Анализ стихотворения «Осень»
Стихотворение «Осень» чаще всего относят к философской лирике А. С. Пушкина, хотя в нём есть и пейзажные зарисовки, и размышления о поэзии. Одна из главных тем этого произведения — бесконечный круговорот природы и связанный с ним круговорот и течение человеческой жизни. В стихотворении отражено многообразие жизненных впечатлений и настроений. Здесь два начала — лирическое и повествовательное, а им соответствуют также два стиля — поэт совместил лирику с повествованием. Стихотворение написано в Болдино осенью 1833 г. — это был невероятно плодотворный и очень яркий период в творчестве Пушкина.
К произведению дан эпиграф — « Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?» (строки Г. Р. Державина). Эпиграфом Пушкин устанавливает связь своего стихотворения с известным в то время посланием Г. Р. Державина, в котором воспеты спокойствие и поэзия уединения. А само стихотворение воспринимается как непринуждённая беседа поэта с читателем. В соответствии
с содержанием той или иной строфы в нём меняются авторские интонации. Стихотворение называется «Осень» — это любимое время года Пушкина. Но поэт подробно описывает все времена года, высказывая при этом своё личное отношение к зиме, весне, лету и осени.
Всё гениально в этом творении великого поэта, и каждая деталь выполняет большую роль. Точно подобраны эпитеты: волнистая мгла, промёрзлый дол, могильная пропасть, уснувшие дубравы и др. Созданы удивительные метафоры и сравнения ( « в багрец и в золото одетые леса», « зеркало стоячих, ровных рек », «нелюбимое дитя В семье родной » ) И великолепные
художественные образы (зима-старуха, чахоточная дева-осень, «пышное природы увяданье» ). Поэтом использована лексика старого стиля «<осенний хлад», « страждут озими », « мучишь ») И звукопись «очей очарованье», «согрета И свежа, она вам руку жмёт, пылая и дрожа» ). Выбранные Пушкиным синтаксические приёмы тоже усиливают выразительность художественной речи. К таким приёмам относятся: перенос со строки «Так нелюбимое дитя в семье родной / к себе меня влечет»), инверсия «люблю я пышное природы увяданье », « К привычкам бытия вновьтчувствую любовь» ), синтаксический параллелизм «чредой слетает сон, чредой находит голод» ).
И даже знаки препинания обретают особый смысл. Вот как поэт обращается к лету: «О, лето красное». Неудивительно, что после такого поэтического словосочетания стоит восклицательный знак. Но дальше Пушкин говорит вовсе не о прелести лета, не о радостях, которые оно дарит нам, он перечисляет совершенно прозаичные приметы: «зной, да пыль, да комары, да мухи». Поэт говорит, что лето губит все его душевные способности. Летом он
вместе с природой жаждет дождя — жалеет зимы и ждёт осень.
Весна — тоже не его пора: «Я не люблю весны; скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен». Пушкин умеет создать целую картину самыми обыкновенными, а порой даже прозаичными словами: пыль, комары, мухи, вонь, грязь. Чтобы употреблять такие не поэтичные слова, нужна была смелость — до Пушкина в поэзии таких слов не употребляли. Но он умел сделать так, чтобы самое обычное бытовое слово зазвучало органично.
А вот зимой поэт доволен гораздо больше. В строках, посвящённых зиме, нет тоски и печали. Зима для Пушкина — это праздники с весёлыми играми и блинами, катаниями с девушками на лошадях. Он рисует романтические картины ночных прогулок в санях под луной, катания на коньках — сплошные удовольствия. Но ведь праздники быстро надоедают — «нельзя же целый век кататься нам в санях с Армидами младыми». И Пушкин верно замечает, что «ведь это наконец и жителю берлоги, медведю, надоест». Но тогда картину правдников и красочных зимних гуляний сменяет другая картина, в которой только и остаётся «киснуть у печей за стеклами двойными ». Зима тоже не даёт Пушкину вдохновения — не зовёт его к перу.
С особой любовью пишет поэт об осени. Осенью он не чувствует скуки и лености. Он признаётся: «И с каждой осенью я расцветаю вновь », «к привычкам бытия вновь чувствую любовь». Осенью у поэта «легко и радостно играет в сердце кровь, желания кипят», он снова счастлив и молод. Осенние дни его проходят совсем по-другому. Он больше не киснет у печей, а испытывает подъём душевных, физических и поэтических сил. Всё осенью рождает в нём вдохновение. И Пушкин подробно описывает читателю картину своего творческого труда, рассказывает нам, как рождаются стихи (этому посвящены Х и ХI строфы). Этот процесс начинается с отрешения от всего суетного вокруг: «и забываю мир … ». Поэт полностью отдаётся своему поэтическому воображению: « я сладко усыплён моим воображеньем » — В нём пробуждается поэзия. И мы видим, что этот творческий процесс в высшей степени радостен для Пушкина, доставляет ему великое удовлетворение собой, жизнью. А происходит это осенью — вот почему она для него самое любимое время года. Стихотворение заканчивается вопросом: «Куда ж нам плыть? » В нём отражается раздумье поэта о трудностях своего положения в условиях самодержавно- крепостнического строя и полицейского надзора, особенно усилившегося после подавления восстания декабристов.
Стихотворный размер произведения — ямб. Поэзия, написанная ямбом, обычно окрашена в оживлённый, весёлый тон, который передаёт светлое душевное состояние. Написано стихотворение октавами — так называется строфа из восьми стихов с расположением рифм абабабвв и с чередованием мужских и женских окончаний. Благодаря октавам создаётся оттенок лёгкоЙ грусти.