Эпитеты в произведении А.С. Пушкина
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: http://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Цель проекта: 1. Проанализировать роль эпитетов в произведении А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» 2. Сгруппировать эпитеты по типу авторские и фольклорные. Задачи проекта: - Приобретение новых знаний в области средств художественной выразительности; - Совершенствование умений и навыков работы с текстами художественного стиля; - Размышлять над прочитанным, извлекая из него не только нравственные, но и языковые уроки.
Эпитет это яркое образное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. Эпитеты – это не обязательно прилагательные, хотя с древнегреческого слово ἐπίθετον переводится именно так. Эпитет очень часто используется различными авторами в произведениях, стихотворениях, Следует, правда, помнить, что многие исследователи считают эпитетами только метафорические прилагательные.
Каждый писатель рисует мир по-своему. Неповторима и та гамма цветов, которую использует. Главная роль в этом принадлежит эпитету — образному определению предмета. Наиболее распространены эпитеты со структурой объект+определение. выраженное разными частями речи. В роли определения часто выступает прилагательное. Но с одинаковым успехом и даже большей степенью художественной выразительности в роли эпитетов могут выступать и существительные, наречия. а также другие части речи.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод. Эпитет — это художественное определение, которое обозначает, индивидуальные качества предмета и вызывает в нашем воображении картину, образ этого предмета. Вместе с тем для эпитета характерна не только изобразительность, но и эмоциональность, потому что в нем выражены отношения, чувства автора к предмету. Основные требования, предъявляемые к эпитету: он должен быть простым, понятным, выразительным и не должен перегружать текст.
Функция эпитета – образного поэтического определения – многообразна. Практически в каждом произведении А.С. Пушкина использует эпитет, который помогает читателю лучше увидеть изображаемый предмет, выразительней сделать ассоциацию. Эпитеты можно разделить на группы: - украшающие эпитеты (цветовой, метаморфический) – любые описательные характеристики; - постоянными (Фольклорный) - называют такие эпитеты, которые уже давно и прочно закрепились в сознании многих людей за --определенными словами. Много их в произведениях устного народного творчества, -фольклоре и сказках; - индивидуальные (Авторские).
Поэт, восхищался народными образами, использует в своей поэме постоянные эпитеты. « Бурый волк» В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит. Простое житейское наблюдение, обращение к сказке, к басне, к былине, свидетельствуют о том, что волк всегда серый. «Бурый» же неизменно разъясняется словарями как «темно-коричневый с сероватым или красноватым оттенком» или как «темно-красноватый», что для волка, казалось бы, совершенно неестественно.
Наш витязь с жадностью внимая Рассказы старца; ясны очи Дремотой лёгкой не смыкал… Повеселись. мой верный меч, Повеселись, мой конь ретивый! Но что сказал я? Где Руслан? Лежит он мёртвый в чистом поле. Обратите внимание на тот факт, что поэт выбирает, как правило, один самый яркий эпитет, что подчёркивает близость его поэмы произведениям устного народного творчества.
Авторские эпитеты - Обычный кот имеет в произведении эпитет ученый. Получается, что Пушкин с самого начала настраивает читателя на сказочный лад, заявляя, что историю ему рассказал сам «Кот ученый». Эпитет ученый - выученный, наученный чему-нибудь. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей;
Ковши, серебряные чаши С кипящим пивом и вином Автор нанизывает эпитеты друг на друга, задавая отрезку текста ритм. Доказывая следующими многочисленными из нее выписками: «пламенным челом», "в пустынной тишине", "свадьбы день ужасный", "седого колдуна", «радости младой» "угрюмый край", "томными глазами", "Людмилы нежной красоты", "воспаленного Руслана".
Роль эпитетов в художественной речи: -Усиливают выразительность, образность языка произведения ; -Придают художественную, поэтическую яркость речи; -Обогащают содержание высказывания; -Выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; -Создают живое представление о предмете; -Оценивают предмет или явление; -Вызывают определённое эмоциональное отношение к ним; -Помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
В заключении - Ну хорошо,— скажете вы,— но зачем все это знать нам, не писателям и не поэтам. - А не в ваших ли творческих работах (творческих!) полное отсутствие или крайняя бедность, стандартность, невыразительность именно эпитетов. Представьте себе, что в нашем языке нет эпитетов. Мы не имеем возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Представили? И сразу станет понятно, зачем нужны эпитеты. Скучным, серым и однообразным был бы наш язык без эпитетов. А поэзии не было бы вообще. Всё это подтверждает мысль Пушкина о том, что русскому языку нужно учиться у сказок.