Легенда об Арионе и стихотворение А.С. Пушкина

Разработка урока литературы (6 класс)

Тема. Легенда об Арионе и стихотворение А.С. Пушкина

Цель. углубить знания учащихся по творчеству А. С. Пушкина

Задачи. познакомить учащихся с легендой об Арионе и новым стихотворением А.С.Пушкина;

формировать умения: сопоставление художественного произведения с источниками, поисковая работа в решении посильных проблем;

обогатить нравственный мир учащихся, приобщить их к думам и чувствам поэта

Наглядность. портрет А. С. Пушкина, иллюстрация к легенде об Арионе, иллюстрация «Восстание 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади», монтаж «Лицейское братство»

Оборудование и материалы. интерактивная доска, компьютер, стихотворение А.С.Пушкина «Арион»

Эпиграф. Нас было много на челне…

Тип урока. урок – исследование

Опережающее задание. отдельные учащиеся готовят сообщения на заданную тему, независимые эксперты назначаются учителем перед уроком

II. Целеполагание (слайд № 1. Тема и эпиграф)

Сегодня мы продолжаем знакомиться с легендами Древней Греции. Но задача наша усложняется: надо сопоставить стихотворение А. С. Пушкина «Арион» с древнегреческой легендой. Для этого мы проведем расширенное заседание ученого совета, на котором присутствуют специалисты по истории, мифологии, творчеству А. С. Пушкина (пушкиноведы). Экспертам предстоит выслушать их сообщения и сделать свои выводы.

III. Формирование новых знаний

Для начала познакомимся с событиями 20-х годов 19 века.

Сообщение историка (слайд № 2. Иллюстрация « Восстание 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади»).

14 декабря 1825 года в Петербурге было поднято восстание. Организовали его декабристы (революционно настроенные дворяне). Декабристы называли себя детьми 1812 года. В 1812 году Франция напала на Россию. К этому времени Франция занимала лидирующее место в Европе: она захватила уже всю Европу, за исключением Англии. Именно в этой войне 1812 года будущие декабристы наглядно увидели, что русский народ, который вынес на себе основную тяжесть войны, достоин лучшей жизни.

В России были созданы первые тайные дворянские революционные общества. Они ставили своей целью свержение самодержавия, улучшение жизни народа, освобождение от крепостного права.

Восстание было жестоко подавлено: пятеро декабристов были казнены, 125 сосланы в Сибирь.

А теперь слово пушкиноведам (слайд № 3. Портреты Пущина и Кюхельбекера).

Среди декабристов были Пущин и Кюхельбекер. С ними Пушкин поддерживал дружеские отношения и после окончания Лицея.

По свидетельству очевидцев, во время восстания Пущин воодушевлял солдат. На допросах он не выдал ни одного из своих товарищей, а когда нельзя было уклониться от ответа, называл либо вымышленные имена, либо умерших. Заходила речь и о А. С. Пушкине.

Николай: «Посылали ли вы своему родственнику Пушкину письмо о готовящемся восстании?»

Пущин: «Я не родственник нашего великого национального поэта Пушкина, а товарищ его по Царскосельскому Лицею…Общеизвестно, что Пушкин, автор «Руслана и Людмилы», был всегда противником тайных обществ и заговоров».

Многих из декабристов А. С. Пушкин знал лично: они вместе пришли в Лицей в октябре 1811 года. ( слайд № 4. Монтаж «Лицейское братство»). Девиз Лицея звучал так: « Для пользы общей». Лицей должен был своих воспитанников сделать широко образованными и светскими людьми. Преподаватели стремились развить в своих учениках чувства гражданской чести, служения Отечеству.

Первенцы Лицея вполне оправдали надежды педагогов.

Шесть лет они провели здесь, в Царском Селе, даже на каникулы их не отпускали домой. Здесь все были равны, очень многие из них писали стихи, но первенство Пушкина признавали все.

Они помнили своё «лицейское братство», хранили каждый по-своему верность «лицейскому духу», девизу «Для пользы общей».

В конце 1825 года А. С. Пушкин был в деревне, к нему наведывались его лицейские друзья. Он даже хотел самовольно уехать в Петербург.

Представляете потрясение Пушкина, когда он услышал о событиях 14 декабря 1825 года, а летом 1826 года узнал о трагическом приговоре: пятеро повешены, 125 – отправлены на каторгу в Сибирь.

И вот в 1827 году А. С. Пушкин пишет стихотворение «Арион» (имя это нам знакомо по легенде древнегреческого историка Геродота).

Сообщение специалиста по мифологии (слайд № 5. Иллюстрация к легенде об Арионе)

С Арионом связана одна чудесная легенда. Судьба позвала Ариона на корабль, где матросы ограбили его и хотели убить. Но поэт упросил разбойников, чтобы они позволили ему спеть, и когда песня окончилась, он бросился в море. Очарованные песней дельфины спасли Ариона и вынесли его на берег.

2. Чтение стихотворения «Арион» учителем.

IV. Применение полученных знаний

1. Исследование экспертов

А теперь, основываясь на услышанном, попробуйте сопоставить древнегреческую легенду и стихотворение А. С. Пушкина. Работа по таблице (слайд № 6. Общее и различное в легенде и стихотворении).

2. Выводы экспертов (как бы вы ответили на вопрос: о чём стихотворение А. С. Пушкина «Арион»?)

3. Работа с эпиграфом.

Любое произведение, и стихи Пушкина в частности, учат нас жизни. А чему вас научил этот урок? Эпиграфом к нему взяты слова Пушкина (слайд № 7. Понятие эпиграфа).

Как эти строки связаны с нашей действительностью? ( Допустим, наш челн называется название своей школы )

4. Мнение независимых наблюдателей

Сегодня на нашем заседании присутствуют независимые наблюдатели, дадим им слово (оценивание работы учащихся их одноклассниками)

V. Домашнее задание: стихотворение «Арион» выучить наизусть, по желанию сделать свою иллюстрацию к изученному стихотворению.

Поделиться