Образ пророка в произведениях Пушкина и Лермонтова
У двух великих русских поэтов – Пушкина и Лермонтова – есть стихотворения под названием «Пророк». Но образ пророка у них разный. Пророк Пушкина – это сильная личность, во рту которого вместо языка «жало мудрыя змеи», а в груди вместо сердца – «угль, пылающий огнем». К нему взывает Божий глас и велит, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей». Пророк Лермонтова совершенно иного рода. Это жалкий нищий, его презирают и забрасывают камнями. Он «худ и бледен», «наг и беден».
Попытаемся понять, кто из библейских пророков мог послужить прообразом пушкинского пророка и кто – лермонтовского.
Обратимся к самым значительным из пророков – Исайи и Иеремии.
Пророк Исаия жил в VIII веке до Рождества Христова. – тогда, когда самой могущественной на Востоке была Ассирийская держава.
В своих речах Ишаяу в резкой форме обличал социальную несправедливость и искажение правосудия, предсказывал кару за это в нашествии Ассирии и гибели Древнеизраильского царства и Иудеи. Между прочим, именно Исаия принадлежит первая в мире утопия: «. и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» Исаия 2:4).
В книге Исаии описано видение пророка, которое представляет для нас очевидный интерес (6:1–3, 6–10): «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и величественном, и края его наполняли храм. Пред Ним стоят серафимы; шесть крыльев, шесть крыльев у одного (у каждого из них); двумя прикрывает он лицо свое и двумя прикрывает он ноги свои, и двумя летает. И подлетел ко мне один из серафимов, и в руке его уголь горящий, (что) взял он щипцами с жертвенника, и коснулся он (углем) уст моих и сказал: вот, коснулось это уст твоих, и грех твой снят будет, и вина твоя будет прощена. И услышал я голос Господа, говорящего: кого пошлю Я и кто пойдет для нас? И сказал я: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слушать слушаете, но не понимаете, и смотреть смотрите, но не разумеете! Отучнело сердце народа этого и отяжелели (оглохли) уши его; и глаза его отвращены, чтобы не узрел он глазами своими, и не услышал ушами своими, и чтоб не поняло сердце его, и не обратился бы он, и не исцелился».
Приведем стихотворение Пушкина (1826) и сравним некоторые детали в описании пророка:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп, в пустыне я лежал,
И Б-га глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Поэтические образы в пушкинском тексте несомненно напоминают образы из книги пророка Ишаяу: «шестикрылый серафим», «грешный язык», «угль, пылающий огнем». С большой долей уверенности можно предположить, что «прототипом» пушкинского пророка является именно библейский пророк Исаия.
Теперь обратимся ко второму из великих пророков – Иеремии.
Иеремия жил позже Исаии, в VI веке до н. э. когда Ассирийская держава уже сошла с исторической сцены и на ее месте появилась Нововавилонская держава во главе с Невуходоносром.
Иеремия также обличал социальную несправедливость, вероотступничество и идолопоклонство в среде народа Иудеи и предсказывал ему наказание в виде нашествия Вавилона и разрушения Иудеи. Он прозорливо понимал, что Иудея не должна строить козни против Вавилона и вступать в антивавилонские военные союзы. А политика тогдашнего иудейского царя и его окружения была обратной: царь рассчитывал на помощь Египта, Иеремия же называл его «надломленным тростником», на который нельзя опереться. Пророк Иеремия был своего рода лириком: предсказывая гибель Иерусалима и его Храма, он изливает свою боль и буквально плачет по этому поводу. Не случайно авторство книги Эйха традиция приписывает именно Ирмияу. В этой книге описываются боль и плач уведенных в вавилонский плен иудеев.
