Произведения Пушкина в других видах искусства

К стихам Пушкина писали музыку многие композиторы:

  • А. А. Александров: романсы на стихи Пушкина
  • А. А. Алябьев, автор романсов на стихи: «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Черкесская песня», «Зимняя дорога» и др.
  • А. С. Даргомыжский: романсы на стихи Пушкина
  • Ц. А. Кюи: романсы на стихи Пушкина
  • П. П. Подковыров: романсы
  • Г. В. Свиридов, автор 6 романсов на слова А.Пушкина; Музыкальных иллюстраций к экранизации повести «Метель», куда входит цикл песен на слова Пушкина; Ораторим «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов

Экранизации

  • 1909/1910 — Бахчисарайский фонтан
  • 1910 — Пиковая дама
  • 1911 — Евгений Онегин
  • 1916 — Пиковая дама
  • 1918 — Станционный смотритель
  • 1930 — Сказка о попе и работнике его Балде, режиссёр Михаил Цехановский
  • 1936 — Дубровский
  • 1943 — Сказка о царе Салтане
  • 1950 — Сказка о рыбаке и рыбке
  • 1951 — Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  • 1953 — Алеко
  • 1958 — Евгений Онегин
  • 1959 — Капитанская дочка
  • 1964 — Метель
  • 1966 — Сказка о царе Салтане
  • 1966 — Выстрел
  • 1972 — Руслан и Людмила
  • 1972 — Станционный смотритель
  • 1973 — Сказка о попе и о работнике его Балде — мультипликационный фильм Инессы Ковалевской
  • 1979 — Бал
  • 1979 — Маленькие трагедии
  • 1979 — Осенние колокола
  • 1982 — Пиковая дама
  • 1984 — Сказка о царе Салтане
  • 1986 — Борис Годунов
  • 1989 — Благородный разбойник Владимир Дубровский
  • 1995 — Барышня-крестьянка
  • 1999 — Русский бунт
  • 1999 — 2000 — Онегин

Музыкальный театр

  • 1821 — Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника, композитор Ф. Е. Шольц. Постановка: Театр на Моховой, 1821
  • 1823 — Кавказский пленник, или Тень невесты, композитор К. Кавос
  • 1825 — «Финн». Волшебная комедия в стихах в 3 частях с прологом А. А. Шаховского, по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
  • 1831 — Чёрная шаль, или Наказанная неверность. Сценарист, балетмейстер, автор музыкальной обработки А. П. Глушковский. Постановка: 11 декабря 1831 года в Большом театре, художник И. Браун, дирижёр Д. П. Карасёв; исполнители: Муруз — Н. А. Пешков, Олимпия — Т. И. Глушковская, Аспазия — Ф. Гюллень-Сор, Зеида — Е. И. Лобанова, Вахан — Ж. Ришар
  • 1842 — Руслан и Людмила, композитор М.Глинка
  • 1850 — Пиковая дама, композитор Фроманталь Галеви
  • 1856 — Русалка, композитор А.Даргомыжский
  • 1858 — Кавказский пленник, композитор Ц. Кюи
  • 1867 — «Золотая рыбка», композитор Л.Минкус
  • 1868 — Каменный гость, композитор А. Даргомыжский
  • 1869 — Борис Годунов, композитор М.Мусоргский
  • 1878 — Евгений Онегин, композитор П. Чайковский
  • 1883 — Мазепа, композитор П. Чайковский
  • 1891 — Пиковая дама, композитор П. Чайковский
  • 1892 — Алеко, композитор С. Рахманинов
  • 1896 — Дубровский, композитор Э. Направник
  • 1897 — Моцарт и Сальери, композитор Н. Римский-Корсаков
  • 1900 — Египетские ночи, композитор А. Аренский
  • 1900 — Сказка о царе Салтане, композитор Н. Римский-Корсаков
  • 1900 — Пир во время чумы, композитор Ц. Кюи
  • 1903 — Скупой рыцарь, композитор С. Рахманинов
  • 1908 — Золотой петушок, композитор Н. Римский-Корсаков
  • 1909 — Капитанская дочка, композитор Ц. Кюи
  • 1934 — Бахчисарайский фонтан, композитор Б.Асафьев
  • 1937 — Золотой петушок, композитор Н. Римский-Корсаков
  • 1937 — в Нью-Йорке в труппе Мордкин балле — балет на сюиту Н. Н. Черепнина «Золотая рыбка», балетмейстер Мордкин
  • 1938 — Кавказский пленник, композитор Б.Асафьев
  • 1940 — Сказка о попе и о работнике его Балде, композитор М.Чулаки
  • 1940 — Граф Нулин, композитор Б. Асафьев
  • 1943 — Гробовщик, композитор Б. Асафьев
  • 1946 — Каменный гость, композитор Б. Асафьев
  • 1946 — Барышня-крестьянка, композитор Б. Асафьев
  • 1949 — Медный всадник, композитор Р. Глиэр
  • 1949 — Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, композитор А.Лядов
  • 1971 — Скупой барон, композитор Я. Наполи
  • 1982 — Пир во время чумы, композитор А. Николаев
  • 1983 — Граф Нулин, композитор А. Николаев
  • 1984 — Дубровский, композитор В. Кикта
  • 1997 — «Царь Никита и его сорок дочерей», композитор А. В. Чайковский

