План-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему:
Досуг, посвящённый дню рождения А. С. Пушкина "В гостях у Кота Учёного"
Досуг, посвящённый дню рождения А. С. Пушкина
«В гостях у Кота Учёного»
- Продолжать знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина;
- В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании
- Развивать речь, образное мышление, память;
- Воспитывать любовь к русским писателям, учить беречь книги.
- Презентации по сказкам Пушкина.
- Выставка книг А.С. Пушкина,
- Выставка детских рисунков,
- Предметы из сказок (зеркало, яблоко, стрела, невод, орешки и т.д.),
- Диск с музыкой Н.Римского-Корсакова, М.И. Глинки
- Детские музыкальные инструменты.
- Чтение сказок А.С. Пушкина,
- рассматривание иллюстраций,
- рисование сказок А.С Пушкина,
- слушание фрагментов из опер Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Воспитатель. Ребята, а вы любите сказки? (да). Сегодня наш праздник будет посвящен не всем сказкам, а сказкам, которые написал А.С.Пушкин.
На экране появляется изображение портрета А.С.Пушкина
Воспитатель: Сегодня день совсем не прост, о Пушкине здесь речь пойдет,
О том поэте, чьи стихи мы прославляем в эти дни.
Он гениальный был поэт, о нём мы помним много лет.
И вот поэтому сейчас мы в сказку приглашаем вас.
На экране видео « Лукоморье», дети читают стихи под клип вместо автора.
1 ребенок. У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
2 ребенок. И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
3 ребенок. Там чудеса: там леший бродит,
4ребенок. Русалка на ветвях сидит;
5 ребенок. Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
6 ребенок. Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
7 ребенок. Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
8 ребенок. Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
9 ребенок. В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
10 ребенок. Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
11 ребенок. Там царь Кащей над златом чахнет;
Хором. Там русский дух. там Русью пахнет!
За дверью слышится мяуканье.
Воспитатель: Мне кажется, кто-то мяукает. Признайтесь, кто принёс кошку?
Из-за двери появляется кот.
Воспитатель: Как вы сюда попали?
Кот: Здравствуйте, мои друзья!
Кот ученый – это я.
Я со сказками дружу,
В гости милости прошу!
Я кот учёный, кот волшебный,
Живу я в сказочной стране.
И каждый здесь меня узнает,
И каждый здесь известен мне.
Между прочим, я могу проникнуть куда угодно.
Вот моя волшебная книга.
Книгу волшебную я открываю,
В сказку с вами я попадаю…
Заставка на экране «Сказки Пушкина»
Но вначале для порядка
Загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает, и что-то попросит
Но жадность ребята к добру не приводит.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
На экране щелчком «перелистывается» страница и открывается название сказки.
(далее также после каждой загадки)
-Сейчас мы посмотрим инсценировку отрывка из этой сказки.
(Инсценировка «Сказки о рыбаке и рыбке» диалог старика и рыбки)
Кот: (обращается к детям ): А теперь вы - волны из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке». Мы попробуем оживить наши волны. Покажите, как они двигаются.
( музыкальное сопровождение Н.А. Римский- Корсаков «Шехеразада», фрагмент)
Воспитатель: Слушайте внимательно и меняйте волны так, как в этой сказке.
1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
(море спокойное, волны слегка плещутся, едва поднимаясь над полом).
2. Вот пошёл он к синему морю, видит - море слегка разыгралось.
(волны увеличиваются, чуть-чуть приподнимаются над полом).
Старик ловил неводом рыбу.
Раз он в море закинул невод –пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод –пришёл невод с травою морскою.
В третий раз закинул он невод –пришёл невод с одною рыбкой…
Рыбка Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Старик Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо:
Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе.
Танец Золотых рыбок
3. Вот пошёл он к синему морю, помутилось синее море, старичок отправился к морю – почернело синее море.
(дети постоянно поднимают руки от пола, движения становятся быстрее).
Кот. А вот и следующая загадка:
Чуть опасность где видна. Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется, И кричит:
Петушок «Кири – ку – ку! Царствуй лежа на боку!»
(«Сказка о золотом петушке»)
Игра «Куда смотрит петушок»
Дети выполняют команды педагога: налево, направо и т.д.
Кот. Скажите, а какой сказочный пушкинский герой является обладателем чудесной бороды, в которой «таится сила роковая»?
(Черномор выходит со своей свитой,которые несут бороду Черномора на подушечке, остальные несут музыкальные инструменты)
Оркестр детских инструментов
Марш Черномора из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
Кот. Ребята, скажите, а из какой сказки этот предмет? (зеркальце)
-Я предлагаю вам посмотреть инсценировку к этой сказке
Инсценировка «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
На девичник собираясь, царица наряжаясь Перед зеркальцем своим Перемолвилася с ним (царица с зеркальцем в руках)
Кот: ( берет зеркало) - А что царица сделала, когда ей зеркало сказало что она всех милее?
Игра: «Повторяй за мной»
Убыстряя все более и более показывать движения
И царица - хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
1 девочка: -Кабы я была царица,
То на весь крещёный мир приготовила б я пир.
2 девочка: -Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна наткала я полотна.
3 девочка: -Кабы я была царица,
Я б для батюшки царя родила богатыря.
Кот: Ребята, вы узнали сказку? (Сказка о царе Салтане…)
В море остров был крутой, не привольный, не жилой,
А теперь стоит на нём новый город со дворцом…
Ребёнок Как войдёшь ты в двор широкий,
Там под ёлкою высокой
Белка песенки поёт,золотой орех грызёт,
Изумрудец вынимает и в мешочек опускает;
И засеян двор большой золотою скорлупой.
Кот: А вот смотри:
Поверх текучих вод лебедь белая плывёт.
Тут она взмахнув крылами,
Полетела над волнами и на берег с высоты
Опустилася в кусты, встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяй под косой блестит, а во лбу звезда горит.
Танец царевны Лебедь
Кот: Вот последняя загадка
У меня для вас, ребятки.
Средь листвы на дубе этом
Есть ларец, а в нем предметы.
Как они туда попали?
И кому принадлежали?
Я их буду доставать, ну, а вы – их называть!
Игра «Угадай, из какой сказки предмет»
Кот достаёт по одному предмету и, спрашивает из какой он сказки. Отгадывание сопровождается чтением отрывков из сказок Пушкина про данный предмет. В ларце лежат предметы: яблоко, сеть-невод, лебединое перо, белочка, петушок, орешки для белочки, зеркальце и т.д.
( на экране по щелчку появляется картинка-отгадка )
Кот. Вот игре и конец,
Опустел мой ларец.
Все загадки отгадали
И немножечко устали.
А в ларце еще есть подарки для всех ребят,
это раскраски по сказкам Пушкина.
Кот раздает всем детям раскраски.
Кот: Теперь я точно знаю, что вы знаете и любите сказки А.С.Пушкина. Пора и мне с вами прощаться и отправляться в любимую сказку А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Понравилось вам оно?
Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,
Но все Пушкинское это - наше вечное начало.
Спасибо всем за участие!
Литература и ресурсы:
- А.Б.Васильева «Загадки кота ученого» изд. «Композитор», 1999
- Л.Е.Белоусова «Добрые досуги по произведениям детских писателей» изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008