Любовь Пушкина и Гончаровой
20-12-2013, 11:37 просмотров: 12364, комментариев: 0
После возвращения из Михайловской ссылки (1826), неуемный в любовных приключениях Пушкин решил, наконец, жениться. Не оттого, что в очередной раз влюбился, а потому, что захотел «познать счастье». Все, кто знал поэта, очень удивились. Для влюбчивого и неугомонного ловеласа это было неожиданным и странным желанием. Ведь Пушкин всегда считал, что «брак холостит душу». Почти четыре года поэт находился в активном поиске. Он целенаправленно искал невесту. И в каждую претендентку непременно влюблялся. Это были девушки приблизительно одного типа: молоденькие барышни из благородных, добропорядочных семей Москвы или Петербурга, непременно красивые, превосходно воспитанные и очень юные, неопытные, с несложившейся индивидуальностью, или, как называл их сам поэт «мотыльки и лилеи».
Сначала он остановил свой выбор на Софье Федоровне Пушкиной, посватался к ней, но получил отказ. Следующей была Екатерина Николаевна Ушакова. Молва разносила по Москве новость: поэт помолвлен с Ушаковой. Но Пушкин так и не сделал ей предложение, уехал в Петербург. Там он влюбляется в Анну Алексеевну Оленину, имеет серьезные намерения, делает предложение, но на несколько часов опаздывает на торжество в доме Олениных по случаю помолвки их дочери и в результате получает отказ. Возвратившись в Москву, он снова намерен ухаживать за Ушаковой, но у нее к тому времени появился жених.
Зимой 1828-1829 гг. на одном из балов Пушкин познакомился с шестнадцатилетней красавицей Натальей Николаевной Гончаровой. Весной (1 мая) он сделал ей предложение, но родители невесты отказали Пушкину до совершеннолетия дочери. Весной следующего года (5 апреля 1830) он вновь обращается к матери Натальи с письмом, в котором снова просил руки ее дочери. Помолвка состоялась шестого мая. Пушкин. кстати, не так был озабочен отношением невесты к нему, как отношением ее родителей. Он считал, что, получив согласие родителей, он сможет сотворить из юного, несформировавшегося существа то, что ему будет нужно для семейной жизни. Прошло много месяцев, полных бурных событий (ссора с будущей тещей, холера в Москве, осень в Болдино, денежные хлопоты и т.д.), прежде чем восемнадцатого февраля 1831 года тридцатидвухлетний Пушкин обвенчался, наконец, с юной Натальей Гончаровой, которой пошел девятнадцатый год. Это произошло в Москве в церкви Вознесения на Малой Никитской. В письмах к друзьям он писал, что счастлив, что чувствует себя обновленным и переродившимся.
Он мечтал о Мадонне, об ангеле, причем его «ангел» должен быть великосветским, безукоризненно воспитанным. Но не учел, что успешно играть роль в великосветском театре жизни может только женщина живого, расторопного и восприимчивого ума. К сожалению, юная и простодушная Натали этим даром не обладала. В домашней жизни его «ангел» оказался капризным, вздорным существом. В случаях, когда было недостаточно обычной светской дрессировки, Натали не проявляла находчивости, чувства такта, терялась и делала ложные шаги. Она была слишком молода. Так произошло и в роковой истории с молодым кавалергардом Дантесом. Имея ревнивый нрав, Пушкин, тем не менее, и мысли не допускал, что его жена изменяет ему с Дантесом. Но он видел ее недостаточно осторожную и легкомысленную манеру общения с дерзким красавцем. По Москве поползли грязные слухи, что было нестерпимо для поэта. Он верил в честность Натали, но и понимал, что она не сможет сама поставить на место наглеца. Тогда сделает это он, ее муж! Ведь эти слухи – еще и личное оскорбление Пушкина. Ведь его предыдущий опыт говорил о том, что волочиться за дамой можно легко и спокойно, даже ничуть не уважая ее, а роль мужа-рогоносца всегда смешна и унизительна. И произошла дуэль (27 янв. 1837), в которой поэт был смертельно ранен. Он умер на третий день – 29 января. Натали была рядом. Она чувствовала свою вину за происшедшее, просила прощения. Умирая, Пушкин сказал ей: «Ты ни в чем не виновата».