Краткая биография Александра Сергеевича Пушкина
«Пушкин – наше все»
6 июня 1799 года. Москва. В семье дворян Пушкиных счастье: дом огласил криками новорожденный. Первенец! Родители дали ему имя Саша и препоручили дворне: в XVII-XIX столетиях не принято было возиться с малышами. Сначала их растили крепостные мамки и няньки, потом – гувернеры, а завершалось воспитание в каком-нибудь закрытом учебном заведении. Впоследствии Александр будет с горечью говорить, что ему не хватало материнской любви и отцовского внимания. Отношения с родителями остались сложными на всю жизнь.
Детство
Саша рос странным ребенком. По замечанию бабушки Марии Алексеевны, очень был неровен, то безумно проказничал, то становился задумчивым и тихим, не расшевелишь. Мать раздражалась, ругала ребенка, наказывала. Он находил утешение у няни.
К 10 годам мальчик перечитал всю богатую отцовскую библиотеку и даже сам написал пьесу в подражание Мольеру. Младшая сестра Ольга освистала автора, на что он очень обиделся.
Однажды дядя Василий Львович, сам баловавшийся стихами, обратил внимание на явные литературные способности юного Александра. Мальчика при его содействии устроили в только что открытый Царскосельский лицей. Он провел в лицее 6 лет, именно там обрел лучших друзей, там впервые проявился его яркий поэтический талант. Эпизод с Державиным, когда тот готов был обнять юного Пушкина и признал его юным гением русской поэзии, все знают из школьных учебников. На том же собрании в лицее кто-то из взрослых сказал родителям Пушкина: «Я желал бы образовать вашего сына в прозе». «Оставьте его поэтом!» - с жаром возразил Державин.
Бурная молодость
После лицея жизнь моментально вовлекла юношу в эпицентр столичной жизни: пирушки, балы, собрания, литературные чтения, «Арзамас», театр… и среди всего этого он успевал творить. Любовная лирика, «Руслан и Людмила», вольнолюбивые стихи – все это расходилось по рукам еще в рукописном варианте, не успев попасть в печать. Наконец весть о талантливом юноше дошла до императора Александра. Ознакомившись с его произведениями, тот пришел в негодование: да это же практически открытый призыв к бунту! Нужно что-то делать! Пожалуй, отправить своенравного мальчишку подальше в ссылку – пусть остепенится, успокоится.
В дело вмешивается Жуковский, и мера наказания смягчена: Александр едет на юг. Южное жаркое солнце, море, интересные встречи, ссоры, дуэли, романы… и снова – стихи, стихи. Они мучали его и по ночам. Он просыпался, хватал перо, записывал. То же будет происходить чуть позже в Петербурге, после возвращения из Михайловского (куда Пушкин попал «под опеку», то есть под надзор). Бессмертный «Евгений Онегин», шаловливый «Граф Нулин», переложенные поэтическим языком народные сказки и вновь – стихи о любви. Женщин в его жизни много. Так много, что будущую супругу Натали Гончарову он заносит в свой «дон-жуанский список» (над расшифровкой которого до сих пор бьются биографы) под номером 113.
Кстати, о возвращении из Михайловского. Период вынужденного затворничества стал одним из самых богатых в отношении творчества Пушкина: здесь он создал «Талисман», «Разговор книгопродавца с поэтом», завершил своих «Цыган» и написал трагедию, сегодня признанную гениальной, но тогда не нашедшую понимания у многих современников: «Борис Годунов». Романтический поэт прощался с молодостью: в его душе шла сложная работа, наметилась тяга к осмыслению важнейших событий истории России, просыпался глубокий интерес к ярким историческим личностям.
Царь (теперь уже Николай) вызвал поэта из ссылки внезапно. Только представьте: немытый, небритый Пушкин прямо с дороги вынужден предстать «пред очами» императора. Он в полной растерянности: не знает, чего ему ожидать. Отправят ли сейчас в Сибирь? В крепость? Помилуют ли и дозволят жить, где хочется, и заниматься любимым делом? После казни декабристов он рассчитывает на самое плохое. С собой берет стихи, намереваясь прочесть их Николаю «напоследок». Говорят, одно из наиболее ярких вольнолюбивых стихотворений выпадает у него из кармана сюртука прямо во дворце, но Пушкин успевает его подобрать. На прямой вопрос Николая о том, где бы поэт находился, если бы присутствовал в столице 14 декабря 1825 г. Александр столь же прямо отвечает: «На Сенатской площади». Видимо, открытость и бесстрашие молодого человека понравились Николаю, который также отличался личной храбростью.
