Но мат в стихах я не терплю.
или
ЗАЧЕМ МАТ ВЕЛИКИМ ЛЮДЯМ?
*****
. И, хоть я Пушкина люблю,
Но МАТ в стихах я НЕ ТЕРПЛЮ.
МАТ, обсценную лексику* СЕГОДНЯ мы можем встретить ВЕЗДЕ: на улицах, на стенах подъездов и лифтов, на ТВ и в кино (н-р, в новом фильме А.Звягинцева).
И в литературе тоже!
И даже. у классиков!
Но ЗАЧЕМ он и КАК к нему относиться?
А вообще, к нецензурной лексике в стихах во все времена было сложное отношение.
Литературная критика, как правило, матерные стихи не приемлет. Мат в стихах считается дурным тоном, пошлостью, не совместимой с истинной поэзией. На многих литературных сайтах использование мата в творчестве запрещено вообще.
И слава Богу!
Но нельзя не признать, что и наши великие русские поэты-классики, Мастера поэтического слова (Пушкин, Есенин, Маяковский и др.) «баловались» крепким словцом в стихах, употребляя мат, причём, к месту и весьма остро.
Многие поэты, особенно современные, считают, что мат призван подчеркнуть силу эмоций или добавить иронии в смешные стихи, и тут дело за автором. Дескать, если ему хватает чувства меры, вкуса, если обсценная лексика для него – это средство усилить эмоциональное воздействие стихотворения, то получается гармоничное произведение, несмотря на мат. А вот если весь текст написан ради того, чтобы продемонстрировать владение матерной лексикой и автор считает, что уже одно нецензурное слово способно вызвать смех и эмоции у читателя, то тут автора ждёт неудача.
Такие матерные стихи, как правило, имеют небольшую и специфическую аудиторию, а не пишутся для лит.сайта, где многие произведения читаются не только взрослыми дядями и тётями, но и детьми, подростками.
***
Матерщинник Пушкин. Невообразимое сочетание слов, правда?
Потому что: «Солнце русской поэзии», «Пушкин – это наше всё!» – слышим с детства.
Наверняка, все вы читали его «Евгения Онегина», «Руслана и Людмилу», «Капитанскую дочку», десятки прекраснейших поэм и сотни стихотворений. Но мало кто СЕГОДНЯ не знает, что перу великого русского поэта принадлежит и множество пошлых – матерных и эротических стишков.
Впрочем, чему тут удивляться? «Пушкин же тоже человек! – скажут некоторые. – И ему были свойственны все земные наслаждения. В том числе, и плотские утехи!»
Об этом как-то не принято говорить вслух, дабы не осквернить идеализированный облик великого классика. Тем не менее, многие исследователи жизни и творчества поэта уверяют, что Александр Сергеевич был ещё тот ловелас. До наших дней дошёл его т.н. «донжуанский список», составленный поэтом в тридцатилетнем возрасте по просьбе одной из девиц. В общей сложности Пушкин «припомнил» тогда связь примерно со ста тридцатью современницами. Наверняка, поскромничал! ;)
Как для любого истинного поэта, женщины являлись для Пушкина музами, дающими вдохновение. Недаром же он написал столько гениальных произведений, посвящённых прекрасным женщинам!
Вообще, масштаб любого гения трудно оценить и его современникам, и потомкам. Первым – потому что «большое видится на расстояньи», вторым – потому, что, кроме расстояния, восприятию мешает множество чужих суждений и оценок.
Так и с творчеством Пушкина: все знают, что гений, а адекватного восприятия нет. С одной стороны – высокие строки «Избранного», тысячи раз перепечатанные, спетые на разный мотив и заученные наизусть с начальной школы. С другой – сборники матерных стихов всё того же Александра Сергеевича Пушкина.
Полноте, один ли это поэт?!
Да, один. Единственный и неповторимый, Пушкин А.С. И гений его прежде всего и состоял в глубоком владении русским языком: не надуманным рафинированным языком аристократии, но и не примитивным просторечием. Из сказок няни, из разговоров дворовых мужиков, из самых разных книг, из вольных бесед лицеистов, из общения с самыми образованными людьми своего времени вырастал и выкристаллизовывался Поэт, который впервые заставит «изъясняться по-русски» не только женскую любовь, но и русскую поэзию как таковую.
Это в песнях про райские кущи площадная брань неуместна. А когда спокойно пишешь «про дождь, про лён, про скотный двор», мат оказывается всего лишь частью выразительных средств языка.
Так и вышло у Пушкина.