Образ Пушкина и влияние на творчество других авторов

В литературе

А. С. Пушкин стал персонажем многочисленных художественных произведений, некоторые с большей или меньшей точностью отражают его биографию, другие не ставят перед собой биографические цели.

М. Ю. Лермонтов отозвался на гибель Пушкина стихотворением «На смерть поэта». Личному восприятию образа и творчества Пушкина посвящён очерк Марины Цветаевой «Мой Пушкин».

В гротескном преломлении образ Пушкина представлен в произведениях Даниила Хармса. Многочисленные отсылки к творчеству Пушкина содержатся в произведениях постмодернизма, в частности, в ряде стихотворений Иосифа Бродского и Тимура Кибирова.

Трагической судьбе поэта посвящена пьеса Михаила Булгакова «Александр Пушкин».

В кинематографе

О жизни Пушкина создан ряд фильмов:

  • 1910 — Жизнь и смерть Пушкина
  • 1927 — Поэт и царь
  • 1937 — Юность поэта
  • 1950 — Александр Пушкин
  • 1981 — И с вами снова я
  • 1986 — Последняя дорога
  • 1999 — Живой Пушкин
  • 2002 — Александр Пушкин
  • 2006 — Пушкин. Последняя дуэль
  • 2007 — 18-14

В кино образ поэта в разное время воплотили актёры:

  • Евгений Червяков
  • Валентин Литовский
  • Пётр Алейников
  • Сергей Шакуров
  • Юрий Веркун
  • Евгений Стычкин
  • Сергей Безруков
  • Станислав Белозёров

В массовой культуре

Популярность Пушкина привела к появлению посвящённых ему анекдотов, в том числе специфических. Так, некий «похабный» анекдот о Пушкине пытается рассказать персонаж пьесы Н.Эрдмана «Самоубийца».

Иногда отмечают распространение шаблонности и стереотипности восприятия Пушкина как великого поэта без проникновения в суть его творчества.

Владимир Набоков писал:

Не знаю, есть ли во Франции такие календари, как наши, когда на обратной стороне каждого листка даётся текст для пятнадцатиминутного чтения, — словно, предлагая вам прочитать эти несколько назидательных и занятных строк, неизвестные составители хотели возместить вам потерю ещё одного дня, страничку с числом которого вы собираетесь оторвать. Обычно сверху вниз следовали: дата какой-нибудь битвы, поэтическая строфа, идиотская пословица и обеденное меню. Часто там фигурировали стихи Пушкина; именно здесь читатель совершенствовал своё литературное образование. Эти несколько жалких строф, плохо понятых, прореженных как гребень, огрубевших от постоянного повторения кощунственными губами, возможно, составили бы всё, что русский мещанин знал о Пушкине, если бы не несколько популярных опер, которые якобы заимствованы из его творчества. …Наконец, к календарю и опере у неискушённого читателя присоединяются воспоминания начальной школы, сочинения — всё время одни и те же — о героях Пушкина. Не забудем ещё несколько скабрёзных каламбуров, которые любят ему приписывать, и тогда у нас сложится достаточно правдивая картина состояния пушкинского духа у громадного большинства русских

Кроме того, в 2008 году на Пушкинском празднике во Пскове был организован флеш-моб, участники которого заявили, что «имя Пушкина настолько заездили и опошлили, что школьники просто уже не могут его слышать, а Пушкин тоже человек — пусть и у него будет нормальный день рождения, а не шоу для туристов».

В фильме «Бакенбарды» Юрия Мамина образ Пушкина используется героями фильма как основа для создания политического культа. В нём также пародируется использование образа поэта в бытовых предметах — изображения А. С. Пушкина помещаются на матрёшки, нижнее бельё и т. д.

«Пинежский Пушкин» — мультипликационный фильм. По мотивам одноимённого произведения Бориса Шергина.

Поделиться