После судьбоносной встречи с царем поэт окрылен. Он искренне верит в «прекраснодушного» Николая. Тот вызвался быть его личным цензором! Свобода! Можно жить и творить! Спешно пишет он оду императору, за которую его отчаянно ругали потом друзья как за верноподданническое сочинение, недостойное его пера. Друзья ошиблись: Пушкин не писал ничего верноподданнического. Эти стихи тогда шли из самой его души. Он поверил царю!
«Пусть зрелость моя будет для вас более утешительна, чем моя бурная молодость…»
Итак, свобода. Душевные силы Пушкина на подъеме, он творит, он – кумир молодежи, которая буквально носит его на руках. К 29 годам поэт встречает 16-летнюю Гончарову, к которой сватается: пора жениться, «как люди». После долгих недомолвок наконец получено согласие матери невесты. И Александр пишет родителям, прося у них благословения, выражая надежду на то, что отныне они будут иметь больше оснований быть довольными сыном, чем в годы его буйной молодости. Родители счастливы, они охотно идут навстречу, отношения налаживаются.
У Пушкиных один за другим рождаются дети. Нужны деньги – много денег. Государь позволил работать в архивах, но крепко привязал к себе: сделал камер-юнкером, что было неприлично его летам. Пушкин пробует соскользнуть с крючка: просит об отставке. Николай вроде бы согласен, однако передает поэту через Жуковского, что архивы в таком случае он закроет. Выхода нет: ловушка захлопнулась. В эти же годы Пушкин делает неприятное, ввергнувшее его в шок открытие: царь читает его личные письма к супруге, вскрытые почтой! Доверие подорвано. Средств на жизнь не хватает, родные требуют помощи, деньги нужны на дом, на детей, на книги… Кругом долги. Что делать? Может быть, журнал? И Пушкин хватается за соломинку: начинает издавать «Современник», с трудом получив разрешение на это. Дело не идет. При дворе недовольны. Публика подливает масла в огонь: повсюду говорят, что поэт исписался, из-под его пера ничего не выходит. Между тем Пушкин просто перешел к иному этапу: талант его созревал. Он обратился к прозе, проявлял глубокий интерес историка к Петру Великому, к Емельяну Пугачеву, к атаману Мазепе.
А тут еще эта светская травля! Этот самоуверенный Дантес, офицерик, пустышка, ничего не понимающий в поэзии, литературе, равнодушный к чужой культуре и даже офицерскую службу несущий лениво, со множеством нареканий. Позорить имя Натали – его жены, его Мадонны! Нет, только дуэль!
Смерть
…Умирал Пушкин мучительно, 3 дня. Доктора только добавляли страданий. Ставили клизмы, пиявки, давали глотать касторку – не умели тогда справляться с такими страшными ранами. Трое суток толпа народа стояла возле его дома. Он старался не стонать, чтобы не пугать жену, и лишь раз ему изменило присутствие духа из-за чудовищных болей – он попросил слугу подать пистолеты. Но потом отказался от своего намерения. Подбадривал друзей, держался настолько мужественно, что даже Арендт, придворный врач, видавший всякое, говорил после, что он не встречал еще такой удивительной стойкости духа.
Аполлон Григорьев сказал о поэте: «Пушкин – наше все». В этих словах заключена абсолютная правда: Александр Сергеевич воплощал в себе целый мир: поэт, прозаик, реформатор литературы, критик, журналист, историк. Он один – целая эпоха. Плюс ко всему он был человеком, полным жизненных сил и любви к жизни: он никогда не сдавался. Даже смерть не сломила его, как ни банально это звучит. С момента смерти Пушкина и до наших дней ничья земля больше не рождала такого гения. Давайте чаще читать Пушкина – его произведения содержат истину, которая никогда не устареет.