года «Бесы». Фольклорный, сказочный колорит в нем все же не дает преодолеть ощущение мистической таинственности жизни, из глубин которой выступают бесы — олицетворение зла и вместе с тем — страдающие существа. В бесах все. спутано и смутно («пень иль волк» предстает перед глазами человека; то ли дикое веселье, то ли отчаяние звучит в страшной песне бесов — «домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают»). Они связаны с первозданным хаосом[15], который всегда грозит вновь возвратиться и смести, подобно снежному вихрю, покой и гармонию божественного устройства мироздания. Потому-то таким гнетущим аккордом заканчивается стихотворение: «Мчатся бесы рой за роем // В беспредельной вышине, // Визгом жалобным и воем // Надрывая сердце мне».
И вот, в самые трагические моменты жизни, человек в лирике Пушкина ищет пути, которые помогли бы вновь возвратить душевную бодрость, вернуть веру и в Бога, и в свои силы, в осмысленность бытия, в красоту, бессмертие человеческой души и чувств, которые живут в ней, прежде всего любви и поэтического вдохновения. Большинство философских стихотворений поэта пронизаны именно светлым началом, верой в то, что мрачные силы хаоса, душевной смуты и безверия отступят перед духовно мужественным человеком. Об этом стихотворение «Вакхическая песня» (1825). Не просто дружеская пирушка изображается в стихотворении — это пир близких по духу людей, окруженных со всех сторон тьмой ночи — страшной, таинственной, враждебной всему живому. Но свободный смелый разум, мужество перед лицом опасности, искусство («да здравствуют музы. ») разгонят эту мглу, возвратят человеку солнце: «Как эта лампада бледнеет// Пред ясным восходом зари, // Так ложная мудрость мерцает и тлеет // Пред солнцем бессмертным ума. // Да здравствует солнце, да скроется тьма!» — этим светлым аккордом завершается стихотворение.
Важной философской истиной становится для Пушкина мысль о моральной ответственности человека за свою жизнь, за все, что несет он миру и людям. Вина, которая может тяготить душу, понимается поэтом не только как нечто ужасное, мучительное, но вместе с тем и благое начало: она — знак пробуждения совести, пробуждения души, начало покаяния, после которого человек обретает возможность успокоения, обретает новые жизненные силы.
Таким настроением проникнуты стихотворения 1830 года «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. ») и «Воспоминание». Форма обоих стихотворений — лирический монолог-исповедь, в котором происходит полное самораскрытие человека, страданием очищается его душа. Время размышлений лирического героя глубоко символично. Это ночь, когда человеческая душа особенно остро ощущает свое одиночество посреди погруженного во мрак и тишину мира. «Часами томительного бденья» («Воспоминание») называет поэт это страшное время подведения итогов собственной жизни. Воспоминание является, подобно судье с суровым приговором («Воспоминание безмолвно предо мной // Свой длинный развивает свиток. »). Покаяние требует всех душевных сил человека, оно нелегко, муки совести подобны физическим мучениям, и, может быть, даже страшнее их — ведь они не прекратятся до тех пор, пока человек не преодолеет собственное заблуждение, не искупит страданием совершенного греха. В стихотворении это выражено полной глубокого символического смысла метафорой:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змее сердечной угрызенья.
Привычное выражение «угрызения совести» словно возвращается здесь к своему исконному смыслу: как страшное существо, грызет совесть человека, «отвращение», «жалобы», «слезы» томят его — и все же пушкинский лирический герой находит в себе силы «не смывать» печальных строк, помнить о совершенных ошибках, чтобы эта память и раскаяние поддерживали его на жизненной дороге.
Тягость «смутного похмелья» жизни, ее «безумных лет» томит поэта, но у него хватает мужества принять эти страдания, пережить их и возродиться вновь. Таков духовно-философский смысл финала стихотворения «Элегия»: лирический герой принимает жизнь, несмотря на все ее испытания, «меж горестей, забот и треволненья» бытия он в силах обрести новые «наслажденья» души: «Порой опять гармонией упьюсь, // Над вымыслом слезами обольюсь, // И, может быть, на мой закат печальный // Блеснет любовь улыбкою прощальной».
Ощущение счастья, полноты жизни среди тех испытаний, которые обрушивает мир на человека, все же достижимо. В зрелой лирике Пушкина, в 1830-е годы, желанное счастье осознается как возможность покоя, внутренней и внешней независимости, возможности спокойного свободного творчества, неразрывной связи с гармоничным миром природы, в котором нет отчаяния и смерти, все происходит глубоко закономерно, все возвращается, совершив предопределенный круг жизни, к своему истоку, и сама смерть становится началом рождения. Так, в стихотворении «Пора, мой друг, пора. » (1834) осознание того, что «летят за днями дни, и каждый день уносит // Частичку бытия. », не терзает души мудрого поэта. Он открыл для себя важную истину — «На свете счастья нет — но есть покой и воля. »; нет «счастья» — то есть полного удовлетворения всех желаний мятущейся души, но есть возможность преодолеть сами эти метания, сосредоточиться на самом главном — на самом себе, собственном внутреннем «я», самых близких окружающих людях — родной семье, друзьях, и в них обрести смысл бытия. «Побег // В обитель дальную трудов и чистых нег» — и есть новый идеал поэта, идеал Дома в высшем, философском значении того слова, Дома, в котором можно укрыться от светской суеты и опасностей, таящихся в глубинах бытия.
