Конспект познавательного досуга для детей старшей - подготовительной группы
Познавательный досуг в старшей и подготовительной группе.
Конспект занятия для детей 5 - 7 лет. Путешествие в прошлое ручки.
Автор: Николаева Ольга Ивановна, воспитатель.
Место работы: МАДОУ ЦРР д/с №121, г. Калининград
Описание материала: Конспект занятия для детей старшей - подготовительной группы по теме: "Путешествие в прошлое ручки" расширяет представления детей о ручке, открывает историю предмета. Материал может быть полезен для воспитателей старших и подготовительных групп, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов.
Цель: Формирование представлений детей о истории ручки.
Задачи: знакомить детей с историей ручки, учить понимать функции и назначение ручки, учить устанавливать причинно - следственные связи между способами употребления и назначением, пополнить словарный запас.
Материал: бумага, угольки, гусиное перо, палочка - стиль, чернильный набор, ручки, иллюстрации.
Словарь: ручка, перо, уголек, палочка - стиль
Предварительная работа: рисование угольками, мелками, перышками, ручкой, рассматривание иллюстраций "Письменность на Руси".
Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
В белом поле по дороге
мчится конь мой одноногий
и на много-много лет
оставляет он свой след. (Ручка)
Воспитатель: Молодцы, загадку вы отгадали. Сегодня почтальон принес нам необычное письмо.
Воспитатель показывает письмо
Давайте, посмотрим, что там написано.
Воспитатель читает письмо
Дети здравствуйте! Меня зовут Карандаш. У меня есть подруга, имя ее - Ручка, и с ней случилась беда!У нас есть знакомый первоклассник, которого зовут Витя. Витя совсем не любит учиться, он лентяй. Пришел Витя со школы и все свои школьные принадлежности забросил на полку, на полку забросил и мою лучшую подругу - ручку. Ручка на полке лежит и сильно плачет. Витя сказал, что ручка ему совсем не нужна, еще в древности люди обходились без этого предмета, и обойтись без него можно и сейчас. Можно найти что - то намного удобнее и лучше, чем ручка.
- Ребятки, нужно помочь карандашу, выручить ручку, да и лентяю Вите доказать, что без ручки обойтись невозможно, и она всем необходима!
Нужно созвать "Совет юных исследователей" и пригласить специалиста, который учит нас рисовать (называет педагога).
- Попрошу Вас сесть поудобнее и послушать интересную и удивительную историю.
Когда - то очень давно, люди не могли хорошо разговаривать, а свои мысли выражали с помощью рисунков. Рисовали эти люди на камнях угольками.
У каждого на столе лежат угольки, возьмите их в руки и попробуйте почеркать им.
Дети выполняют
Посмотрите, как испачкались руки. Писать удобно вам было?
Потом люди стали писать и рисовать костью или заостренной деревянной палочкой на дощечках, которые были из глины или воска, выдавливали на песке, земле рисунки.
Такую письменную палочку назвали стиль.
Демонстрация палочки - стиль
- Проходили века, людям очень хотелось рассказать будущим поколениям о своей жизни и палочки - стиль заменили гусиным пером.
Демонстрация гусиного пера
- Для письма подходили только перышки из хвоста лебедей, гусей, бекасов - водоплавающих птиц. Очень много лет подряд гусиное перо было на службе у людей.
- Чтобы писать гусиным пером на бумаге, его острый кончик макали в чернила. А чтобы избежать клякс, в его кончике делали маленькую щелочку и нажимая на такое перо, чернила по щели текли на бумагу.
Демонстрация чернильного набора.
- Ребятки, как вы считаете, кто пользовался гусиным пером?
Дети: Писатели, ученики.
Воспитатель: От одного гуся можно было получить 10 - 20 перьев, годных для письма. По окрестностям деревень и городов гуляли большие гусиные стада, так что всем перьев хватало.
- Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин все свои сказки, стихотворения написал гусиным пером.
Конечно, людям писать с помощью пера было неудобно. Чтобы написать что - либо необходимо было много времени, так как очень часто приходилось перо обмакивать в чернила.
Демонстрация иллюстрации.
Воспитатель: Итак, наш "Совет юных исследователей" продолжается. Сейчас выступит специалист (имя - отчество).
Специалист: Скажите, дети, зачем нужна ручка?
Дети: Писать буквы, цифры, чертить
Специалист: Совершенно верно! Скажите, ручка, которой пишут ваши родители, дети на занятиях, как называется?
Дети: Шариковая
Специалист: А вы знаете почему у нее такое название?
- На кончике каждой шариковой ручки есть еле заметный, крошечный шарик. Возьмите шариковую ручку и потрогайте кончик, какой он?
Дети: Твердый.
Специалист: В каждой ручке есть стержень, наполненный цветной пастой, и шарик во время письма обмакивает то один, то другой свой бок в пасту.
Возьмите лупу, увеличительной стекло, и рассмотрите этот шарик
Дети проводят опыт с лупой.
Специалист: Но шариковые ручки неодинаковые, разные. Бывают ручки, в которых один стержень, а бывают и с тремя, даже четырьмя стержнями.
Демонстрация ручек.
- Ручка, в которой 2, 3, 4 стержня называется авторучка.
- Наш совет подходит к концу. Предлагаю сыграть в игру "Путаница"
Игра детей в "Путаницу"
Воспитатель: Ребята, многому вы научились! Наш "Совет юных исследователей" подошел к концу. Мы с вами разобрались, что Витя не прав. Витя обязательно должен понять: нельзя обойтись без ручки!
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий досуга в старшей группе «День приветствий» Конспект тематического досуга в старшей группе на тему «Птичка-сестричка» Сценарий досуга «Путешествие по сказкам Пушкина» для детей старшего дошкольного возраста Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе