Урок литературного чтения Образ няни в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер
План-конспект урока литературного чтения в 3 классе
Тема. Образ няни в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер»
Цель урока. чтение и осмысление идейно-художественного содержания стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»
1. Развивать навык выразительного чтения как способа анализа поэтических текстов.
2. Формировать умение анализировать поэтический текст
3. Прививать любовь к русской литературе, стихам А.С. Пушкина и к поэзии вообще как виду искусства
4. Воспитывать через поэзию и живопись сочувствие, милосердие к людям.
5. Помочь учащимся вспомнить биографические сведения о Пушкине, формировать умение использовать их при анализе произведения.
• Технология полного усвоения
• Элементы информационно-компьютерных технологий
Словарная работа. вечор, мгла, кровля, лачужка, «жужжание веретена»
Методические приемы. повторение, опережающее задание, постановка вопросов для обсуждения, постановка вопросов и задания для последующего обсуждения, презентация слайдов, подготовка к домашнему сочинению, работа в парах.
портрет А.С. Пушкина, портрет няни, лоскутный ковер, картина Виктора Попкова «Моя бабушка и ее ковер», слова для словарной работы (мгла, кровля, лачужка, веретено), литературные термины: приемы и тропы (контраст, эпитет, олицетворение, метафора), лирический герой.
1. Индивидуальное задание для группы учеников, владеющих компьютерными технологиями (2 человека) – приготовить презентацию «Из жизни А.С. Пушкина» (5-6 слайдов)
2. Выразительное чтение наизусть стихотворений: «Няне», «Зимнее утро» (2 человека)
Местоположение в планировании. разработанный урок литературного чтения в 3 классе по календарно-тематическому планированию является 23-м в общем планировании и 3-м в теме «Великие русские писатели» в соответствии с учебником Климанова Л.Ф. и др.
Родная речь. Ч. 1,2. 3 кл. -М. Просвещение, 2006
Урок по теме «Образ няни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимний вечер» - последний в изучении стихов поэта. На предыдущих уроках учащиеся уже повторили события из жизни писателя, этапы творческого пути, основные темы стихотворений, вспомнили идейное содержание знакомых произведений. Последний урок не только посвящается знакомству с идейно-художественным содержанием стихотворения, но и подводит итог любимой и ведущей во всех произведениях теме Пушкина – теме любви и дружбы. Для осмысления идейно-художественного содержания стихотворения избраны технология полного усвоения и информационно-коммуникативная технология, так как ведущая деятельность учащихся при применении данных технологий – поиск и систематизация информации, участие в обсуждении проблемных вопросов, аналитическое чтение, интерпретация прочитанного, сопоставление с другими жанрами искусства, формулирование собственной позиции и рассуждение о прочитанном и увиденном. Данные технологии формируют у учащихся умение вести аргументированную полемику, еще раз погружаясь в текст. В результате применения данных технологий должен быть усвоен объемный и сложный по содержанию материал, все дети должны чувствовать себя успешными, и вынести нравственные уроки.
I. Организационный момент урока. приветствие («Друзья мои! Прекрасен наш союз!», постановка учителем перед учениками цели и задач, знакомство с планом урока (1 минута)
II. Проверка домашнего задания (6 минут)
1. Слово учителя.
- Вчера мы исследовали стихотворение Александра Пушкина «Няне». Много говорили о чувствах поэта к этому близкому для него человеку. Д авайте вспомним стихотворение. Постарайтесь при чтении выразить свои чувства и настроение.
2. Чтение стихотворения 2 учениками
3. Оценка учителем чтения учащихся. «Спасибо. Вы доставили удовольствие всем нам своим выразительным чтением».
4. Просмотр слайдов «Из биографии Пушкина», подготовленных учащимися.
5. Оценка учителем презентации учащихся. «Спасибо. Вы помогли нам вспомнить некоторые моменты из жизни А.С. Пушкина»
III. Работа со стихотворение м А.С. Пушкина «Зимний вечер» ( 20 минут)
1. Слово учителя
- Сегодня мы продолжим наше исследование и познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина «Зимний вечер». Которое также посвящено старенькой няне поэта.
2. Чтение стихотворения учителем
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, бедная подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
3. Беседа с учениками о первом впечатлении:
- Поделитесь теми чувствами, настроением, которое вы испытали при слушании (ответы учеников: грусть, воспоминание о своей бабушке, теплоту, сердечность, уважение, любовь, нежность, тоску, тревогу)
- Какие образы возникли в вашем воображении? (образ бури, лачужка, лирический герой, няня)
- Предлагаю вам прочитать стихотворение самостоятельно
- Найдите непонятные слова, попробуйте их объяснить
4. Словарная работа: объяснение лексических значений слов с помощью Толкового словаря (мгла, лачужка, веретено, кровля)
5. Беседа об идейно-художественном содержании стихотворения (вопросы задает учитель, учащиеся отвечают)
- Вот вы говорили о чувствах любви, нежности, грусти, тоске, одиночестве, тревоге. При помощи чего автору удается передать это настроение?
(1 строфа – описание бури)
- Как называют такие приемы в литературе? (олицетворение, метафора ,)
2 строфа – маленький и старенький домик, в котором находится лирический герой со своей няней)
- Какой прием использует поэт в первых двух строфах? (прием контраста)
- Какие звуки зимней бури слышал поэт? Прочитайте.
Чтение 1-ой строфы выразительно
- Передается ли это настроение обитателям избушки? (П ередается. Лирический герой замечает, что его старушка примолкла у окна. То ли няня устала слушать завывание бури, то ли задремала)
Чтение 2-ой строфы выразительно
- Как лирический герой пытается изменить ситуацию? А еще как? ( П редлагает няне выпить для того, чтобы «сердцу» было «веселей». Спеть песню, которую он знает с детства).
Чтение 3-й строфы выразительно
- Как вы понимаете выражение «сердцу будет веселей »? (чтобы можно было взбодриться, сбросить с себя дремоту, вспомнить былое)
- Какие строчки позволяют судить об особенно нежном отношении лирического героя к няне? (добрая старушка, бедной юности моей; моя старушка; мой друг)
Назовите вид тропа, используемый автором (эпитеты)
6. Выразительное чтение стихотворения
7. Итог. - Чем вы можете объяснить, что оба стихотворения А.С. Пушкина помещены в главу, которая называется «Мир нуждается в нашей защите»? (В нашей защите нуждается не только мир природы, но и мир человека, то есть мир наших отношений и чувств. Мы должны быть внимательны к этому миру, бережно поддерживать его)
IV. Работа над формированием ассоциативных приемов (10 минут)
1. Слово учителя
- В картинной галерее есть картина современного художника Виктора Попкова «Моя бабушка и ее ковер» Давайте рассмотрим ее.
- Как вы думаете, какими чувствами захотел поделиться с нами художник?
- По этой картине у меня к вам есть еще несколько вопросов. Но прежде чем вы ответите на них, я хотела бы, чтобы вы ответы обсудили в парах. Вопросы у вас на партах.
2. Работа в парах (учащиеся обсуждают вопросы и отвечают на них)
1 вопрос. почему бабушка художника изображена не в центре картины, а чуть с краю? На какую черту ее характера, таким образом, намекает автор картины? (скромность: бабушка стесняется оказаться в центр событий, привлечь к себе внимание)
2 вопрос. В какой позе сидит старушка? Что выражает эта поза? (она устало сложила натруженные руки на коленях)
3 вопрос. Почему картина называется «Моя бабушка и ее ковер»? На что хотел обратить наше внимание художник?
4. Дополнительные вопросы
- Из чего сделан ковер, на фоне которого сидит бабушка? (из тряпичных лоскутков)
Показ ковра (на доске)
- Как вы думаете, этот ковер бабушка сшила своими руками?
- А много понадобилось времени, чтобы его сшить?
-Напоминает ли этот ковер бабушкину жизнь?
(Конечно. Жизнь человека – это мозаика из радостей и горестей, из удач и неприятностей, из побед и поражений, из ярких встреч и пустых часов и дней. Жизнь похожа на лоскутный ковер)
5. Итог. Так какими же чувствами захотел поделиться с нами художник?
( Чувством любви и привязанности к своей бабушке, чувством уважения к ней, к ее нелегкой жизни, чувством уважения к ее характеру)
V. Итог урока ( 2 минуты)
-Что объединяет стихи Пушкина и картину Виктора Попкова?
-Чему учат нас поэт и художник?
VI. Домашнее задание. Оценивание работы учащихся на уроке
- Понравившееся стихотворение выучите наизусть.
Спасибо всем за высказанные мнения, за активную работу на уроке.
Анализ урока литературного чтения в 3- б классе.
Урок проводил. учитель начальных классов Филиппова Р.С.
Дата проведения. 2 0 октября 20 10 года.
Тема. Образ няни в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер»
Тип урока. урок обобщения полученных знаний.
Цель урока. чтение и осмысление идейно-художественного содержания стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»
В соответствии с темой, целью и задачами подобран наглядный материал и техническое оснащение урока: на доске – портрет поэта, эпиграф к уроку (слова Белинского о влиянии стихов Пушкина на воспитание), портрет няни Пушкина, картина В. Попкова «Моя бабушка и ее ковер», лоскутное одеяло, слова для словарной работы и литературные термины; на стендах – сборники произведений; ноутбук, проектор, экран.
Тема, цели урока и выбранные технологии: информационно-компьютерная и технология полного усвоения – требовали и от учителя, и от учеников большой предварительной работы: заранее разделившись на группы, учащиеся получили опережающие задания по поиску материала, по подготовке слайд -п резентации, выразительного чтения стихов.
Структура урока – классическая: организационный момент урока, реализация домашнего задания, работа над темой урока, обо б щение и домашнее задание. Организационный момент направлен на создание позитивного рабочего настроения: учитель и ученики доброжелательно приветствуют друг друга словами из стихотворения А.С.Пушкина (Друзья мои! – говорит учитель. «Прекрасен наш союз!» - продолжают ученики), учитель спрашивает о настроении и о готовности каждого, и все отвечают. Организационный момент показал психологическую готовность учащихся к уроку; поставленные триединые цели и задачи и знакомство с планом урока мотивируют учащихся на активную дальнейшую работу. На этапах реализации домашнего задания и работы над темой урока использовались методические приемы: повторение, опережающее задание, постановка вопросов для обсуждения, постановка вопросов и задания для последующего обсуждения, анализ поэтического текста, выразительное чтение. Презентация слайдов, - подготавливавшие восприятие и помогавшие осмыслить идейно-художественное содержание стихов Пушкина.
Каждый этап был построен на основе дифференцированного, личностно-ориентированного подхода к ученикам: в зависимости от уровня подготовки и находились в зоне ближайшего развития каждого ребенка.
При проведении урока Филиппова Р.С. сумела методически грамотно отобрать методы, приемы и средства обучения с учетом типа урока, возможностей класса, учебно-материальной базы. Выбор методов позволил использовать возможности работы в парах. При этом ТСО, используемые на уроке. позволили в более наглядной форме систематизировать материал.
Удачный подбор заданий способствовал привитию интереса к предмету, развитию мышления учащихся.
Урок достиг своих целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока
Зам. директора по УВР Земцова С.А.
Председатель методического Горбунова О.Н.