Размышление о таком «доме души» определяет философский смысл стихотворения «Осень». Оно навеяно уходящей в глубину веков поэтической традицией, источник которой — стихи римского поэта Горация, также восхваляющие покой сельского уединения, возможность быть самим собой вдали от светского шума и суеты. Прямо указано в стихотворении на связь с державин-ским посланием «Евгению. Жизнь Званская»[16] 1. из которого Пушкин заимствует эпиграф — строку «Чего в мой дремлющий тогда не входит ум. ». Эта перекличка с Державиным помогает поэту связать изображение мирного сельского уединения с мыслью
О благотворности подобной жизни для истинного поэта — только в мирном сельском уголке рождается вдохновение (мотив этот появляется у Пушкина в двух последних строфах стихотворения: «И забываю мир — и в сладкой тишине // Я сладко усыплен мо
им воображеньем. »).
Однако стихотворение имеет и более сложный философский смысл. В нем словно выстраивается «пушкинский космос» — картина цельного, завершенного мироздания, всей жизни природы и человека. Осень как время перехода, завершения старого и определения новых путей отвечает самым глубинным струнам души пушкинского героя («Теперь моя пора. », «Унылая пора! очей очарованье!», «И с каждой осенью я расцветаю вновь. », «Желания кипят — я снова счастлив, молод. »). Это не просто автобиографическое свидетельство (Пушкин действительно называл осень «любимое мое время», именно осень всегда бывала особенно плодотворной для творчества поэта); в стихотворении осень — время слияния всех начал бытия, время, в котором словно рядом уныние и красота, жизнь и смерть (не случайно сравнивает ее поэт с «чахоточной девой» — олицетворением красоты и одновременно умирания, в котором нет, однако, ужаса — ведь ничто не исчезает до конца в этом мире). Таким настроением проникнут у Пушкина осенний пейзаж:
Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистые покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
В стихотворении перед взором человека проходит весь круговорот времен года; не только осень, но и весна, лето и зима встают за строками поэта. В результате круг времени словно замыкается: как все возвращается в вечном круговороте природы, так и человек находит в себе силы увидеть в неизбежной старости и смерти начало новой жизни. Этот мотив определяет философский смысл стихотворения «Вновь я посетил. » — посещение уголка, где ты бывал в далекие годы юности (стихотворение связано с посещением Михайловского и словно отсылает мысль читателя к юношеской элегии Пушкина «Деревня»), рождает не только сожаление об утраченных годах, протекшей молодости («Уж десять лет прошло с тех пор — и много // Переменилось в жизни для меня, // И сам, покорный общему закону, // Переменился я. »). Эти изменения естественны и неизбежны, кроме того, только кажется, будто они необратимы и прошлое не вернется никогда. Оно воскрешается воспоминанием («Но здесь опять // Минувшее меня объемлет живо. »), воскрешается благодаря тесной связи человека с такими понятиями, как род, семья.
Семья — вот то средство, где, оставаясь жить в новых поколениях, человек найдет продолжение себя. Здесь рассказано о двух «семьях»: «семье» сосен и человеческой семье из трех поколений. В стихотворении герой вспоминает «владения дедовские» и мечтает о том, чтобы его внук тоже о нем вспомнил. Сама эта -мысль снимает трагизм размышлений о том времени, когда самого человека уже не будет. Обычная человеческая судьба — семья, дети — имеет великий смысл, потому что помогает преодолеть временную офаниченность нашего земного существования, преодолеть саму смерть. Наоборот, судьба «холостяка» (одна сосна, стоящая поодаль от «зеленой семьи» сосен) печальна.
В трагичном 1836 году Пушкин, похоронив мать, задумался и о своем месте на кладбище — он купил его рядом с могилой матери недалеко от Михайловского, у стен Святогорского монастыря. Петербургское кладбище не подходило ему: оно было, по его представлениям, продолжением неправедной столичной жизни. В стихотворении «Когда за городом, задумчив, я брожу. » (1836) говорится о том, что «решетки, столбики, нарядные гробницы» публичного кладбища пробуждают лишь злое уныние, потому что ложь и обман, чины и самолюбие господствуют и здесь, среди мертвых.
Совсем другое дело — «кладбище родовое» с «неукрашенными могилами» предков, которые названы «важными гробами» совсем не по чинам и наградам тех, кто погребен в них:
Стоит широко дуб над важными гробами,
Колеблясь и шумя.
Простота и покой, молитва и природа властвуют здесь. И в этом — обретение вечной истины.
Просты и глубоки пушкинские мысли о жизни и смерти. Причастность вечной жизни природы, отрицание миражей и искушений — в этом подлинность жизни человека и возможность преодоления кратковременности его существования.
Контрольные вопросы и задания
1. Как вы понимаете, что такое философская проблематика? Перечислите основные философские проблемы, которые ставятся в художественной литературе.
2. Каково значение мотивов веры и безверия, очарования и разочарования, радости и тоски в стихотворении «Демон»? Как они связаны с процессом познания бытия?
3. Перечитайте стихотворение «Бесы». Каково содержательное значение метафорического образа бесов? Как в стихотворении изображается вьюга, какова ее звуковая характеристика? Сколько раз в стихотворении повторяется начальное четверости
шие, почему? Можно ли сказать, что образы дороги, путника, ямщика, коней тоже метафорические? Что они могут обозначать? В стихотворении трижды встречается образ колокольчика. Как он меняется и каково его содержательное значение? Каковы основные идеи стихотворения?
3. Перечитайте стихотворение «Вновь я посетил. ». Каково значение мотивов прошлого, настоящего, будущего, памяти, жизни и смерти? Что символизируют образы сосен, рощи? В чем Пушкин видит возможность преодоления смерти?
4. Перечитайте стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу. ». Какие композиционные части можно выделить в стихотворении? Каким описывается городское «публичное кладбище»? Чем оно так отталкивает поэта? Как описывается «родовое кладбище»? Какие общечеловеческие ценности Пушкин связывает с ним? В каких символических образах выражен идейный смысл стихотворения? Почему стихотворение заканчивается многоточием?