Говорят, с юношеских лет друзья Александра отмечали его умение вставить в свою речь крепкое словцо. И в стихах Пушкина мат тоже присутствует, как бы ни старалась цензура последовавших веков прикрыть его многочисленными многоточиями. Причем заметим, что речь идет не про сказки или любовные стихи, а про дружеские эпиграммы, или стихи о вольных похождениях в младые годы, или про сатирические произведения, или же мат «точечно» используется в описаниях бытовых сцен и привычек – одним словом, Пушкин владеет матерщиной так же умело и органично, как и всеми прочими средствами русского языка.
Стоит ли ставить это ему в вину?
Поэзия гения упряма и не поддается «причёсыванию» так же, как и его африканские кудри!
Сегодня трудно сказать, насколько сам поэт был готов к публичному распространению своих матерных стихов. Скорей всего, в большинстве случаев эти строки адресовались в письмах и шаржах-эпиграммах конкретным людям или предназначались для дружеских бесед, а вовсе не для эпатирования широкой и почтенной публики.
И уж совсем неестественно выглядят попытки собрать и опубликовать отдельно только похабные строки Пушкина.
***
Как любому человеку, Пушкину были свойственны все земные слабости, и греховные мысли, и наслаждения. В этом он весь. Из крайности в крайность – от возвышенной поэзии – к пошлым эротическим стишкам, которые он писал исключительно для узкого круга людей. Хотя нецензурные выражения встречаются и в его знакомых всем произведениях. Откройте его собрание сочинений и в некоторых строчках или словах увидите многоточие. И это не всегда вырезанное цензурой!
Будучи в Питере и побывав в Пушкинском доме, я читала работу одного исследователя, который доказывал, что всё это эротическое творчество принадлежит вовсе не Пушкину. Придумали даже какого-то И.Баркова, якобы автора похождений Луки Мудищева (ну и имечко!)
Лично мне кажется, что это – весьма спорный вопрос. Мы привыкли к идеализированному образу. А я изучала личную переписку великого поэта, которая изобилует ненормативной лексикой! Матерился великий русский поэт!
Впрочем, этим увлекался не только Пушкин.
Например, Чехов в своих письмах с Сахалина рассуждает о том, как ведут себя в постели туземки. Причём, там есть очень откровенные описания! В воспоминаниях Горького описаны откровенные похождения Л.Н.Толстого, у И.А.Бунина очень часто встречаются нелестные и похабные отзывы о женщинах.
В библиотеке им. Шишкова (Барнаул) книги с эротическими стихами Пушкина хранятся на дальней полке. По словам сотрудников библиотеки**, читатели берут их крайне редко. Да и то лишь те, кто серьёзно занимается изучением творчества Пушкина. Основная масса посетителей или стесняется, или даже не знает о существовании подобных творений великого поэта!
А вы как считаете: присутствие мата в стихах меняет или не меняет роли наших великих, например, Пушкина в истории русской литературы?
А это – МОЙ короткий, но ёмкий ответ – и моему любимому поэту, и всем любителям мата:
Похабщина и матерщина
Всегда претили мне в мужчинах!
(И в женщинах, конечно, тоже –
Особо вкупе с пьяной рожей!)
И, хоть я Пушкина люблю,
Но МАТ в стихах я НЕ ТЕРПЛЮ.
Ну вот ЗАЧЕМ МАТ в СТИХАХ. Ведь это уже НЕ ПОЭЗИЯ, а ГРУБАЯ ПРОЗА ЖИЗНИ.
А скабрезные «стихи» (даже пушкинские!) я НЕ СЧИТАЮ «шедевральными». – кому бы они ни принадлежали! Вот «Я помню чудное мгновенье. », «Я вас любил» – ДА.
(Это – из моего ответа А.Бешенцеву )
И ещё – как там в песне – «А напоследок я скажу…»: Есть простой способ сохранить свою художественную нравственность и эстетические чувства в девственной чистоте: НЕ читать и НЕ писать заведомую пошлость!
© Ольга Благодарёва, 2014
Репостинг с указанием источника и автора приветствуется!
Уважайте авторские права!
+Примечание-ПРИЛОЖЕНИЕ
(Всё взято в открытом доступе в Интернете!)
1.*Ру;сский мат (ма;терный язык, матерная ру;гань, матерщи;на, устаревшее лая матерна) — в русском и близких к нему языках, бранные слова и выражения, употребление которых не допускается общественной моралью, предназначенные преимущественно для оскорбления адресата или отрицательных оценок людей и явлений, наиболее грубая, обсценная разновидность ненормативной лексики.
