Урок литературы в 10-м классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова)
1. В процессе коллективной работы, путем сопоставления одноименных стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова и Некрасова, выявить, в чем особенность использования христианских мотивов в творчестве Н.А. Некрасова
2. Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять стихотворные тексты, логически мыслить, высказываться на литературную тему, применять ранее полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера.
3. Нравственное и духовное воспитание с привлечением памятников мировой культуры (поэзия, Библия, живопись).
Оборудование: на каждой парте – карточки-информаторы, стихотворения: "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; репродукция картины И.Н. Крамского "Христос в пустыне".
Тема: "Три Пророка"
Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова
. Я освятил тебя, пророком
для народа поставил тебя.
Книга пророка Иеремии
Становление Некрасова – "религиозного" поэта прямо связано с его становлением как поэта народного и национального. У Некрасова нет "чистой" религии. У него она скорее обозначение народных или даже национальных черт: подвижничества, самоотвержения, способности к высокому страданию.
Темы покаяния, искупительной жертвы, подвижничества, храма, ведущие в творчестве поэта, – приметы подлинной духовности и, по сути, краеугольные камни христианского православия, евангельского и народного христианства.
Учитель: Тема религиозности Некрасова – одна из самых неизученных. По мнению Н. Скатова, со стихотворения "Влас" (1855) "круто и глубоко в творчество Некрасова входит религиозность, даже намека на которую нет ни в одном произведении, созданном за все предшествующие многие годы.
Н. Скатов пишет: "Становление Некрасова – "религиозного" поэта прямо связано с его становлением как поэта народного и национального. У Некрасова нет "чистой" религии. У него она скорее обозначение народных или даже национальных черт: подвижничества, самоотвержения, способности к высокому страданию" (обращение к материалам, записанным на доске) .
Другой современный исследователь – Н. Мостовская утверждает: "Темы покаяния, искупительной жертвы, подвижничества, храма, ведущие в творчестве поэта, – приметы подлинной духовности и, по сути, краеугольные камни христианского православия, евангельского и народного христианства.
Сложность проблемы состоит в том, что Некрасов не был глубоко верующим человеком, в его творчестве переплетаются революционные идеи и связанные с ними чувства и библейские, евангельские мотивы.
– В каких произведениях Некрасова, рассмотренных нами ранее, присутствуют библейские мотивы? ("Влас", "Похороны", "Зеленый Шум", "Памяти Добролюбова", "Сеятелям", в поэмах "Саша", "Тишина".)
Учитель: Тема нашего урока "Три "Пророка". Сегодня мы должны будем сопоставить стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, имеющие одинаковое название – "Пророк".
Мы должны будем выяснить, что общего у всех трех авторов в представлении о миссии пророка? В чем отличие? В чем особенность использования христианских мотивов в стихотворении "Пророк" Некрасова? Результаты работы будем заносить в таблицу (заполняется на доске по ходу урока).