- Все эти стихи посвящены друзьям. Как видите, к теме дружбы Пушкин обращался на протяжении всей жизни.
А) История первого лицейского выпуска.
Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга – Царском Селе. Это было привилегированное учебное заведение для мальчиков из развитых дворянских семей.
Четырехэтажное здание лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом. На третьем этаже располагался актовый зал – здесь 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия, здесь же, три года спустя, 15-летний Пушкин читал на публичном экзамене свои «Воспоминания в Царском Селе» перед старым Державиным (репродукция картины И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене»).
4 слайд. «Пушкин на экзамене».
Б) -Лицей, действительно, стал родным домом для лицеистов, воспоминания о Лицее помогали им, поддерживали в трудную минуту.
Первый выпуск состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли впоследствии в историю русской культуры и общественной жизни.
в ) - Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. Давайте познакомимся с ними.
(ученики выходят к доске и рассказывают о Пушкине, Дельвиге, Кюхельбекере, Пущине, читают наизусть стихотворения.)4 слайд.
Ведущий1: Мы расскажем вам историю одного класса. Класс как класс. Мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе шесть лет, с двенадцати до восемнадцати. Позже потомки назовут ребят этого выпуска по-разному: « Люди 19 октября», « Пушкинский выпуск». Воспитанники лицея должны были прожить там все шесть лет безвыездно. Запрещались даже отпуска на каникулы. Родным дозволялись посещения только по праздникам. Осень 1811 года – Царское Село. Открытие Лицея. Его первый набор.
Ведущий2: Вскоре после поступления все лицеисты, как водится, наделили друг друга прозвищами. Кюхельбекера называли «Виля», «Кюхля». Антон Дельвиг – «Тося». Константин Данзас – «Медведь». За то, что одновременно отчаянный и какой-то флегматичный. Иван Пущин, за высокий рост – «Большой Жано». Александр Пушкин. «Француз» - французский уже тогда знал не хуже русского, а еще «Егоза» - за веселость и подвижность.
… с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен;
Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
О милый, вечен он!
Кюхельбекер : Долговязый и неуклюжий, я был предметом постоянных насмешек товарищей. Однако они меня и побаивались. характер был у меня необузданно вспыльчивый. Директор Лицея Егор Антонович Энгельгард против моего имени записал: « Читал все на свете книги обо всех на свете вещах; имеет много таланта, много прилежания, много доброй воли, много сердца и много чувства…» Но больше всех на свете я любил поэзию. Правда, часто мне изменяло чувство меры, а порой и вкус, и стихи выходили такие же длинные и неуклюжие, как я сам. Ох, и доставалось же мне за них от моих друзей. И особенно от Пушкина.
Пушкин: Однажды я написал на тебя эпиграмму, и ты потребовал дуэли. Нашими секундантами были Пущин и Дельвиг. Они же и зарядили пистолеты клюквой. Ты стрелял первым и дал промах.
Кюхельбекер: А ты и вовсе не захотел стрелять. Я неистово закричал: «Стреляй! Стреляй!» А ты только ответил: «Полно дурачиться, милый, пойдем чай пить». И мы тотчас помирились. Это было около 1818 года. А через 7 лет, 14 декабря 1825 года, я был на Сенатской площади во время восстания. Потом в кандалах прошел через царские казематы, карцеры и умер в далекой сибирской ссылке. Подолгу сидя в одиночной камере, засыпая, я «назначал себе на завтра, что вспоминать. Лицей, Пушкина и Дельвига… Мать и сестру…»
Пушкин: Последний раз я видел Вилю 15 октября 1827 года. Он был уже арестован и направлялся в сопровождении жандармов в ссылку.
…Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся – но поздно! И уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Ведущий1: В Лицее Пушкин и Пущин были не только друзьями, но и соседями. Пущин жил в комнате №13, а Пушкин - №14. Они часто вместе проказничали, и за это их наказывали: смещали за последние места за столом, но по истечении некоторого срока возвращали обратно. А в 1815 году Пущин и Пушкин оба были влюблены в Катеньку Бакунину, фрейлину императрицы.
Пущин: Я первый навестил Пушкина в Михайловской ссылке. Меня предостерегали: «Как! Вы хотите ехать к нему? Разве не знаете, что он под двойным надзором – и полицейским и духовным? – «Все это я знаю, но знаю также, что нельзя не навестить друга после пятилетней разлуки в теперешнем его положении…»
Ведущий2: Вспоминая эту встречу, Пушкин писал:
… Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладили изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил…
Ведущий1: Еще во время учебы директор Лицея написал: «Иван Пущин – натура ясная, чистая, благородная, общий любимец лицеистов и профессоров». Пущин разделил участь своих товарищей – декабристов. Пушкин направил ему на каторгу в Сибирь послание, напоминающее о светлом времени лицейской дружбы:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
1. Знакомство с лицейским периодом как порой ученичества, поисков самостоятельного пути, становления как поэта.
2.Заинтересовать обучающихся рассказом о лицейских годах А.С.Пушкина и его друзьях - И. Пущиным, В. Кюхельбекером, Дельвигом; показать их значение в жизни поэта, познакомить со стихами Пушкина, посвященными его друзьям.
3. Развитие навыков анализа лирического произведения.
4. Определение жанра послания.
5. Приобщение к культурному наследию русской литературы на основе
6. Развивать монологическую речь учащихся, умение выразительно читать стихи.
7. Содействовать правильному читательскому выбору учащихся.
Презентация «Мой первый друг, мой друг бесценный…»;
Репродукции картин: «Пушкин на лицейском экзамене» И.Репина,
«Пушкин- лицеист» В.Фаворского.
Репродукции портретов – друзей Пушкина - адресатов его посланий.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, презентация.
Достоинством методической разработки является то, что материал соответствует общеобразовательной программе обучения и современным знаниям по данному предмету; избранные методы, формы и приёмы работы, содержание учебного материала сделают урок занимательным, разнообразным, доступным, формирующим умения и навыки деятельности обучающихся; развивает ключевые компетентности обучающихся (познавательные, социальные, коммуникативные, информационные и др.). Работа с эпиграфом должна вызвать у обучающихся чувство уважения к исторической дате, развивает память, внимание, мышление.
Мультимедиа несомненно потенциально расширяет объем и разнообразие информации, получаемой обучающимися, а не только служит средством украшательства. Помогает вовлечь школьников в активный процесс на уроке. Мультимедиа влияет на запоминание и передачу информации, развивает память, внимание, мышление, а также повышает мотивацию учебной деятельности.