(Русский мат – Материал из Википедии – свободной энциклопедии )
*ОБСЦЕ;ННАЯ ЛЕ;КСИКА (англ. obscene, от лат. obscenus — отвратительный, неприличный), непристойная, недопустимая, нецензурная лексика (в том числе мат). В этот разряд слов и выражений входят лексико-фразеологические единицы из «внелитературной» сферы языка: из просторечия, жаргонов, территориальных диалектов.
(Энциклопедический словарь; Викисловарь)
2.**"–Сборник эротических стихов Пушкина к нам в библиотеку поступил в 90-е годы. Получив их, мы, честно сказать, испытали культурный шок, – говорит Людмила Фарафонова, замдиректора краевой библиотеки им. В. Шишкова. – Одним словом, похабщина, похождения мужского полового органа. Эти стихи перенасыщены физиологическими подробностями. Сейчас многие филологи оправдывают употребление ненормативной лексики. Разве это хорошо? Я считаю, что надо бороться с бескультурием, с бранными словами. Пусть Пушкин остаётся тем Пушкиным, которого все
знают!"
— Слушай! Ну, почему у тебя мат через слово?
— Да чаще, блин, не получается.
4.Матерные и эротические стихи, приписываемые А.С.Пушкину (это ещё самые безобидные стихи из того самого пошлого творчества Пушкина!)
***
"Люблю тебя, о юбка дорогая,
Когда, меня под вечер ожидая,
Наталья, сняв парчовый сарафан,
Тобою лишь окружит тонкий стан.
Что может быть тогда тебя милее?
И ты, виясь вокруг прекрасных ног,
Струи ручьёв прозрачнее, светлее,
Касаешься тех мест, где юный бог
Покоится меж розой и лилеей."
***
Телега жизни
"Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! еб…на мать!
Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И, дремля, едем до ночлега –
А время гонит лошадей."
***
О, Массон
"–Ради резвого разврата,
Приапических затей,
Ради неги, ради злата,
Ради прелести твоей,
Ольга, жрица наслажденья,
Внемли наш влюблённый плач –
Ночь восторгов, ночь забвенья
Нам наверное назначь."
***
1835 год
"Всё изменилося под нашим зодиаком:
Лев козерогом стал, а дева стала раком."
***
Наденьке
"С тобой приятно уделить
Часок, два, три уединенью:
Один желаньям посвятить,
А два последних – наслажденью."
5.А это я нашла в стихотворении А.Буйнова «Пушкин матом няню кроет…», автора сайта Стихи.ру:
"Пушкин няню матом кроет,
Кудри пальцами крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя."
Богатая, однако, фантазия у автора! Такое представить. )
6.А вот ещё, «в тему», высказывание одного автора этого сайта, женщины:
«Отторжения мата – это такая же фобия, как гомофобия, атисемитизм, нацизм и другое. предубеждения, которые скрывают личные комплексы. »
А ВЫ С ЭТИМ СОГЛАСНЫ?
— Слушай! Ну, почему у тебя мат через слово?
— Да чаще, блин, не получается.
+Last, but not least***:
Вопрос:
"–Чем бы обернулось для Пушкина чтение матерных пошлых стихов в наше время?
Отвечает Ольга Остапчук, помощник прокурора Ленинского района Алтайского края:
–По Закону Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений» за оскорбление общественной нравственности грозит предупреждение или штраф в размере от 100 до 300 рублей. Правда, в данном случае должен быть доказан умысел. Если бы Пушкин читал свои нецензурные стихи на лавочке своему другу и это случайно услышали прохожие, навряд ли бы это имело для поэта какие-либо последствия.
А вот если бы Александр Сергеевич встал перед администрацией Алтайского края и стал в микрофон декларировать своё нецензурное творчество, то это стало бы серьёзным поводом привлечь его к административной ответственности."
(http://altapress.ru/story/34550)
****Last, but not least! (англ.) – Последнее, но не самое худшее!
© Copyright: Ольга Благодарёва. 2015
Свидетельство о публикации №215020901791
Оля, по прошлой своей тюремной работе с удивлением обнаружил, что табуируется ненормативная лексика при общении между самыми засиженными урками - ООР - особо опасными рецидивистами, заключенными особого режима. Самые опасные уголовники предпочитают общаться меж собой на человеческом языке. Матерящихся молодых зэков, случайно оказавшихся на "особняке" зрелые рецидивисты учат дозировать такую лексику.
А одного тюремного охранника, не в меру матерящегося у камер, пожилой зэк прямо одёрнул: "Командир, ну почему у тебя такой грязный язык?".
Мера - вот оно как. Во всём нужна мера.
Спасибо за интересное исследование.
Интересно как! Не знала этого. )
Спасибо, Сергей!