Судьба Иеремии была весьма трагичной. За свои обличения он попал в опалу к царю и царскому окружению, его даже объявили изменником, поскольку он выступал против царской политики, против отступничества от Б-га и идолопоклонства. Приведем отрывок из его речей (Иеремия 2:26–29): «Как опозорен бывает вор, когда его поймают, так осрамились и сыны дома Израилева: (сами) они, их цари, их сановники и их священники, и их пророки. Говорят (они) дереву: “ты отец мой” и камню: “ты меня породил”, ибо повернулись ко Мне затылком, а не лицом; но во время бедствия своего говорят: “встань и спаси нас!”. А где же боги твои, которых ты сделал себе? Пусть они встанут; (смогут) ли спасти тебя во время бедствия твоего? ведь (по) числу городов твоих были боги твои, Иудея! К чему вам спорить со Мною? Все вы отступили от Меня, – говорит Господь».
"И пришел Иеремия. и стал он на дворе дома Г-сподня, и сказал всему народу: Так сказал Господь Саваоф, Бог Израиля: вот, наведу Я на город этот и на все города все то бедствие, которое изрек на него, потому что ожесточили они выю свою, чтобы не слушать слов Моих. (Когда) услышал Пашхор, сын священника Имера, он же главный смотритель в доме Господнем, те слова, что пророчески изрек Иеремия, то побил Пашхор пророка Иеремию и засадил его в колоду, что в верхних воротах Вениаминовых при доме Господнем. И было, на следующий день выпустил Пашхор Иеремию из колоды. ».
Однако Иеремия продолжал пророчествовать. Чувствуя враждебное отношение со стороны своих слушателей, он жалуется Господу (20:7–11). стал я вседневным посмешищем, всякий издевается надо мною. Ибо каждый раз, (как) заговорю я, воплю: “Насилие и грабеж!” – кричу. Ибо от многих слышал я навет, отовсюду угроза: “заявите, а мы донесем на него”. Все, жившие в мире со мною, подстерегают меня: “может быть, он оплошает, и мы одолеем его и отомстим ему”. Но со мною Господь, как воин могучий, и поэтому гонители мои споткнутся и не одолеют праведного, видит нутро и сердце; да увижу я Твое им отмщение, ибо Тебе вверил я тяжбу мою».
Иеремия настолько страдает от враждебного отношения к себе, что готов отказаться даже от миссии пророка: «И сказал я (себе): не стану больше напоминать о Нем и не буду говорить именем Его. » (20:9). Он проклинает день своего рождения: «(Да будет) проклят тот день, когда я родился! День, когда родила меня мать моя, да не будет он благословен! (Да будет) проклят тот человек, что известил отца моего, сказав: “родилось у тебя дитя мужского пола!”. » (20:14, 15). «Зачем вышел я из утробы? чтобы видеть муку и скорбь и чтобы закончились мои дни в поругании?» (20:18).
Перечтем стихотворение Лермонтова, написанное им в 1841 году – то есть в последний год жизни:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
13 января 2017 г. на экраны вышел фильм Мартина Скорсезе Молчание (Silence). Это третий фильм режиссёра на религиозную тему после картин Последнее искушение Христа (1988) и Кундун (1997). Главные роли в картине Молчание исполняют голливудские актёры Эндрю Гарфилд, Адам Драйвери Лиам Ниссон, пишутМХН. Слоган.
Легендарная христианская группа из Беларуси Новый Иерусалим воссоединилась со своим бывшим лидером Александром Патлисом по крайней мере для серии концертов в городах СНГ и Европы. Об этом в интервью Славянскому Сакраменто рассказал бас-гитарист музыкального коллектива Игорь Сорокин во время своего тура по США. В.
25 октября, 17:31
Художник Александр Клименкоблагодаря своему уникальному проекту Иконы на ящиках из-под патронов сумел собрать рекордные миллион гривен на помощь украинским военным. Теперь эти иконы, по словам автора, помогают евродепутатам принимать положительные для Украины решения. Кроме того,Александр под псевдонимом Олаф Клеменсен в прошлом году издал свою.