У каждого школьника есть карандаш. Казалось бы, такая простая, привычная вещь, а знаешь, как не просто ее сделать?
Когда-то давно люди писали свинцовыми палочками, которые оставляли бледный, серый след на бумаге. Потом появились карандаши, но, чтобы их сделать, понадобился труд людей самых различных профессий.
Прежде всего не всякое дерево годится на карандаш. Вот, например, сибирский кедр или красный можжевельник— у них древесина не лохматится под ножом, режется гладко, ее удобно строгать.
Графит добывают в горах, он такой же черный, как и уголь. Но одного графита мало, нужна еще хорошая глина, чтобы стерженек карандаша был прочным; нужен клей и жир, чтобы графит не рассыпался и оставлял на бумаге яркий след.
На карандашной фабрике все это проходит через умные машины, превращаясь то в порошок, то в мягкую нить, то в тонкие палочки. Не меньше превращений бывает и с кедровыми чурками, пока в них не заложат графитный стерженек, покроют лаком и поставят фабричный знак.
Кто только не работал для того, чтобы получился карандаш! И, уважая труд этих людей, надо беречь такую маленькую, простую, привычную вещь — твой карандаш.
Ты знаешь, почему ножик, которым ты чинишь карандаш, называется перочинным?
Он получил свое имя, когда выполнял другую работу. Раньше люди писали не стальными, а гусиными перьями, а ножик заострял эти перья. И не так уж давно это было. Вот ты читаешь книгу певучих, ярких сказок-стихов:
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет: Он бежит себе в волнах На раздутых парусах.
Кто написал эти сказки, ты, конечно, знаешь,—Александр Сергеевич Пушкин. А представь себе, что поэт писал их гусиными перьями. Перья часто тупились и портились. Их заготовляли для работы сразу несколько штук, затачивая перочинным ножом.
Потом птичьи перья заменили стальными, а теперь ты пишешь не просто стальным пером, а «вечной» ручкой, в которую набираешь чернила. С такой ручкой и чернильницы не нужно.