Творчество Пушкина
Творчество Пушкина часто считают началом русской классической литературы.
Не то чтобы крупных писателей, поэтов и драматургов не было раньше, просто все они в большей или меньшей степени копировали иностранные образцы, в первую очередь французские.
Пушкин первый обратился к народной речи, народному сознанию и создал по-настоящему самобытную русскую литературу, хотя и связанную с мировой словесностью.
Такие попытки предпринимались и раньше, в том числе учителем и вдохновителем Пушкина – Жуковским, однако казались современникам (как и сегодняшним читателям) не очень убедительными и неуклюжими.
Постмодернист XIX века
Как и всякий творческий человек, Пушкин охотно подражал тогдашним русским и мировым классикам, особенно на начальном этапе. Все мы чему-то учимся у других и вначале копируем чей-то опыт, временами иронически обыгрывая его.
Однако Пушкин копировал и «обыгрывал» с бoльшим упорством, чем большинство его коллег по цеху, и делал это сознательно: он хотел в своём творчестве отразить культурную жизнь страны, подвести итоги предшествующего развития, посмеяться над культурными стереотипами и штампами своей эпохи, вступить в своеобразный диалог с собственными литературными кумирами.
Такой вот «постмодернизм» прослеживается во многих его произведениях. Пушкин любил иронизировать и иной раз не стеснялся в выражениях. Один из самых ярких примеров тому – небольшое стихотворение под названием «Телега жизни».
С одной стороны, это очередная вариация на избитую тему эпохи классицизма – философия «жизненной колесницы»; с другой стороны – чрезвычайно едкая насмешка над этой темой, написанная нарочито грубым языком с вкраплением матерной брани; а с третьей стороны – описание «чисто русского» варианта «жизненной колесницы», далёкого от классической возвышенности.
Культ Пушкина
При жизни Пушкина вокруг него сложился самый настоящий культ. Его почитание было настолько сильным, что критики-шестидесятники, в том числе Д. Писарев, пытались «развенчать» поэта и говорили о его бездуховности и «внутренней пустоте». Однако в советское время культ возобновился с прежней силой: по мнению многих авторов, культ Пушкина навязывался точно так же, как и культ Маркс а, Энгельса и Ленина.
Пушкин в других произведениях
Многие уверены, что «Пушкин – наше всё». Это утверждение достаточно спорное, однако уже современники писателя восхищались его творчеством и вдохновлялись им. На ряд творений классиков XIX века Пушкин повлиял прямо или косвенно.
«Ревизор» Н. В. Гоголя. Считается, что сюжет для комедии подсказал Гоголю Пушкин, рассказав ему случай из собственной жизни: когда он приехал в Нижний Новгород, чтобы изучить историю пугачёвского бунта (видимо, для написания «Капитанской дочки»), местный градоначальник принял его за ревизора, которого в городе как раз ожидали.
«Герой нашего времени » М. Ю. Лермонтов а. Вдохновлён «Евгением Онегиным », с которым перекликается во множестве деталей. Лермонтовский Печорин – это такая более мрачная и романтичная вариация пушкинского Онегина. «Кавказский пленник» Льва Толстого. Название рассказа отсылает к одноимённой поэме Пушкина. Видимо, с помощью этой отсылки Толстой хотел показать, насколько реалистичная история, этакая «правда жизни», представленная в его рассказе, далека от возвышенной пушкинской романтики.