Хранил ли талисман Александра Пушкина?
Драгоценным и полудрагоценным камням люди издавна приписывали различные магические свойства. Одним из таких камней, с самых древних пор использовавшихся в качестве талисмана, амулета, хранящего от бед и невзгод его владельца, был сердолик.
Сердолик - очень красивый камень, для него характерны все оттенки красного цвета - от оранжевого до фиолетового. Слово «сердолик» происходит от греческого «сардоникс» или «сардион» - от названия средиземноморского острова Сардиния, где добывали этот камень, или же по другой версии - от названия города Сарды - столицы древнего государства Лидия в Малой Азии. Сарды были важным центром торговли драгоценными украшениями, в том числе из сардоникса.
Этот полудрагоценный камень известен с древних времен: бусины из сердолика были найдены археологами при раскопках стоянок эпохи палеолита. В государствах Древнего мира - Египте, Междуречье, Греции и Риме - также ценилась его красота. Наиболее
искусно вырезали выпуклые изображения на сердолике - камеи - в эпоху расцвета Римской империи, о чем свидетельствуют современные музейные коллекции. Считалось, что этот камень оберегал человека от беды и, кроме того, помогал сохранить любовь. Популярности сердолика способствовали и его чисто физические свойства: камень было не сложно обрабатывать резцом, но при этом он был довольно твердым, чтобы хорошо сохранять нанесенные изображения. Перстни-печати из сердолика с надписями или изображениями были широко распространены еще с III-II тысячелетий до нашей эры. Камень оправляли в драгоценный металл. Такие перстни изготовляли на протяжении тысячелетий. На Востоке делают их и сейчас. Обычно на перстне вырезают имя владельца или цитату из Корана.
Александру Пушкину подобный перстень был подарен графиней Елизаветой Воронцовой (ее называли одной из привлекательнейших женщин своего времени) перед его отъездом из Одессы в Михайловское. Перстень должен был символизировать особые чувства между графиней и поэтом. Кроме того, Воронцова преподнесла Пушкину на прощанье и свой портрет-миниатюру в золотом медальоне.
Перстень был парным, поэтому у Елизаветы остался двойник перстня, подаренного Пушкину. Каждый из перстей представлял собой массивное витое золотое кольцо со вставленным восьмиугольным полированным сердоликом багряного цвета, на котором была выгравирована таинственная надпись. Воронцова верила, что перстни являются талисманами и обладают магической силой.
С этим перстнем, который великий поэт также называл не иначе как своим талисманом, связаны несколько его замечательных стихотворений («Талисман», «Храни меня, мой талисман», «В пещере тайной. », «Сожженное письмо»). Одно из них было написано после встречи Пушкина с Воронцовой, которая произошла в 1827 году в Москве.
Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы,
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.
И, ласкаясь, говорила:
«Сохрани мой талисман:
В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан.
От недуга, от могилы,
В бурю, в грозный ураган,
Головы твоей, мой милый,
Не спасет мой талисман.
И богатствами Востока Он тебя не одарит,
И поклонников пророка Он тебе не покорит;
И тебя на лоно друга,
От печальных чуждых стран,
В край родной на север с юга
Не умчит мой талисман.
Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя,
Иль уста во мраке ночи
Поцелуют не любя -
Милый друг! От преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!»
На черновике этого стихотворения Пушкин поставил пять сургучных оттисков своего талисмана. Им же он запечатывал многие свои письма. Подобные же печати стоят на полях многих других рукописей поэта. Запечатывал перстнем Пушкин и многие свои письма. Елизавета Ксаверьевна Воронцова, в свою очередь, запечатывала перстнем, который остался у нее, свои письма к Пушкину в Михайловское.
Российский критик и мемуарист Павел Анненков писал: «Сестра поэта, О. С. Павлищева, говорила нам, что, когда приходило из Одессы письмо с печатью, изукрашенною точно такими же каббалистическими знаками, какие находились и на перстне ее брата, последний запирался в своей комнате, никуда не выходил и никого не принимал к себе». Чтобы избежать огласки и скандала, Воронцова взяла с Пушкина слово не хранить приходящие от нее письма, а сжигать их сразу после прочтения.
О том, что со своим перстнем-талисманом поэт практически не расставался, свидетельствует и его известный портрет работы Василия Тропинина, на котором этот перстень хорошо заметен на руке поэта. Пушкин признавался, что верит в магические свойства своего
талисмана, считая надпись на нем каббалистической, и, кроме того, полагает, что перстень каким-то скрытым образом связан с его поэтическим даром.
В день дуэли перстень также был на руке Пушкина. Сыграл ли какую-то роль талисман в этот трагический для поэта и всей русской литературы день? Быть может, разгадка кроется в неизвестной надписи на перстне?
Познакомимся с последующей, не менее занимательной историей талисмана. После дуэли смертельно раненный поэт завещал свой перстень Василию Жуковскому. Он тоже пользовался им как печатью. И, как и Пушкин, не подозревал о значении содержавшейся на нем надписи. В письме С. М. Саковину, отправленном 20 июля 1837 года, Жуковский пишет: «Печать моя есть так называемый талисман, подпись арабская, что значит, не знаю. Это Пушкина перстень, им воспетый и снятый с мертвой руки его».
