dima_melkin

Мой ЖЖ

"Пророк" А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова — сравнительный анализ dima_melkin January 19th, 2013

Михаил Юрьевич Лермонтов и Александр Сергеевич Пушкин стали новаторами в ос­мыслении темы поэта и поэзии, именно она поднимается в стихотворениях «Пророк» обоих поэтов.

Несмотря на то, что названия одинаковы, сюжеты произведений разные. Пушкинский сюжет – становление пророка. Образ поучающего и спасающего свой народ библейского пророка служит для Александра Сергеевича примером, он обращался к «Книге пророка Исайи». Лермонтов продолжает пушкинскую тему превра­щения поэта в пророка и развивает ее согласно своим убеждениям. Прототипом его пророка является Иеремия, поэтому за помощью Михаил Юрьевич обращался к "Книге пророка Иеремии" и к "Плачу Иеремии".

Пророк – посланник Бога, миссия пророка у Пушкина и Лермонтова – именно пророчествовать, "глаголом жечь сердца людей". В стихотворении Пушкина дана картина сурового и страшного перерождения человека во всевидящего и всезнающего пророка, он терпит муки, но зато ему открывается высшая истина, которую он понесет людям. Он платит своей жизнью за искру таланта.

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Спустя 15 лет М.Ю. Лермонтов в своем «Пророке» начинает с того, чем закончил Пушкин:


С тех пор как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка.

«Пророк» Пушкина построен на использовании церковно-славянизмов, архаизмов, что придает стихотворению торжественность, оно звучит как призыв к великому делу, у Лермонтова в «Пророке» используется современная лексика, поэтому и стихотворение лишено всякой торжественности. Более того, Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание в взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить. Толпа воинственна, ей не нужен «герой», открывающий правду, а старцы пугают им своих внуков:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас.

Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья


И только природа понимает поэта:

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

У Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Герой полностью разочарован в своем существовании и одинок в людском окружении. Именно эта тема — тема одиночества, изгнанничества прохо­дит через все творчество Михаила Юрьевича Лермонтова.

Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский пророк увидел "Страницы злобы и порока": он не принят людьми, он изгнан.

“Пустыня мрачная” из пушкинского стихотворения приобретает у М. Лермонтова черты романтической пустыни, освещенной звездами. Она может приютить пророка, защитить его от всей этой воинственной толпы, она противопоставлена “шумному граду”.

Таким образом, можно сказать, что оба стихотворения имеют общие черты, например, они пронизаны темой поэта и поэзии. Но в то же время сюжеты совсем разные. Пушкин показывает муки становления пророком, а Лермонтов – тяжелую жизнь и изгнание пророка.

ПУШКИНУ-ПОЛОНОФОБУ.
Но всё-таки их надобно задушить,и наша медлительность мучительна.
(Из письма Пушкина Вяземскому П.А. 1 июня 1831 года по поводу польского восстания.)

Уж Польша вас не поведёт:
Через её шагнёте кости. "
(Стихотворение "Бородинская годовщина".)

Когда за wolność - жизнь свою -
Восстали гордые Polacy,
Ты звал войска царя к ружью,
Мол,нечего точить нам лясы.

Твердил: "Давить бунтовщиков!
Дух истребить их самостийный
Без сожаленья!" (А! Каков
Наш "гуманист хрестоматийный"!)

И потопили всё в крови.
Убийцы шли победным маршем.
Так где ж хвалёные твои
"Товарищ,верь. " и "милость к падшим"?

Блеск эполет и портупей.
Завейся в вальсе и в "шампане".
До дна за "Русь Святую" пей,
Остри: "По полной,проше пани!"

Вновь тосты,смех,мельканье ног.
В глазах рябит от блюд и лоска.
Как быстро скурвиться ты смог,
"Певец свободы",matka boska!

Продлится праздник до утра.
Утихнет бал,погаснут свечи.
Ждёт экипаж - домой пора,
Где и постель,и "жёнки" плечи.

Докушав сочный апельсин,
Минет пусть сделает Наталья.
Нет,Пушкин,ты не сукин сын -
Порядочная ты каналья!

Поделиться