Пейзажная лирика 19 века (А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.Н.Майков, И.С.Никитин, Н.Плещеев, И.З.Суриков) в детском чтении (одно стихотворение наизусть на выбор).

Русская поэзия необычайно богата размышлениями на тему взаимодействия человека и природы. В лирике 19 века все чаще природа выступает как сила то грозная, то умиротворяющая, способная помочь человеку понять себя.

Творчество Великого русского поэта 19 века А.С.Пушкина связано с природой: поэт тонко чувствовал прекрасное в природе. Чувство красоты у Пушкина развито до высшей степени. Благодаря этому чувству поэт создал свои лучшие произведения, в которых он искусно описал красоты пейзажа. Так, например, Пушкин рисует «торжественную красу» моря, которая его вдохновляет, в стихотворении «К морю». Для поэта морская стихия – олицетворение свободы, которой противостоит «скучный, неподвижный брег». В стихотворении «Осень» поэт описывает все четыре времени года.

Картины природы никогда не были для Некрасова главной поэтической темой: обыкновенно все его внимание поглощали напряженные человеческие отношения. Пейзажные зарисовки, если и возникают в его стихах, то в связи с этими отношениями или как своеобразная к ним иллюстрация. К примеру, за изображением несжатой полосы пшеницы поздней осенью встает судьба несчастного пахаря. Еще более резко проступает идеологическая направленность в стихотворении «На Родине», где красоту «родимых нив» отравляет в сознании поэта тот факт, что они «возделаны рабами». Однако встречаются у него картины природы, свободные как от социальной проблематики, так и от тоскливой хандры. В первой части поэмы «Железная дорога» рисуется осенняя природа, и автор бесхитростно восторгается ею. Природа оказывается для Некрасова средством успокоения, отдохновения от тягот жизни, исцеления душевных ран.

Истинное величие Тютчева обнаруживается в его лирике. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог — таким представляется он в стихах, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, жизнь природы, связь человека с этой жизнью, любовь.Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символический философский смысл, а мысль обретает выразительность. Ему принадлежат«Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной. », «Чародейкою зимою…». Пробуждающаяся весенняя природа обладала чудодейственным свойством заглушать это постоянное беспокойство, умиротворять тревожную душу поэта.

Это стихотворения Майкова - «Сенокос", "Под дождем", "Ласточки", «Летний дождь», «Колыбельная песня».

Никитина - «Встреча зимы», «Пахарь», Плещеева - «Дети и птичка», «Сельская песня», Сурикова - «Детство», «Зима», «Зимой». Образы пейзажной лирики этих поэтов насыщены светлым восприятием жизни и глубокой любовью к прекрасной природе. Узнав в детстве эти стихи, человек через всю жизнь проносит благородную память о художниках, открывших для него поэзию родной природы. Эти стихотворения наполнены гармонией, любовью к окружающему миру.

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

Краски плещеевского пейзажа очень скромны и умеренны, они привлекают своей естественностью. Пейзаж прост и прозрачен, высоко эмоционален и часто контрастен. Во всех его стихах звучит светлое, оптимистическое звучание.

Первые стихи Фета для детей появились под влиянием родных и близких, от которых он слышал сказки и частушки. Дворовая девушка Прасковья была первой, кто ему рассказывал сказки о бабе Яге, жар-птице, кощее бессметном и многих других персонажах. Затем будущий поэт учился русской грамоте у своего повара Афанасия.

К числу поэтов, любящих «живую природу» можно отнести Ивана Сурикова. Выходец из крестьян, Суриков известен рядом поэтических шедевров, которые были усвоены самой широкой массой народа. Среди них песни: «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина…», «Сиротой я росла…», «Точно море в час прибоя…»· и другие. Чайковский написал на стихи Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» известный романс, который до сих пор входит в репертуар певцов. Художественному мастерству Суриков учился у Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Шевченко, Никитина. Вместе с этим Суриков использует неисчерпаемые богатства образов и языка из русского поэтического народного творчества, придавая народным песням новое поэтическое оформление, ритмичность и звучность.

24. Нравственно-философская проблематика повести-сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Значение иллюстраций автора к сказке.

Читая произведения А. де Сент-Экзюпери. острее ощущаешь красоту мира и силу человеческого влечения к братству. Философская сказка «Маленький принц» была написана Экзюпери незадолго до гибели.

Маленький принц - главный персонаж сказки - показан нам в путешествии, в движении, в поиске, хотя он и понимает, что время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг: если идти прямо перед собой, куда глаза смотрят, то далеко не зайдешь. На разных планетах он встречается с их взрослыми жителями, которые за цифрами доходов, честолюбием, жадностью забыли о своем человеческом призвании.

На Земле Маленький принц попадается в сад с множеством роз. В эту трудную для малыша минуту, когда он ощущает потрясение от мысли, что роза обманывала его, говоря о своей неповторимости, появляется Лиса. Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу, отдавать самое дорогое - свое время: «Твоя Роза такая дорогая тебе из-за того, что ты отдавал ей столько времени». И Принц понимает: его Роза - единая в мире, так как он ее «приручил». Каждое чувство, в том числе и любовь, надо заслужить беспрерывной душевной работой. «Хорошо видит только сердце. Надо уметь быть отданным в дружбе и любви, нельзя пассивно относиться к злу, так как каждый отвечает не только за собственную судьбу.

Припомним пустыню, в которой летчик, который потерпел крушение, встречает Маленького принца. В любой экстремальной ситуации перед человеком, бывает, проходит вся его жизнь. Так маленький герой помог летчику острее и внимательнее посмотреть на жизнь, на свое место в ней и по-новому все это оценить. Рассказчик возвращается к друзьям совсем другим человеком: он понял, как надо дружить, что надо ценить и чего опасаться, т.е. он стал мудрее и менее легкомысленным. Маленький принц научил его жить.

Моральные и философские проблемы раскрываются в ней с помощью утонченных афоризмов, которые потом сопровождают нас в нашей жизни, правя за моральные ориентиры: «себя судить намного тяжелее, чем других.

Это произведение принуждает и нас по-иному посмотреть на окружающий мир и людей.

Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. Уникальные иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, становятся частью универсального визуального лексикона, понятного каждому.

Поделиться