После смерти Жуковского его сын Павел в 1870-х годах передал перстень писателю Ивану Тургеневу, который, в свою очередь, завещал его Льву Толстому и просил и далее передавать пушкинскую реликвию достойному продолжателю пушкинских традиций в русской литературе.
Как собственность И. С. Тургенева перстень был выставлен в 1880 году на выставке в Петербурге, посвященной А. С. Пушкину. Экспонат сопровождался следующей пояснительной запиской: «Перстень этот был подарен Пушкину в Одессе Воронцовой. Он носил почти постоянно этот перстень и подарил его на смертном одре поэту Жуковскому. От Жуковского перстень перешел к его сыну, Павлу Васильевичу, который подарил его мне. Иван Тургенев. Август 1880». Тургенев так
отзывался о знаменитой реликвии: «У меня есть драгоценность - это перстень Пушкина, подаренный ему Воронцовой и вызвавший с его стороны ответ в виде великолепных строк известного всем «Талисмана». Я очень горжусь обладанием пушкинского перстня и придаю ему так же, как и Пушкин, большое значение».
Однако эта «писательская эстафета» перстня вскоре прервалась. Наследница Ивана Тургенева, певица Полина Виардо, в 1887 году передала перстень в Пушкинский музей Александровского лицея, откуда весной 1917 года он был украден. Следствие установило, что перстень вместе с несколькими вещами украл из музея один из лицейских служителей и продал их старьевщику за небольшую сумму. Похититель сразу же во всем сознался и дал приметы старьевщика. Тот также был найден сыщиками, и все украденные предметы вновь заняли свои места в музейной экспозиции. Однако пушкинского перстня среди них не оказалось. С тех пор о его судьбе ничего неизвестно.
Все, что осталось от него в музее, - это сафьяновый футляр, слепок камня и его оттиск на сургуче и воске. Увидим ли мы когда-нибудь вновь перстень Пушкина?
Ни имени мастера, ни сведений о том, как попали перстни к графам Воронцовым, история не сохранила. Есть лишь предположение, что они были подарены графине гахамом крымских караимов Хаджи-ага Симой Бабовичем (1788-1855). Будучи светским и духовным главой и верховным представителем караимского народа, гахам Бабович встречался с русскими императорами и высшими краевыми чиновниками, в том числе с графом Воронцовым. С 1823 года генерал-губернатор Новороссийского края Михаил Воронцов, муж Екатерины Ксаверьевны, имел свои владения на Крымском полуострове, в то время входившем в состав Новороссийского края. Воронцовы были дружны с крымскими караимами, возможно, в ходе их общения им и были подарены эти перстни.
На обоих перстнях имелись надписи на древнееврейском языке, и надпись с пушкинского экземпляра в 1888 году была прочитана известным ученым, исследователем-гебраистом Даниилом Хвольсоном. Известный востоковед, профессор восточных языков Санкт-Петербургского университета установил, что надпись сделана караимским курсивом и переводится так: «Симха, сын святого старца Иосифа, пусть будет благословенной его память». Ученый выяснил и место изготовления, и датировку перстня, позже подтвержденную исследователем-караимом Симоном Шишманом. Особенности написания букв и шрифт надписи позволили определить, что перстень был сделан в конце XVIII - начале XIX веков в горном городе-крепости караимов Джуфт-Кале, находящемся в Крыму. Также традиционным для крымских караимов является употребленное в надписи слово «старец». Кто же такой Симха бен Иосиф, загадочный первый владелец перстня? Этого, возможно, мы так никогда и не узнаем.
Пушкинским перстнем, изготовленным ювелирами в Джуфт-Кале, караимские ученые, конечно же, интересовались и посвящали ему научные исследования. В 1933 году известный караимский тюрколог Симон Шишман опубликовал в «Бюллетене караимских исследований», издававшемся в Париже, статью на французском языке «Талисман Пушкина». Ее русский перевод позже был напечатан в «Вестнике Русского фонда культуры». Шишман был не единственным караимом, обратившимся к исследованию пушкинского перстня. Караимская публицистка из Литвы Эльжбетта Безекавичене пишет, что надпись на перстне за 15 лет до Шишмана по снимку прочитал и другой караимский филолог и исследователь С. Фиркович.
Однако вернемся от науки к загадкам. Как мы помним, брат-близнец пушкинского перстня остался у графини Воронцовой. Она скончалась в 1880 году, и перстень хранился у ее наследников. Когда пушкинский талисман был украден, администрация музея обратилась к потомкам графини с просьбой подарить музею ее перстень. Они сразу же согласились, но тут выяснилось, что их перстень тоже куда-то пропал. Совпадение?
Судьбы двух перстней и впрямь оказались таинственно связанными между собой, как и предполагали Пушкин с Воронцовой. Перстни загадочным образом появились и так же загадочно исчезли. Остались лишь бессмертные, не подвластные никаким ворам строки великого поэта:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи -
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило.
Оно сокрылось, изменило.
Храни меня, мой талисман.
Пускай же в век сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
Автор: А.В.Дзюба
Источник: "Тайны и загадки истории и цивилизации"